Предпрофильная подготовка. Помощь учащимся 7-х классов в выборе профиля обучения

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Цель профориентационной работы в школе – помочь учащимся осознанно выбрать профессию.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ – ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

Наше сложное время требует от подростка как можно более раннего осознания своих способностей, интересов, формирования стремления к выбору профессии. Осознанный выбор профессии играет ведущую роль в формировании личности, в социальной адаптации подростка, а, следовательно, социально значим для общества.

Правильно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, усиливает удовлетворенность жизнью.

Обществу нужны профессионалы, знающие свое дело, способные самостоятельно принимать решения, нести ответственность за них, умеющие творить.

Чтобы подросток в будущем стал таким профессионалом, ему на стадии выбора профессии нужна психологическая и педагогическая помощь.

Невозможно знать все. Надо знать понемногу обо всем и все о немногом. В сложных современных условиях огромного потока информации предпрофильная подготовка имеет решающее значение.

Чем раньше ученик поймет, в каком направлении ему двигаться к будущей профессии, тем выше у него будет мотивация в учебной деятельности, тем быстрее он будет формироваться как личность.

В нашем Центре образования № 429 “Соколиная гора” профильное обучение начинается с 8-го класса. Формируются три профильных класса: математический, гуманитарный, естественный.

Из учащихся, которые не попали в эти классы, формируется общеобразовательный класс, в котором преподают спецкурсы: автодело, ландшафтный дизайн, основы медицины.

Что же мы делаем для того, чтобы помочь учащимся 7-х классов выбрать профили обучения?

Проводим уроки профориентации по программе Резапкиной Г.В. “Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки”.

В программу уроков входит изучение себя как личности (своих интересов, способностей, особенностей мышления).

Чтобы помочь учащимся изучить себя, мы проводим батарею тестов:

А) Дифференциально-диагностический опросник (ДДО по Климову) позволяет учащимся определить, какой тип профессии им подходит: человек – природа, человек – техника, человек – человек, человек – знаковая система, человек – художественный образ.
Б) Тест “КАРТА ИНТЕРЕСОВ”, в котором представлены 24 возможные сферы деятельности:

физика, математика, химия, биология, медицина, экология, экономика, психология, педагогика, право, журналистика, политика, искусство, мода, дизайн, сфера обслуживания, транспорт, строительство, инженерные специальности, связь, компьютерные технологии, науки о земле, история, филология.

У учащихся преобладает интерес к естественным наукам (биология, физика, медицина), изучению компьютера, математике, экономике. В то же время достаточное количество учащихся интересуется гуманитарными сферами деятельности (право, история, литература, психология, педагогика.) Ярко выражен интерес к творческим специальностям (дизайн, мода)

Учащиеся очень любят “Карту интересов”, потому что результаты теста им понятны, конкретны, подтверждают то, что они знают сами о себе.

В) Тест “Опросник профессиональных склонностей”

(Резапкина Г.В. “Секреты выбора профессии”, стр.16) дает информацию учащимся об их профессиональных склонностях:

  • склонность к работе с людьми (обучение, воспитание, обслуживание, управление);
  • склонность к исследовательской деятельности, научной работе);
  • склонность к работе на производстве;
  • склонность к эстетическим видам деятельности;
  • склонность к экстремальным видам деятельности;
  • склонность к планово – экономическим видам деятельности.

Меньше всего оказалось учащихся, склонных к исследовательской, научной работе. Это заставляет задуматься.

Г) Тест “Определение типа мышления” (Резапкина Г.В.

“Психология и выбор профессии”, стр.37)

Тест позволяет определить, какой тип мышления преобладает у ученика:

  • предметно-действенное;
  • абстрактно-символическое;
  • словесно-логическое;
  • наглядно-образное;
  • креативное.

У учащихся 7-х классов преобладает наглядно-образное мышление.

В результате такого комплексного тестирования каждый ученик делает вывод, какие профессии ему подходят, какие предметы надо хорошо знать, чтобы быть успешным в этих профессиях, следовательно, какой профиль обучения ему надо выбрать

Например, если у ученика по тесту ДДО получается “человек – природа”,
по “карте интересов”химия, биология, медицина,
тип мышления предметно-действенный или наглядно-образный,
по опроснику профессиональных склонностей у него преобладает склонность к исследовательской деятельности,
то и психологам, и самому ученику ясно, что ему надо идти в естественный класс.

Следующий этап в работе с учащимися 7-х классов – изучение ими своих способностей

Учащиеся с помощью тестов из книги Резапкиной Г.В.

“Психология и выбор профессии Рабочая тетрадь учащегося “сами определяют уровень своих способностей к различным видам деятельности:

  • способности к интеллектуальным видам деятельности (стр.60);
  • способности к профессиям социального типа (стр.67);
  • способности к офисным видам деятельности (стр. 76);
  • способности к предпринимательской деятельности (стр. 77);
  • артистические способности (стр. 82);
  • технические способности (стр. 57).

Преобладание тех или иных способностей также позволяет психологам и самому ученику сделать вывод о выборе профиля обучения.

Одной из важнейших составляющих в профориентационной работе с учащимися 7-х классов является ПРОФПРОСВЕЩЕНИЕ – знакомство учащихся с миром профессий

Были проведены уроки – знакомства с профессиями:

  • телеоператор, кинооператор;
  • медик;
  • ландшафтный дизайнер;
  • летчик;
  • библиотекарь;
  • водитель, автомеханик, автоэлектрик, автослесарь;
  • создатель рекламы;
  • парикмахер;
  • повар.

Во время и после проведения уроков мы старались дать возможность учащимся попробовать себя.

Учащиеся занимались в кружке “Юный медик” на базе ММУ № 30, в кружках ландшафтного дизайна, основы рекламы на базе школы.

Знакомство с миром профессий продолжалось во время проведения экскурсий:

  • на радиостанцию “Сити–ФМ”;
  • в музей старинных паровозов (знакомство с профессиями машиниста, пом. машиниста, инженера по техническому обслуживанию электровозов);
  • в музей “Огни Москвы” (история московского освещения);
  • в музей истории авиации в Монино (знакомство с профессиями летчика, штурмана, авиаконструктора и др.).

После каждого такого урока и экскурсии проводились беседы о том, класс какого профиля соответствует каждой из профессий.

Для того, чтобы дать возможность учащимся проверить себя, в рамках Недели психологии была проведена Олимпиада по профориентации “Проверь свои способности”.

Учащиеся проверяли свои способности:

  • в создании рекламы;
  • к работе в медицине;
  • актерские и музыкальные способности;
  • способности к журналистике и фотожурналистике;
  • способности в работе с компьютером;
  • конструкторские способности;
  • биологические способности;
  • способности к работе дизайнера.

Наибольший интерес вызвало создание рекламы и дизайн. В олимпиаде приняло участие 60% учащихся 7-х классов. Олимпиада дала возможность учащимся увериться в правильности своего выбора профиля обучения.

Учащимся давалась анкета о выборе профиля обучения в начале и в конце учебного года. Мы получили следующие результаты: 

класс к–во

мат

гум

естеств

    нач года конец года нач года конец года нач года конец года
7 а 26 15 11 8 6 4 9
25 13 7 9 11 5 9
27 16 8 3 7 3 12
26 10 8 6 8 6 8

30 % детей поменяли свой выбор после курса по профориентации.

Можно проследить на примере отдельных учащихся, как происходил выбор профиля обучения.

Фамилия, имя Класс Карта интересов Проф.проба Профиль Спецкурс
Юрманова Кристина Биол, мед,экол “Юный медик” естеств Медицина
Казаков Александр Инж.спец транспорт Авиамодельный кружок техн Автодело
Архипова Настя Дизайн Кружок рекламы гум Ландшафт архитектура

В конце учебного года учащиеся отвечали на вопрос:

“В какой класс я хочу поступить и почему?”

Вот некоторые из ответов:

Архипова Анастасия 7б.

“Я хочу попасть в гуманитарный класс, потому что мне легко даются гуманитарные науки, такие как иностранные языки, русский язык, литература и история. Я учу уже два языка – английский и немецкий и хочу учить новые языки, ведь в нашей школе есть французский. Кроме того, в гуманитарном классе будет преподавать русский язык Екатерина Евгеньевна Степанова, мой любимый учитель. Да и по тестам получается, что я должна идти в “Г”класс

В будущем я хочу стать дизайнером или актрисой, что связано с творческой деятельностью, а это “Г” класс”.

Федоренков Влад 7б

“Я хочу пойти в математический класс, потому что я хочу стать конструктором, а для этого надо отлично знать математику, физику и черчение. Но хорошо бы, чтобы были уроки вождения и уроки изучения двигателя и строения машин”.

Пшонкин Олег 7б

“Я хочу пойти в “Е”класс, потому что там интересно и связано с животными и природой, а еще там есть такой предмет “Химия”.

Скопинцев Денис 7в

“Я хочу пойти в математический класс, потому что это самый умный класс (с умными учениками), близок мне по профессии и мне нравятся математические предметы”

Полякова Ольга 7в

“Я хочу поступить в естественный класс, потому что мне очень нравятся естественные науки и я хочу потом поступить в мединститут. Моя мама занимается клиническими исследованиями, и мне это очень нравится. Еще мне нравится химия, потому что я люблю проводить опыты.”

В конце учебного года психологическая служба школы дала каждому ученику рекомендацию по профилю обучения.

Вот примеры таких рекомендаций:

Шафарук Кристина

Проявляет интерес к гуманитарным творческим наукам. Лучше усваивает информацию через наглядные образы. Хорошо развит вербальный интеллект: способность формулировать и доносить мысль до аудитории. Склонность к эстетическим видам деятельности. Рекомендуется в гуманитарный класс.

Голованов Влад

Интересуется точными инженерными науками. Хорошо развито абстрактно-символическое мышление, способность усваивать информацию в виде символов. Склонность к работе на производстве. Рекомендуется в математический класс.

Полякова Ольга

Проявляет интерес к биологии, экологии, дизайну. Лучше всего развито наглядно – образное мышление, способность к творчеству. Склонность к исследовательским видам деятельности. Рекомендуется в естественный класс.

У 77 % УЧАЩИХСЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ПРОФИЛЯМ СОВПАДАЕТ С РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПСИХОЛОГА.