Цель профориентационной работы в школе – помочь учащимся осознанно выбрать профессию.
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ – ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
Наше сложное время требует от подростка как можно более раннего осознания своих способностей, интересов, формирования стремления к выбору профессии. Осознанный выбор профессии играет ведущую роль в формировании личности, в социальной адаптации подростка, а, следовательно, социально значим для общества.
Правильно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, усиливает удовлетворенность жизнью.
Обществу нужны профессионалы, знающие свое дело, способные самостоятельно принимать решения, нести ответственность за них, умеющие творить.
Чтобы подросток в будущем стал таким профессионалом, ему на стадии выбора профессии нужна психологическая и педагогическая помощь.
Невозможно знать все. Надо знать понемногу обо всем и все о немногом. В сложных современных условиях огромного потока информации предпрофильная подготовка имеет решающее значение.
Чем раньше ученик поймет, в каком направлении ему двигаться к будущей профессии, тем выше у него будет мотивация в учебной деятельности, тем быстрее он будет формироваться как личность.
В нашем Центре образования № 429 “Соколиная гора” профильное обучение начинается с 8-го класса. Формируются три профильных класса: математический, гуманитарный, естественный.
Из учащихся, которые не попали в эти классы, формируется общеобразовательный класс, в котором преподают спецкурсы: автодело, ландшафтный дизайн, основы медицины.
Что же мы делаем для того, чтобы помочь учащимся 7-х классов выбрать профили обучения?
Проводим уроки профориентации по программе Резапкиной Г.В. “Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки”.
В программу уроков входит изучение себя как личности (своих интересов, способностей, особенностей мышления).
Чтобы помочь учащимся изучить себя, мы проводим батарею тестов:
А) Дифференциально-диагностический опросник
(ДДО по Климову) позволяет учащимся определить,
какой тип профессии им подходит: человек –
природа, человек – техника, человек – человек,
человек – знаковая система, человек –
художественный образ.
Б) Тест “КАРТА ИНТЕРЕСОВ”, в котором
представлены 24 возможные сферы деятельности:
физика, математика, химия, биология, медицина, экология, экономика, психология, педагогика, право, журналистика, политика, искусство, мода, дизайн, сфера обслуживания, транспорт, строительство, инженерные специальности, связь, компьютерные технологии, науки о земле, история, филология.
У учащихся преобладает интерес к естественным наукам (биология, физика, медицина), изучению компьютера, математике, экономике. В то же время достаточное количество учащихся интересуется гуманитарными сферами деятельности (право, история, литература, психология, педагогика.) Ярко выражен интерес к творческим специальностям (дизайн, мода)
Учащиеся очень любят “Карту интересов”, потому что результаты теста им понятны, конкретны, подтверждают то, что они знают сами о себе.
В) Тест “Опросник профессиональных склонностей”
(Резапкина Г.В. “Секреты выбора профессии”, стр.16) дает информацию учащимся об их профессиональных склонностях:
- склонность к работе с людьми (обучение, воспитание, обслуживание, управление);
- склонность к исследовательской деятельности, научной работе);
- склонность к работе на производстве;
- склонность к эстетическим видам деятельности;
- склонность к экстремальным видам деятельности;
- склонность к планово – экономическим видам деятельности.
Меньше всего оказалось учащихся, склонных к исследовательской, научной работе. Это заставляет задуматься.
Г) Тест “Определение типа мышления” (Резапкина Г.В.
“Психология и выбор профессии”, стр.37)
Тест позволяет определить, какой тип мышления преобладает у ученика:
- предметно-действенное;
- абстрактно-символическое;
- словесно-логическое;
- наглядно-образное;
- креативное.
У учащихся 7-х классов преобладает наглядно-образное мышление.
В результате такого комплексного тестирования каждый ученик делает вывод, какие профессии ему подходят, какие предметы надо хорошо знать, чтобы быть успешным в этих профессиях, следовательно, какой профиль обучения ему надо выбрать
Например, если у ученика по тесту ДДО
получается “человек – природа”,
по “карте интересов”химия, биология, медицина,
тип мышления предметно-действенный или
наглядно-образный,
по опроснику профессиональных склонностей у
него преобладает склонность к исследовательской
деятельности,
то и психологам, и самому ученику ясно, что ему
надо идти в естественный класс.
Следующий этап в работе с учащимися 7-х классов – изучение ими своих способностей
Учащиеся с помощью тестов из книги Резапкиной Г.В.
“Психология и выбор профессии Рабочая тетрадь учащегося “сами определяют уровень своих способностей к различным видам деятельности:
- способности к интеллектуальным видам деятельности (стр.60);
- способности к профессиям социального типа (стр.67);
- способности к офисным видам деятельности (стр. 76);
- способности к предпринимательской деятельности (стр. 77);
- артистические способности (стр. 82);
- технические способности (стр. 57).
Преобладание тех или иных способностей также позволяет психологам и самому ученику сделать вывод о выборе профиля обучения.
Одной из важнейших составляющих в профориентационной работе с учащимися 7-х классов является ПРОФПРОСВЕЩЕНИЕ – знакомство учащихся с миром профессий
Были проведены уроки – знакомства с профессиями:
- телеоператор, кинооператор;
- медик;
- ландшафтный дизайнер;
- летчик;
- библиотекарь;
- водитель, автомеханик, автоэлектрик, автослесарь;
- создатель рекламы;
- парикмахер;
- повар.
Во время и после проведения уроков мы старались дать возможность учащимся попробовать себя.
Учащиеся занимались в кружке “Юный медик” на базе ММУ № 30, в кружках ландшафтного дизайна, основы рекламы на базе школы.
Знакомство с миром профессий продолжалось во время проведения экскурсий:
- на радиостанцию “Сити–ФМ”;
- в музей старинных паровозов (знакомство с профессиями машиниста, пом. машиниста, инженера по техническому обслуживанию электровозов);
- в музей “Огни Москвы” (история московского освещения);
- в музей истории авиации в Монино (знакомство с профессиями летчика, штурмана, авиаконструктора и др.).
После каждого такого урока и экскурсии проводились беседы о том, класс какого профиля соответствует каждой из профессий.
Для того, чтобы дать возможность учащимся проверить себя, в рамках Недели психологии была проведена Олимпиада по профориентации “Проверь свои способности”.
Учащиеся проверяли свои способности:
- в создании рекламы;
- к работе в медицине;
- актерские и музыкальные способности;
- способности к журналистике и фотожурналистике;
- способности в работе с компьютером;
- конструкторские способности;
- биологические способности;
- способности к работе дизайнера.
Наибольший интерес вызвало создание рекламы и дизайн. В олимпиаде приняло участие 60% учащихся 7-х классов. Олимпиада дала возможность учащимся увериться в правильности своего выбора профиля обучения.
Учащимся давалась анкета о выборе профиля обучения в начале и в конце учебного года. Мы получили следующие результаты:
класс | к–во | мат |
гум |
естеств |
|||
нач года | конец года | нач года | конец года | нач года | конец года | ||
7 а | 26 | 15 | 11 | 8 | 6 | 4 | 9 |
7б | 25 | 13 | 7 | 9 | 11 | 5 | 9 |
7в | 27 | 16 | 8 | 3 | 7 | 3 | 12 |
7г | 26 | 10 | 8 | 6 | 8 | 6 | 8 |
30 % детей поменяли свой выбор после курса по профориентации.
Можно проследить на примере отдельных учащихся, как происходил выбор профиля обучения.
Фамилия, имя | Класс | Карта интересов | Проф.проба | Профиль | Спецкурс |
Юрманова Кристина | 7а | Биол, мед,экол | “Юный медик” | естеств | Медицина |
Казаков Александр | 7а | Инж.спец транспорт | Авиамодельный кружок | техн | Автодело |
Архипова Настя | 7б | Дизайн | Кружок рекламы | гум | Ландшафт архитектура |
В конце учебного года учащиеся отвечали на вопрос:
“В какой класс я хочу поступить и почему?”
Вот некоторые из ответов:
Архипова Анастасия 7б.
“Я хочу попасть в гуманитарный класс, потому что мне легко даются гуманитарные науки, такие как иностранные языки, русский язык, литература и история. Я учу уже два языка – английский и немецкий и хочу учить новые языки, ведь в нашей школе есть французский. Кроме того, в гуманитарном классе будет преподавать русский язык Екатерина Евгеньевна Степанова, мой любимый учитель. Да и по тестам получается, что я должна идти в “Г”класс
В будущем я хочу стать дизайнером или актрисой, что связано с творческой деятельностью, а это “Г” класс”.
Федоренков Влад 7б
“Я хочу пойти в математический класс, потому что я хочу стать конструктором, а для этого надо отлично знать математику, физику и черчение. Но хорошо бы, чтобы были уроки вождения и уроки изучения двигателя и строения машин”.
Пшонкин Олег 7б
“Я хочу пойти в “Е”класс, потому что там интересно и связано с животными и природой, а еще там есть такой предмет “Химия”.
Скопинцев Денис 7в
“Я хочу пойти в математический класс, потому что это самый умный класс (с умными учениками), близок мне по профессии и мне нравятся математические предметы”
Полякова Ольга 7в
“Я хочу поступить в естественный класс, потому что мне очень нравятся естественные науки и я хочу потом поступить в мединститут. Моя мама занимается клиническими исследованиями, и мне это очень нравится. Еще мне нравится химия, потому что я люблю проводить опыты.”
В конце учебного года психологическая служба школы дала каждому ученику рекомендацию по профилю обучения.
Вот примеры таких рекомендаций:
Шафарук Кристина
Проявляет интерес к гуманитарным творческим наукам. Лучше усваивает информацию через наглядные образы. Хорошо развит вербальный интеллект: способность формулировать и доносить мысль до аудитории. Склонность к эстетическим видам деятельности. Рекомендуется в гуманитарный класс.
Голованов Влад
Интересуется точными инженерными науками. Хорошо развито абстрактно-символическое мышление, способность усваивать информацию в виде символов. Склонность к работе на производстве. Рекомендуется в математический класс.
Полякова Ольга
Проявляет интерес к биологии, экологии, дизайну. Лучше всего развито наглядно – образное мышление, способность к творчеству. Склонность к исследовательским видам деятельности. Рекомендуется в естественный класс.
У 77 % УЧАЩИХСЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ПРОФИЛЯМ СОВПАДАЕТ С РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПСИХОЛОГА.