Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Вадим Шафнер.
Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым. Одной из важнейших задач современной школы является изучение и освоение духовных ценностей народной культуры и краеведения. Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача – воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках.
Этнография – наука, изучающая особенности быта, нравов, культуры какого-либо народа. Очень важно с раннего возраста проводить ознакомление детей с различными этническими особенностями народов, населяющих нашу страну.
Включение во внеурочную деятельность младшего школьника этнографического материала способствует формированию национального сознания. “Ты мира не узнаешь – не зная края своего” – такую мысль мы стараемся донести до каждого своего ученика, при этом учим воспринимать историю родного края через переживание событий. Приобщение учащихся начальных классов к народному искусству на уроках и во внеурочной деятельности – одно из средств эстетического, трудового и патриотического воспитания. Во внеурочной деятельности происходит знакомство учащихся с народными промыслами, ремеслами России, родного края, традициями и обычаями своего народа.
В нашей школе практикуется включение во внеурочную деятельность различных методов и приемов знакомства с культурой нашего края: беседы, экскурсии по историческим местам Староосколья, экскурсии в краеведческий музей, посещение выставок “Дома ремесел”, встречи со Старооскольскими мастерами, “музейные уроки”, изучение народных праздников, обычаев, изучение народного костюма, кружок “Плетение из соломки”, кружок “Старооскольская глиняная игрушка”, организация и проведение “Праздника урожая”, организация выставок декоративно-прикладного творчества учащихся, конкурсы рисунков по народным промыслам.
Используя этнографический материал на уроках и во внеклассных мероприятиях, формируется у обучающихся уважение и интерес к национальной культуре – культуре многогранной, богатой своеобразными традициями и обычаями. При этом учитель выступает проводником духовной сути народного творчества. Он раскрывает молодому поколению народное искусство и культуру как мир целостности, включающий отношение человека к миру, к своему дому, Родине.
В школьном кружке “Глиняная игрушка” занимаются учащиеся вторых и третьих классов. Глиняные игрушки – вылепленные руками, без каких-либо специальных приспособлений, древнейшие игрушки, их лепили еще до повсеместного изготовления глиняной посуды, до изобретения гончарного круга. Изготавливали их, чтобы задобрить духов-охранителей человека, спасти и приумножить его жилища, скот и посевы. В них ярко отразились древние верования, суеверия, в них непосредственно и ярко выражается душа, психология автора.
Во все времена старооскольский край славился своими мастерами глиняного дела, ведь красной и белой глины в окрестностях много. Этим промыслом местные жители, особенно в сельской местности, занимались целыми семьями. Особое место в ассортименте занимали расписные игрушки: нарядные барышни и кавалеры, домашние животные, различные композиции сельского быта того времени, детские свистульки. Ими украшали дома, дарили близким на праздники, радовали своих детишек.
Искусство глиняной игрушки – одно из древнейших. Детьми близки и понятны игрушечные звери, птицы. Место и значение народной глиняной игрушки в системе эстетического воспитания детей обусловлены ее художественными достоинствами. В каждом селе или городе, где живут мастера – игрушечники, педагоги стараются познакомить детей с глиняной игрушкой, вызвать интерес у обучающихся к процессу ее изготовления и особенности росписи. Поэтому игрушка становится не только объектом визуального восприятия, но и практической деятельности. В процессе обучения учащиеся приходят к выводу: “Что глиняная игрушка является неотъемлемой частью жизни и воспитания подрастающего поколения”. Осознанного отношения к историческому наследию своих земляков.
Дидактические цели:
- Исследовать историю возникновения промысла глиняной игрушки Староосколья.
- Расширить знания о современных народных промыслах России.
- Знакомство с мастерами Старооскольской игрушки.
- Научить находить отличительные черты Старооскольской игрушки.
- Научить лепить Старооскольскую глиняную игрушку
Методическая задача – приобретение навыков практической работы.
В процессе обучения перед учащимися ставятся следующие вопросы:
- Является ли Старооскольская игрушка народным ремеслом?
- Что такое Старооскольская игрушка?
- Как появилась на свет глиняная игрушка?
- Как изготовить Старооскольскую глиняную игрушку? Является ли Старооскольская игрушка народным ремеслом?
- Что такое Старооскольская игрушка?
- Как появилась на свет глиняная игрушка?
- Как изготовить Старооскольскую глиняную игрушку?
План работы кружка:
- Что такое игрушка?
- Из истории глиняной игрушки.
- Кто был родоначальником появления на свет Старооскольской глиняной игрушки.
- Современные мастера игрушки Староосколья.
- Символика русской глиняной игрушки.
- Приcказки.
- Путь глины: от горы до готового изделия.
- Изготовление глиняной игрушки.
- Выставка готовых изделий.
По окончании изучения обучающиеся готовят творческие отчеты в форме:
1 группа – “Истоки появления Старооскольской глиняной игрушки”;
2 группа – “Мастера глиняной игрушки Староосколья”;
3 группа – “Как изготовить Старооскольскую глиняную игрушку?”
Все обучающиеся лепят из глины свои игрушки, которые демонстрируются на школьной выставке. Посетители нашей выставки могут с уверенностью сказать, что народное ремесло возрождается сегодня в новом качестве, а также становится хранителем русской этнографии, истории и культуры, её логическим продолжением.
Таким образом, возрождая во внеурочной деятельности этнокультурное наследие, посредством изучения глиняной игрушки и, непосредственно, её изготовления, старооскольская глиняная игрушка-говорушка, так ласково её называют местные жители, будет и дальше радовать нас своей простотой и оригинальностью, в которой таится мудрость мастеров многих поколений.