Воспитание, как известно, относится к социально-обусловленным процессам. На выбор целей, принципов, содержания и способов организации процесса воспитания существенное влияние оказывает политическая, экономическая, социокультурная ситуация в развитии государства и общества. Происходящие в России изменения в государственной и общественной жизнедеятельности детерминируют перемены в практике воспитания детей. В образовательном учреждении, в классе, в частности, воспитательная работа уже не может рассматриваться как набор определенных мероприятий, добавочных по отношению к урочной деятельности. Сегодня воспитание должно быть понято не как однонаправленная задача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия. (Презентация)
Воспитание – это введение ребёнка в контекст культуры во имя счастья подрастающего человека через постижение ребёнком основных ценностей жизни и обретение культурного жизненного опыта в процессе организуемой педагогами-профессионалами деятельности ребёнка; системно конструируемой согласно воспитательной цели, предполагающей формирование личности, способной строить жизнь, достойную Человека.
Система – необходимое и достаточное количество элементов, функционирование которых во взаимной связи порождает единый результат.
Движение к системе начинается от цели – идеального представления о результате деятельности. Кто хочет выстраивать систему, предварительно осмысливает результат её: воображает, описывает, очерчивает, изучает, сопоставляет, анализирует, моделирует.
Выявляя цель воспитания, облекая её в словесную форму, педагог уже производит анализ поставленной цели с точки зрения социальной (чего хочу?) и психологической (какова психологическая природа желаемых личностных образований?), а также методической (какие средства необходимы?) – сознание в процессе этого анализа порождает образ необходимых и достаточных элементов, обусловливающих рождение результата, отраженного в цели воспитания.
Технология определения и формулирования воспитательной цели предусматривает наличие профессионального системного мышления, которое содержит в себе максимально обобщенный образ структурной природы какого-то явления. Развитость системного мышления способствует успешности любой деятельности.
Зачем педагогу системное мышление?
Во-первых, для облегчения труда: педагог исполняет лишь то, что необходимо, и ничего более. Остается время для личной жизни, свободного творчества, отдыха.
Во-вторых, для гарантии качества, ибо система, работая на результат, – всегда гарантия результата. Сизифов труд утомляет, унижает, озлобляет, в то время как продуктивная деятельность вдохновляет, возвышает, обогащает.
В– третьих, замечая, как происходит становление и развитие личности воспитанников, педагог обретает профессиональное счастье.
В итоге, система воспитания – это способ существования динамичного воспитательного результата в его постоянном становлении, развитии и совершенствовании, обеспечиваемый взаимодействием обязательных компонентов процесса активной деятельности воспитанника. Создавать систему – это создавать движущие факторы развития ребёнка.
Научные основания системы воспитания человека как биолого-социального феномена оформились после 18-го Международного психологического симпозиума, на котором были представлены убедительные данные о трёх основных факторах развития человека как личности:
- Наследственный фактор в качестве исходного;
- Средовой фактор в качестве условного (только в обществе реализуется наследственность и социализуется человек, становясь личностью);
- Деятельностный фактор в качестве движущей силы и способа развития всего природного и социального потенциала человека.
Наличность и действенность данных факторов решает вопрос человеческого становления личности. Эти факторные элементы составляют структуру системы, выступая базовыми элементами, своеобразной арматурой системного здания. Связь их неразрывна, в своем влиянии на человека они образуют даже не синтез, а некоторое синкретическое влияние.
Каким образом это происходит?
1. Среда подвергается профессиональному анализу, педагогической проекции и организаторским действиям. Она может быть: средой школьного коллектива, семейной средой каждого ребёнка, общественной средой, мировым сообществом.
Среда учитывается, когда педагог узнает об условиях жизни детей. Среда корректируется, когда педагог замечает дурное влияние некоторых моментов социального окружения ребёнка. Среда предъявляется, если располагается за пределами восприятия и понимания маленьких детей. Среда расширяется в соответствии с их ростом и развитием. Среда созидается силами педагога и детей в качестве социально-психологического микроклимата как необходимого условия человеческой достойной жизни.
2. Деятельность выводит ребёнка на широкое взаимодействие с миром, и противоречия в системе предметной деятельности становятся движущей силой развития личности. Характер субъектно-объектных связей ребёнка с миром обусловливает характер личностных отношений ребёнка к миру.
Предметная деятельность предполагает все виды деятельности, раскрывающие для ребёнка разнообразие своих связей с объектами окружающего мира.
Наряду с предметной деятельностью, объект которой располагается за пределами личности, отдельной строкой следует выделить другой род деятельности, который предполагает, что объект взаимодействия лежит в личностном пространстве человека, то есть в нём самом. Осмысление своего “Я” как объекта и взаимодействие с ним назовём духовной деятельностью (от слова “душа”, которое выступает как объект данной деятельности).
3. Исходный фактор наследственности педагог принимает как данность. Широкая индивидуализация всего спектра воспитательных действий составляет необходимый элемент системы. Обобщая и свёртывая в схему сказанное, получаем простую и чёткую картинку нашего системного представления о воспитании (схема 1).
А – создание воспитательного поля (среды)
В – организация предметной деятельности
С – организация осмысления жизни
D – учет наследственных данных и содействие индивидуальному развитию
Схема 1. Моделирование системы воспитания
В любой системе гарантом продуктивности являются реализованные функции каждого элемента. Элемент среда порождает в сознании детей образ жизни и образ человека. Элемент деятельность наделяет детей большим числом умений взаимодействовать с окружающими объектами мира. Элемент осмысление обусловливает выбор ребёнком характера образа жизни. А индивидуальный педагогический корректив станет содействовать развитию потенциальных индивидуальных особенностей, столь важных для ощущения человеком счастья жизни.
Образ ребёнка должен появиться в воображении педагога прежде, чем он начнёт выстраивать целостную систему логически интеллектуальных действий. Вот как они будут выглядеть в своей последовательности.
- Произведём анализ желательного результата: расчленим на слагаемые этот предмет (явление, качество, поступок, поведение, отношение).
- Выделим психологические новообразования, которые бы обеспечили каждое слагаемое.
- Определим необходимую активную деятельность детей, могущую послужить фактором такого новообразования.
- Мысленно выстроим последовательность этапов организации данной деятельности.
- Подберём для гарантии планируемого результата адекватное средство, способствующее формированию новообразований в ходе реальных действий; искать средства станем в аккумуляторах культуры: науке, искусстве, морали, персоналиях выдающихся людей, в продуктах цивилизации.
- Позаботимся о том, чтобы дети осознали значение и обрели смысл новых знаний и умений, т.е. стали субъектами новообразований.
- Отыщем способ закрепления действий в качестве традиционных (привычных для большинства), чтобы привычное соблюдение норм культуры стало единственно возможным способом действия.
- Обязательно рассмотрим вариативность вводимой нормы школьной жизни с точки зрения индивидуальных особенностей детей.
Извлечём из программы, например, дисциплинированность как качество личности и представим её структурно в виде системы понимания дисциплины как условия успешности любой деятельности, как дисциплинарные привычки, как умения саморегулировать поведение, как ценность для собственной жизни – как условия достойной человеческой жизни.
Извлеченное из программы качество будет обеспечено знаниями сущности дисциплины как условия свободы всех и осознанной необходимости, навыками исполнения дисциплинарных норм, привычками исполнять необходимое и потребностью это делать, личностным смыслом, эмоциональным положительным переживанием при реальной дисциплине как условии жизни сообщества людей и желании формировать самодисциплину как условие достижения личных целей жизни.
Качество дисциплинированности базируется на повторяемости исполнения социальных норм поведения, на духовном осмыслении её значения в жизни, на положительном проживании социальной высокой оценки в адрес исполнителя дисциплинарных норм.
Введём основные неукоснительные правила поведения в школе в качестве традиционного поведения, проведём обсуждение самочувствия детей после такого нововведения, поставим новые задачи в организации школьной жизни и расширим дисциплинарные правила, проведём разговор о понятии самодисциплина и дадим психологические советы для самостоятельного её воспитания, предъявим образцы высочайших достижений в творчестве и строжайшей дисциплины как условия творчества.
Такими средствами станут факты из жизни людей, биографий выдающихся личностей, видеоматериалы, кинофрагменты, фрагменты художественной литературы, воспоминания и рефлексия.
Произвести это можно с помощью сочинений, анкетирования, аналитических опросников, философических суждений о дисциплине, анализа “одного дня моей жизни”, а также постоянных вопросов “Чего ты хочешь?”, “Как ты себя чувствуешь?”, “Как ты думаешь, как чувствуют себя другие люди в общении с тобой?”
Сначала это делается с помощью контроля за соблюдением норм, затем закрепляется путем поощрения, после традиция обретает красивую форму выражения как общепринятый закон жизни, например “Дисциплина – это свободная воля разумного человека”.
Во-первых, дисциплинарные нормы вводятся последовательно в ограниченном количестве (порционно); во-вторых, оговаривается, что нарушение этих норм расценивается как временное неумение человека; в-третьих, для отдельных детей вводится санкция на “забвение” нормы с установленным временным сроком такого позволения; в-четвёртых, любое нарушение рассматривается как проблема нарушителя и предлагается помощь в её разрешении, и, в-пятых, обязательно инструментируется ситуация успеха отдельного ребёнка, в зависимости от меры дисциплинарного опыта индивидуальности и уровня её психического развития.
Таким образом, мы создали мысленную конструкцию системы воплощаемого в реальность определенного содержания воспитания. Мы всё время держали в сознании перед собою модель системы воспитания, но не произвольно и не своевольно придумывали такое решение, оно само выстраивалось в нашем системном мышлении. Опорой для выстраивания содержательной стороны дискурсии является программа воспитания – в ней отобраны и зафиксированы достижения, которые школьник должен свершить в своём личностном развитии.
Чтобы вовлечь школьника в выполнение какого-то дела, педагог невольно предъявляет яркую (пленительную) цель, высокий мотив, адекватные средства для успешной деятельности, инструкцию для легкого способа выполнения, организует поддержку в момент исполнения, а по окончании – оценивание результата и рефлексию как самооценку собственной работы и ее последствий.
При системном мышлении практическое решение педагогических проблем будет всегда осуществляться на уровне системного подхода, как в стратегических, так и в тактических задачах. На классном часе, на уроке, во время концерта для мам, на родительском собрании, даже на вечере танцев с музыкальными и певческими сценическими номерами мы обнаруживаем эти объективные элементы системы воспитания как некие профессиональные константы педагогической реальности. Они воспроизводятся постоянно и во всех делах воспитательного процесса. В этом нет ничего поразительного: ведь система пребывает постоянно в голове педагога, и дела, созидаемые им совместно с детьми, прежде всего, творит его профессиональный разум, а уж потом педагог вместе с детьми приступает к осуществлению.
Система есть результат усилий педагогов и, конечно, усилий детей. Однако дети знать не знают и не должны знать о системе (скрытое воспитание). Они субъекты только в сфере деятельности.
Общение классного руководителя с детьми
Педагогическое общение классного руководителя с детьми вверенной ему группы выстраивается по двум направлениям.
Первое – личные взаимоотношения с классом и с каждым учеником в отдельности.
Второе – особое внимание уделяется культуре общения учеников друг с другом, с педагогами, с родителями.
Ни в коем случае не следует думать, что правила общения для педагога и для ученика различны.
Развивать дружеские отношения между детьми помогают различные внеклассные дела, где в первую очередь культивируется внимательное отношение друг к другу.
- Ученик вошёл в класс и сказал “Здравствуйте!”, все откликнулись: “Здравствуй!”
- Учитель несёт пособие для урока, дети спрашивают, не нужно ли помочь.
Столь же значима для педагога ориентация на достоинства всех учеников класса. Индивидуальные достоинства отмечаются, провозглашаются, служат основой для индивидуальных заданий, самодеятельного творчества и даже для просьбы в адрес ученика. Это имеет самые многообразные, но одинаково достойные формы:
- “Я думаю, поручить дело надо Софии – она у нас много читает…”
- “Выскажем наши впечатления от презентации. Не забудем, что начинаем с достоинств автора”.
Безусловно, обязательной чертой общения детей должна стать взаимная благодарность. Здесь почти не нужны большие усилия педагога, чтобы представить смысл такой красивой характеристики общения, однако продумать аргументы в её пользу и предложить детям для осмысления следует непременно.
- “Спасибо Максиму за интересное сообщение. Спасибо его помощникам. Спасибо всем, кто принимал участие в обсуждении”.
Классный руководитель должен поддерживать и укреплять такое качество, – как взаимопомощь. Выглядеть это может по-разному, педагогический стиль крайне индивидуален:
- “Солнце бьёт в глаза и многим мешает…Окно бы зашторить…Кто поможет?”
- “Для следующей работы нужна помощь одного человека…”
Очень важно, чтобы призыв к помощи не превратился в приказ (“Помоги девочке!”), но был так произнесён, чтобы непременно нашёлся желающий помочь, и тогда педагогу легко похвалить достойное поведение: “Приятно, когда есть мужчины, умеющие понять, кому и когда нужна их помощь”.
Самой тонкой и сложной по формированию является способность принимать как данность индивидуальные особенности товарищей по классу, а также индивидуальность педагогов, работающих с учениками.
Помогая ребёнку раскрываться в процессе общения, педагог должен владеть определёнными профессиональными приёмами:
- Во-первых, в беседе с детьми всегда сохранять “открытую позу” (без “замка” рук), “надевая платье доброжелательности”, раскрывать ладони в сторону собеседника, избегать угрожающих поз;
- Во-вторых, помогая ребёнку в процессе общения, ставить вопросы, направляя беседу;
- В-третьих, поддерживать высокий уровень самооценки ребёнка.
Нельзя забывать, что жажда признания у человека очень высока, а быть окруженным уважением – большое удовольствие. Когда человек получает признание, растёт его уверенность в собственных силах, мобилизуется энергия, то, что он делает, доставляет ему счастье. Признание творческому человеку просто необходимо.
Чтобы деятельность как фактор изменения личности была позитивной, необходимо соблюдать чёткие педагогические условия
- Деятельность детей всегда созидательная, поэтому педагог осмысливает с детьми её назначение.
- Дети – субъекты деятельности, поэтому каждому участнику предоставляется возможность осознавать свою роль в достижении результата.
- Деятельность детей должна быть максимально многообразна во имя разностороннего развития каждого ребёнка, поэтому при организации одного дела вмещаются два-три вида деятельности.
- Для того, чтобы результат деятельности был качественным, педагогом разрабатывается инструкция, где определяются участок работ, объём и время работы, роли каждого ребёнка.
- В совместной работе необходимо соблюдать культурные, социальные нормы поведения, гигиенические, этические, эстетические, правовые, экономические, психологические и другие нормы жизни.
- Все вопросы жизни класса решаются с позиции достойной жизни достойного человека и смысла человеческой жизни.
Воспитательную систему 7-го класса характеризуют такие понятия, как “добро” и “доброта”, “коллектив”, “доверие”, “уважение”, “творчество”, “индивидуальность”, “самостоятельность”. Я стремлюсь, чтобы эти ценности составляли основу всей жизнедеятельности класса и каждого ученика в отдельности, проявлялись в общении и отношениях внутри классного коллектива и за его пределами.
Основная перспектива развития класса: образ жизни, достойный человека.
Системообразующим видом деятельности, способствующим формированию воспитательной системы класса и индивидуальности классного коллектива, является познание и общение. Для овладения культурой общения в классе ежегодно проводятся праздники, игры, тренинги, организуются концерты, обсуждения, заочные экскурсии по музеям, прослушивание классической музыки.
В каждом проводимом деле я пытаюсь обеспечить возможность для проявления учащимися своих способностей и творческих устремлений, создать для своих воспитанников ситуацию успеха. Думаю, не случайно в разных видах деятельности становятся лидерами разные обучающиеся, которые выполняют эту роль не по принуждению, а в соответствии со своими желаниями, интересами, свободно сделанным выбором.
Для этого использую не только педагогическое наблюдение, но и методы психолого-педагогической диагностики. Объектом изучения для меня являются деловые и межличностные отношения в классе, особенности развития познавательной сферы подростков, самооценка и социометрический статус учащегося, нравственная направленность личности школьника, его здоровье, работоспособность. Полученные данные я использую в работе с детьми и родителями, для интеграции воспитательного воздействия различных субъектов педагогического процесса на класс и отдельных учеников.
Наиболее важными характеристиками моих отношений с классом являются: взаимодоверие, честность, ответственность и самостоятельность.
В своей работе я постоянно опираюсь на ученическое самоуправление.
Подготовка любых классных и общешкольных мероприятий, решение важных вопросов не обходится без участия совета класса, который распределяет обязанности среди одноклассников, контролирует их выполнение, и все учащиеся активно участвуют в реализации намеченного.
Воспитательное пространство, в котором происходит совместная деятельность и общение семиклассников, образуют:
– учебный кабинет математики. Он уютный, светлый, чистый. Для его озеленения я сумела привлечь спонсорскую помощь родителей. Благодаря работе всего коллектива педагогов и учащихся нашей школы, кабинет математики оснащен новейшими техническими средствами. По праву этот кабинет является “местом жительства” классного коллектива. Здесь мои ученики чувствуют себя хозяевами во время и после уроков.
– сфера индивидуальных и групповых связей классного коллектива с окружающим социумом. Семиклассники имеют опыт проведения КТД со сверстниками, с увлечением занимаются в школьных секциях и кружках, активно участвуют в общешкольных конкурсах, дружат с работниками сельского Дома культуры.
С каждым годом воспитательное пространство расширяется. Главными и верными помощниками ребят являются их родители, которые принимают участие в коллективных творческих делах, интеллектуальных состязаниях, экскурсиях и поездках, школьных праздниках. Если выражать в процентах степень “включенности” родителей в жизнедеятельность класса, то она составляет, по моему мнению, не менее 60%.
Воспитательная система нашего класса позволяет нам обрести свое лицо. Инициативность, активность, живой отклик на новые идеи и дела, творческие начинания – вот основные черты классного коллектива и его воспитанников. Не менее значимо и то, что дети чувствуют себя в классе комфортно, стараются познать, помочь, поучаствовать, пообщаться, не перестают удивлять и удивляться.
Предвижу скептические замечания коллег. Да, как и у всякого организма и развивающегося сообщества в нашей жизни много проблем, вопросов, противоречий, есть ошибки в действиях… Но происходит становление коллектива, становление системы работы с классом.
В заключение процитирую профессора педагогических наук Надежду Егоровну Щуркову: “Для воспитания не выделяется специальное время, и ребёнка не вырывают из контекста текущей жизни, чтобы его “обработать” в лабораторных условиях. Этот удивительный процесс весь погружен в контекст повседневной реальности ребёнка, через организованную естественно необходимую жизнедеятельность, в ходе взаимодействия ребёнка с окружающей действительностью. Воспитание спрятано, “встроено”, “растворено” в жизнедеятельности ребёнка. Пространство воспитания равно жизненному пространству. Непросвещенный глаз видит только, как педагог занят каким-то делом с детьми: читает, слушает музыку, рисует, протирает пыль, поливает цветы, готовит концерт, обсуждает рассказ. Он не знает, что деятельность – тело воспитания, что разнообразная деятельность организуется как взаимодействие с многообразным миром на уровне современной культуры и что дети, именно благодаря культурному уровню деятельности, незаметно овладевают достижениями культуры. И, разумеется, развиваются в процессе деятельного взаимодействия с миром. Наивный наблюдатель фиксирует поверхностную сторону: ему нравятся дети, но он полагает, что они сами по себе, случайно такие культурные, и он говорит педагогу: “Тебе повезло – у тебя дети хорошие”.
Используемая литература:
- Щуркова Н. Е. Лекции о воспитании. – М.: Центр “Педагогический поиск”, 2009.
- Щуркова Н. Е . Система воспитания в школе и практическая работа педагога.– М.: АРКТИ, 2007.
- Щуркова Н. Е . Профессиональный журнал работы классного руководителя. – М.:Центр “Педагогический поиск”, 2008.
- Щуркова Н. Е . Профессиональное мастерство классного руководителя.– М.: АЙРИС-пресс, 2007.
- Савченко М. Ю., Обухова Л. А . Формирование коллектива класса (5-8 классы). - М: ООО “5 за знания”, 2006.