Практика работы дошкольных учреждений показывает, что на занятиях дети усваивают определенный объем навыков и умений по художественно-речевой деятельности.
Педагоги читают и рассказывают детям сказки и рассказы, разучивают с ними стихи, учат элементарно анализировать тексты, пересказывать и инсценировать короткие литературные произведения, придумывая собственные короткие сказки, рассказы, загадки.
Педагоги вызывают у детей желание использовать усвоенные знания в повседневной жизни. Однако наблюдения показывают, что дошкольники не всегда способны самостоятельно заниматься художественно-речевой деятельностью. Поэтому педагогам можно использовать свободное от занятий время во второй половине дня для художественно-речевой деятельности детей. Имеет смысл, например, создать и оформить в групповой комнате специальную зону, в которой дети могли бы перелистывать знакомые им книги, рассматривать иллюстрации в них, слушать сказки, записанные на грампластинки, кассеты, диски, пересказывать прочитанное своим товарищам с помощью театра игрушек, теней, кукол, фланелеграфа, играть в литературные игры, готовиться к праздничным утренникам, вечерам развлечений.
Воспитателям можно предложить создать в группе четыре подзоны или уголки в зоне художественно-речевой деятельности:
- Уголок книги – книжный шкаф или витрина, книжная полка, портреты детских писателей, круглый журнальный столик, четыре стула, настольная или настенная лампа, иллюстрированные детские книжки, предусмотренные программой, детские журналы: " Мурзилка", "Веселые картинки" и др.
- Уголок иллюстраций и картинок – детский столик, тематические папки и альбомы с картинками и открытками (по темам), книжки-ширмы, иллюстрированная детьми витрина для рисунков по литературным произведениям, принадлежности для рисования.
- Уголок технических средств – проигрыватель, грампластинки, магнитофон, музыкальный центр, диски и аудиокассеты с записями знакомых литературных произведений, фильмоскоп, слайды, диафильмы.
- Уголок театра условно разделяется на две части: "волшебных превращений" и "встреч с героями театра".
В уголке "волшебных превращений" находится "волшебный ларец", (раскрашенный сундучок) с материалами для инсценировок и игр-драматизаций, в котором находятся шапочки-маски, элементы костюма, декорации. В уголке "встреч с героями театра" – пособия для показа различных видов театров (театра кукол, теней, игрушек, настольного).
Здесь находится детская ширма, куклы-перчатки для показа кукольного театра, экран и комплект силуэтов (объединенных по сюжетам отдельных произведении) в специальных конвертах для теневого театра, "сцена" и игрушки, сделанные из однородного материала (мягкие, пластмассовые, деревянные, резиновые для театра игрушек, фигуры-силуэты на подставках для настольного театра), а также специальная рама, обтянутая фланелью светлого тона и раскрашенные фигуры-силуэты на фланелевых подкладках для показа театра картинок на фланелеграфе.
Воспитатели на занятиях и в свободное время объясняют детям, как следует пользоваться тем или иным материалом, обучают правилам показа кукольного, настольного, теневого театров.
С целью расширения и закрепления знаний детей о книге и о труде тех людей, которые участвуют в ее создании, воспитатель организует экскурсии, целевые прогулки в книжный магазин, в детскую библиотеку, в городскую библиотеку для взрослых, активизирует деятельность ребят в книжном уголке: читает новые книги, рассказывает сказки, организовывает беседы по содержанию прослушанного текста, проводит такие литературные игры, как "Угадай название", "Вспомни и расскажи", "Угадай имя героя этой книги", "Скажи то же, но другими словами", "Скажи наоборот" и др.
Для обобщения и закрепления знаний по этой теме можно провести литературный утренник "Книги – наши друзья".
В уголке картин и иллюстраций дети под руководством воспитателя могут рассматривать иллюстрации разных художников к одному и тому же тексту, сравнивать их, подбирать открытки и рисунки для тематических папок и альбомов, рисовать на тему любимых произведений, мастерить свои книжки – ширмочки, книжки-малышки, готовить шапочки-маски для инсценировок.
В этом уголке можно поместить необходимый материал для рисования (бумагу, карандаши, краски), цветную бумагу, ножницы, клей для аппликации, пластилин для лепки. Тут же ребята в свободное от занятий время, находясь под впечатлением прослушанных литературных произведений (сказок, рассказов, стихов) могут воссоздавать понравившиеся им образы в рисунке, в аппликации или лепке.
Воспитатель с ребятами могут организовать следующие литературные игры: "Нарисуем сказку", "Придумай рассказ, сказку по рисунку (или по картинке), "Угадай, к какой картинке иллюстрация", "Отгадай, что нарисовано", "Расскажи сказку по картинкам".
Основной целью при организации литературных игр является развитие художественного вкуса детей, воображения и творческого мышления, формирование связной речи. Для игр можно использовать различные иллюстрации и картинки, а также книжки, игрушки.
При наличии хорошо оборудованных уголков, а также соответствующих знаний, умений и навыков у детей, можно добиться, чтобы вся группа включалась в художественно-речевую деятельность, чтобы дошкольники занимались, как индивидуально, так и коллективно. В некоторых случаях, когда ребята не могут сами найти себе занятие, воспитатель должен предложить, вид деятельности, учитывая при этом индивидуальные черты характера каждого, их интересы, склонности, а также уровень знаний, умений, навыков.
Итак, организация художественно-речевой деятельности детей 5-6 лет вне занятий позволяет сделать следующие выводы:
- Для каждой организации этой деятельности необходимо создание специальной зоны, в которую входили бы уголки книги, иллюстраций и картин, технических средств, театра, учитывая, конечно, есть ли место в помещении для них.
- Все уголки зоны художественно-речевой деятельности должны быть хорошо оснащены пособиями, необходимыми для данной деятельности, т. е. соответствующими назначениями зоны.
- Решающую роль при организации данной деятельности в этой зоне играет наличие у детей хороших знаний по литературе и элементарных знаний и умений, использование имеющихся знаний в новых условиях, в самостоятельной деятельности.
- В правильной организации этой деятельности вне занятий на первоначальном этапе направляющая и руководящая роль принадлежит воспитателю. Постепенно, по мере формирования у ребенка необходимых умений и навыков, приобретения нужных знаний, роль воспитателя становится второстепенной, детям предоставляется большая свобода, и воспитатель только помогает им в тех случаях, когда они в чем-то затрудняются.