Урок по окружающему миру по теме "Что создавалось трудом крестьянина?"

Разделы: Начальная школа


План урока:

  1. Работа над пройденным материалом (2класс – закрепление). Труд славян (основные промыслы древних славян).
  2. Введение понятия “крестьяне”. Разделение труда крестьян (мужской, женский, детский труд).
  3. Подведение итогов.

Этапы урока.

Общеучебные умения и навыки.

Организационный момент Учебно-организационные умения:

организовать свое рабочее место

Определение темы урока (создание проблемной ситуации) Учебно-интеллектуальные умения:

выделять главное, существенное;

Учебно-организационные умения:

– нацелить себя на выполнение поставлено задачи.

Работа с дополнительным материалом. Учебно-интеллектуальные умения:

– классифицировать материал;

– обобщать, делать вывод

Учебно-информационные умения:

-пользоваться печатными средствами информации.

Обобщение ранее полученных знаний. Заполнение таблицы. Учебно-коммуникативные умения:

высказывать тезисы

Знакомство с новым материалом (самостоятельная работа с учебником) Учебно-организационные умения:

– нацелить себя на выполнение поставленной задачи;

Учебно – интеллектуальные умения:

– выделять в прочитанном логически законченные части, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними.

Первичное закрепление материала (заполнение таблицы в парах) Учебно-организационные умения:

– вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач; уметь объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища.

Проверка полученных знаний (сравнительный анализ двух таблиц) Учебно-интеллектуальные умения:

– сравнивать объекты, факты, явления;

– устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

Учебно-коммуникативные умения:

– участвовать в дискуссии;

– аргументировать и доказывать свои предположения.

Учебно-организационные умения:

– осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

Закрепление изученного материала. Творческая работа. (сочини рассказ о жизни крестьян того времени, используя полученные знания на уроке от имени….) Учебно-коммуникативные умения:

– умение слушать;

– выступать перед аудиторией

Учебно-интеллектуальные умения:

– анализировать учебный и дополнительный материал;

– составлять рассказы на заданную тему

Подведение итогов урока Учебно-коммуникативные умения:

– аргументировать и доказывать свои высказывания.

Домашнее задание Учебно-информационные умения:

– пользоваться печатными средствами массовой информации

– составлять план ответа

Цель урока: создание условий для освоения детьми новых понятий через анализ и синтез учебного материала.

Задачи:

  1. Обобщить ранее полученные знания по теме “Труд славян”.
  2. Ознакомить с терминами “крестьяне”, “орудия труда”.
  3. Познакомить с трудом крестьян.
  4. Прививать уважение к труду, к историческим истокам труда.

Ход урока

Проблемная ситуация: Собери пословицы определи тему урока.

Поле пахать –

не вынешь и рыбки из пруда.

Делу время –

а лень портит.

Без труда –

не руками махать.

Землю солнце красит,

потехе час.

Труд кормит,

а человека труд.

Вывод: все пословицы о труде, следовательно, тема нашего урока труд наших предков.

Тема нашего урока: Как трудились наши предки.

Прочитайте дополнительный материал, вспомните 2-й класс, внимательно рассмотрите иллюстрацию и сделайте вывод: что мы знаем о труде древних славян?

Дополнительный материал:

Славяне были очень трудолюбивым народом. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами.

Пока муж трудился на пашне или охотился, славянки занимались домашним хозяйством. Они готовили еду, носили воду, убирали свое жилище.

Главными занятиями славян были земледелие и скотоводство. Основными культурами были пшеница, просо, гречиха, ячмень. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе – лошадей.

Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).

Огромные, дремучие леса, изобиловавшие природными богатствами, способствовали развитию всякого рода промыслов.

Большое распространение получило железоделательное ремесло, а следовательно, и обработка металла.

Хорошо обстояло дело и с сырьем для гончарного ремесла: по берегам рек залегали разнообразные глины, качество которых было хорошо известно мастерам. Из них изготавливалась как грубая кухонная посуда, так и красивая столовая.

(Заполнение таблицы коллективно)

З а н я т и я с л а в я н

Мужчины

Женщины

Дети

Корчевали лес

Охотились

Ловили рыбу

Пахали землю

Готовили пищу

Пекли хлеб

Ткали

Шили одежду

Пряли

Лепили посуды из глины

Собирали ягоды и грибы

Пасли скот

Обрубали ветви деревьев

Как вы думаете, с годами изменился ли труд славян?

Подумайте, если да, то с чем это может быть связано? (в ходе урока предлагается заполнить таблицу: у каждого ребенка персональная)

На эти вопросы нам предстоит ответить в новом разделе (уч. стр. 71).

Работа с учебником:

О чем ты узнаешь в этом разделе?

На какие вопросы ты ответишь?

Стр.72. Что создавалось трудом крестьянина?

Словарная работа. (Кто такой крестьянин?)

Крестьянин – Тот, кто занят обработкой земли, как основной профессией, земледелец. ( С.И.Ожегов)

Самостоятельное чтение статьи и заполнение таблицы:

З а н я т и я к р е с т ь я н

Мужчины

Женщины

Дети

 

   

Сделать вывод: труд остался таким же, только поменялись орудия труда ( усовершенствовали).

Словарная работа.

Орудия труда – это технические приспособления, при помощи которых производится работа или какое-нибудь действие. ( С.И.Ожегов)

Сравнить орудия труда славян и крестьян (слайд)

Работа в парах. Тетрадь стр.19 № 43

Постановка проблемы: Как вы считаете, а крестьянские дети принимали участие в трудовой жизни взрослых? Докажите примерами из литературных произведений. (Некрасов “Однажды….)

Работа с учебником. Прочитайте статью и впишите в таблицу. Уч.стр. 75 – 76. (Заполнение таблицы).

Дополнительный материал. Русская этнопедагогика о трудовом воспитании

Детей приучали к работе не позднее, чем с семи лет, считая, что "маленькое дело лучше большого безделья" Человек, по мнению русских крестьян, может только тогда хорошо и с радостью выполнять тяжелую работу пахаря, жницы, плотника, если привычка к труду вошла в его плоть и кровь с раннего детства.

Хозяйственные обязанности мальчиков в русской крестьянской семье

С 6–7 лет у ребенка появлялись учтойчивые хозяйственные обязанности, при этом труд приобретал половое разделение: мальчик постепенно переходил в отцовскую трудовую сферу, его привлекали к мужским занятиям, девочку – к женским. Например, в Симбирской губ. в 6 лет мальчикам поручали таскать во время молотьбы снопы, в 8 – пасти лошадей, в 9-10 – бороновать, в 12 – пахать, а в 16-17 – косить.

Хозяйственные обязанности девочек

Девочек приучали к труду раньше чем мальчиков они с шести лет садились за прялку, пасли цыплят, с семи учились вышивать, к десяти должны были уметь мыть пол, посуду, гладить, доить корову, возиться с младшими.

Поощрение детей родителями и мнение окружающих

Значимую роль в приобщении подростка к труду играло поощрение родителей. Чаще всего оно имело словесную форму и было очень скромным. Сильно хвалить за работу было не принято, считалось, что этим можно испортить ребенка. Но именно потому, что родительские похвалы не расточались, ценились они очень высоко/ Важным воспитательным фактором и трудовым стимулом было и мнение окружающих.

Сравнение таблиц: Занятия славян и занятия крестьян. Какой вывод мы можем сделать по теме? (Сравниваются таблицы на доске и на партах)

Тетрадь. Творческое задание. Стр.20 № 45

Сюжет – совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения. (С.И.Ожегов)

Творческая работа. Сочини рассказ о жизни крестьян того времени, используя полученные знания на уроке:

– от имени крестьянина;

– от имени детворы;

– от имени крестьянки.

Подведение итогов урока: Что узнали нового? Что запомнилось с урока?

Домашнее задание: Т. стр 20, № 47.

Используемая литература:

  1. Учебник “Окружающий мир” под ред. Виноградовой Н.Ф. 3 класс
  2. Рабочая тетрадь “Учимся думать и фантазировать” под ред Виноградовой Н.Ф. 3 класс часть2.
  3. Толковый словарь под ред. Ожегова С.И.
  4. Мультимедийная презентация.
  5. Индивидуальные карточки и карточки дополнительным материалом.

Презентация