Урок информатики и ИКТ по теме "Письмо Деду Морозу"

Разделы: Информатика


Класс: 3 (первый год обучения информатике и ИКТ)

Тема: Письмо Деду Морозу

Количество часов: 2 часа (по одному часу в неделю)

Цель уроков

Метапредметная Предметная
Научить детей алгоритму написания и отправки письма при помощи почтовых услуг. Закрепить представления детей об алгоритме как пошаговом плане действий.
Метапредметные задачи
Развитие универсальных учебных действий обучающихся:
Познавательных Коммуникативных Личностных Регулятивных
Общеучебных:

1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы;

2. Искать и выделять необходимую информацию; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Логических:

3. Устанавливать причинно-следственные связи;

4. Строить логические цепи рассуждений;

5. Анализировать предмет с целью выделения его существенных признаков;

6. Выдвигать гипотезы

Постановка и решение проблем:

6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера;

1. Уметь слушать и вступать в диалог;

2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами беседы;

1. Ориентироваться в социальной роли автора и отправителя письма и межличностных отношениях с адресатом; 1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже "мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать";

2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата;

4. Оценивать - осознавать качество и уровень усвоения нового знания;

5. Регулировать мобилизацию своих усилий и энергии для достижения цели;

Предметные задачи
Закрепить умение: определять правильный порядок шагов алгоритма, составлять алгоритм, выполнять действия по алгоритму;

Закрепить умение создавать документ в текстовом редакторе, сохранять созданный документ в файловой папке по заданному адресу.

Познакомиться с алгоритмом поиска необходимой информации с помощью Интернет-ресурсов.

Закрепить умение работать на интерактивной доске (далее ИД).

Тип уроков: комбинированный медиаурок.

Форма уроков: проблемно-развивающий урок с элементами самостоятельной, в том числе домашней поисково-исследовательской работы обучающихся.

Необходимое оборудование и материалы для занятия: интерактивная доска, компьютеры, проектор, рабочие тетради, ручки.

Технологии, методы:

  • использование ИКТ технологии
  • методы эвристической беседы

Категорийный аппарат (категорийный или понятийный аппарат, характеризует уровень познания в той или иной науке):

Алгоритм, схема алгоритма, команды в алгоритме, адрес, электронный адрес, автор письма, отправитель, адресат, почтовая марка,почтовые услуги.

Базовые предметные ЗУНы обучающихся:

- Умение создавать документ в текстовом редакторе и сохранять созданный документ в файловой папке по заданному адресу;

- Умение создавать вложенную папку по заданному адресу;

- Полученные первичные знания об алгоритме как пошаговом плане действий и видах алгоритма (с ветвлением, с циклом); первичные навыки выполнения действий по алгоритму.

Презентация.

Ход уроков (карта занятий)

№ п/п Структура урока Время реализации этапов урока Виды взаимодействия Форма деятельности обучающихся
Первое занятие
I Организационный момент 1 мин. Сотрудничество Проверка готовности к уроку, настройка на работу
II Проблемно-диалоговый этап урока: Введение в тему урока

(эвристическая беседа, предполагающая проблемные вопросы и выдвижение гипотез, предположений в ответах детей)

1 Проблемные вопросы в ходе беседы:

-Что изображено на доске? (почтовый конверт)

-Для чего нужен почтовый конверт?

(для пересылки писем, открыток, сообщений)

- Какие существенные отличительные признаки почтового конверта вы можете назвать? (адрес назначения, почтовая марка)

- Зачем нужна марка? (для оплаты почтовых услуг)

-Кому приходилось писать и отправлять письмо?

- Кто попробует составить алгоритм "Отправь письмо" на интерактивной доске?

3-4 мин. Беседа, сотрудничество. Выдвижение гипотез.

Анализ предмета с целью выделения его существенных признаков.

Построение логической цепи рассуждений.

Установление причинно-следственных связей.

Из опыта проведения урока по данной теме - никто из обучающихся не смог ответить на вопрос "Зачем нужна почтовая марка?".

Действия учителя - Домашнее задание исследовательского характера: Узнать, зачем нужна почтовая марка.

III Практическая работа (Фронтальная работа на ИД и в рабочих тетрадях)
1 Составление алгоритма "Отправь письмо". 5 мин. Беседа, сотрудничество Построение логической цепи рассуждений.

Установление причинно-следственных связей. Виртуальное перемещение предметов на ИД в процессе составления алгоритма, работа в тетрадях.

IV Постановка цели урока

(эвристическая беседа, предполагающая проблемные вопросы и выдвижение гипотез, предположений в ответах детей).

1 Проблемные вопросы в ходе беседы:

- Кому можно написать письмо? (необходимо подвести детей к мысли о письме Деду Морозу).

- Кто точно знает, как правильно написать письмо?

- Может, нам следует вместе подумать и составить алгоритм "Напиши письмо Деду Морозу"?

2-3 мин. Беседа, сотрудничество. Построение логической цепи рассуждений.

Установление причинно-следственных связей.

2 Формулирование цели урока:

"Составление алгоритма "Напиши письмо Деду Морозу"

Выделение и формулирование познавательной цели.
V Практическая работа
1 Составление алгоритма "Напиши письмо Деду Морозу"

(Устная фронтальная работа - все предложения учеников фиксируются учителем на ИД, затем с помощью виртуального перемещения записи выстраиваются в алгоритм).

5-7 мин. Беседа, сотрудничество. Построение логической цепи рассуждений.

Установление причинно-следственных связей.

Алгоритм письма Деду Морозу: 1) Напиши приветствие (поздоровайся)

Напиши, почему тебе нравится новогодний праздник

Напиши о своём желании, начиная со слов: пожалуйста, я мечтаю, мне бы хотелось

Поблагодари Деда Мороза, поздравь его с новогодним праздником

Подпиши своё имя и фамилию

2 Физминутка, гимнастика для глаз. 2 мин. Сотрудничество Физминутка, гимнастика для глаз.
3 Написание письма Деду Морозу

(самостоятельная практическая работа на компьютерах - создание документа в текстовом редакторе с дальнейшим сохранением его по заданному адресу)

20 мин. Индивидуальная работа Осознанное и произвольное построение речевого высказывания при помощи письменной речи.
VI Домашнее задание 1 мин.
1 Узнать, зачем нужна почтовая марка?   Возможно сотрудничество с взрослыми, самостоятельный поиск информации. Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность.
2 Принести новый почтовый конверт  
VII Подведение итогов (рефлексия).

Попробуйте продолжить предложения:

Интересно было:

Только мне бы

хотелось:

Очень понравилось:

Главное, что у меня

получилось:.

Спасибо за урок.

2 мин Сотрудничество Осознанное и произвольное построение речевого высказывания при помощи устной речи.
  Итого 45 мин.    
Второе занятие
I Организационный момент 1 мин. Сотрудничество Проверка готовности к уроку, настройка на работу
II Проверка домашнего задания (Ответ на вопрос "Зачем нужна почтовая марка"?).
1 Ответы обучающихся. 2 мин. Сотрудничество Осознанное и произвольное построение речевого высказывания при помощи устной речи.
Информация для беседы: Пе?рвая ма?рка Росси?йской импе?рии была введена в обращение циркуляром Почтового департамента Российской империи от 10 (22) декабря 1857 года. В том же месяце почтовые марки поступили в продажу и начали применяться в некоторых губерниях. Официальное всеобщее использование марок на всей территории России (кроме Кавказа, Закавказья и Сибири) началось 1 января 1858 года.

На этом этапе урока ученикам предлагается провести домашнее самостоятельное исследование на тему "История почтовой марки", для дальнейшего продолжения и оформления проектно - исследовательской деятельности обучающихся во внеурочное врем (по желанию).

II Постановка цели урока

(эвристическая беседа, предполагающая проблемные вопросы и выдвижение гипотез, предположений в ответах детей)

1 Проблемные вопросы в ходе беседы:

Сегодня мы постараемся закончить набирать текст письма Деду Морозу на компьютере, распечатаем письма с помощью принтера и подпишем конверты, которые вы принесли.

- А кто из вас знает точный почтовый адрес Деда Мороза?

2 мин. Беседа, сотрудничество. Построение логической цепи рассуждений.

Установление причинно-следственных связей.

2 Формулирование цели урока.

Найти адрес Деда Мороза и подписать конверт.

Выделение и формулирование познавательной цели.
Из опыта проведения урока по данной теме - никто из обучающихся не смог ответить на вопрос "Кто знает точный почтовый адрес Деда Мороза?"
III Проблемно-диалоговый этап урока: Поиск адреса Деда Мороза
1 - Как же нам поступить, ведь адрес нам нужен срочно?

(подводим детей к мысли о поиске информации с помощью сети Интернет).

2 мин. Беседа, сотрудничество Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
2 Практический инструктаж по поиску необходимой информации с помощью сети Интернет.

Возможно, кто-то из детей знает, как действовать, тогда он становится инструктором.

5-6 мин. Инструктирование. Построение логической цепи рассуждений - в случае "ученик-инструктор".

Рефлексия способов действия - в случае "учитель - инструктор".

Для беседы: Информация прочитывается вместе с детьми, после нахождения в сети Интернет: В самом городе Великий Устюг находится Почта Деда Мороза - сказочное почтовое отделение, принимающее всю многочисленную переписку Деда Мороза. Ежегодно в адрес Деда Мороза приходит около 200 тысяч писем из России, ближнего и дальнего зарубежья

Официальный почтовый адрес Деда Мороза:162340, Россия, Вологодская область, город Великий Устюг, дом Деда Мороза.

От портала Promoroz.ru: если будете писать письмо, на всякий случай не забудьте вложить конверт с заполненным обратным адресом.

Электронное письмо Деду Морозу можно отправить на сайте его почты http://www.pochta-DM.ru. - на этом этапе урока предлагаю написать коллективное письмо на сайт Деда Мороза - продумать дома свои предложения в коллективное письмо.

Электронный адрес Деда Мороза www.moydedmoroz.ru

IV Практическая работа
1 Заполнение адреса получателя на почтовом конверте по образцу. 5 мин. Индивидуальная работа. Осознанное списывание по образцу.
V Проблемно диалоговый этап урока: Заполнение адреса отправителя письма

(эвристическая беседа, предполагающая проблемные вопросы и выдвижение гипотез, предположений в ответах детей).

1 Проблемные вопросы в ходе беседы:

- Кто может написать на конверте свой точный почтовый адрес?

- Зачем вам нужно точно указать свой адрес на этом конверте?

2мин. Беседа, сотрудничество. Построение логической цепи рассуждений.

Установление причинно-следственных связей.

VI Домашнее задание 1 мин.
1 Узнать свой точный почтовый адрес и написать его на конверте.   Возможно сотрудничество со взрослыми, самостоятельный поиск информации. Самостоятельная поисковая деятельность, деятельность в роли "отправитель письма".
2 Отправить письмо Деду Морозу.
3 Продумать текст коллективного письма Деду Морозу
VII Физминутка, гимнастика для глаз. 2 мин. Сотрудничество Физминутка, гимнастика для глаз.
VIII Практическая работа
1 Написание письма Деду Морозу - продолжение

(самостоятельная практическая работа на компьютерах - внесение изменений в созданный документ с сохранением изменений).

20 мин. Индивидуальная работа Осознанное и произвольное построение речевого высказывания при помощи письменной речи.
IX Подведение итогов (рефлексия).

Попробуйте продолжить предложения:

Интересно было:

Только мне бы

хотелось:

Очень понравилось:

Главное, что у меня

получилось:.

Спасибо за урок.

2 мин Сотрудничество Осознанное и произвольное построение речевого высказывания при помощи устной речи.
  Итого 45 мин.    
Из опыта работы: Возможно продолжение занятий по данной теме с освоением детьми операций вставки картинок в текст письма. Эта деятельность очень интересна детям и является хорошей мотивацией к формированию универсальных учебных действий обучающихся.

Главное условие успеха: Доведение данной работы до конечного результата: получение печатной продукции и отправка письма по назначению.