Конспект занятия по обучению грамоте "Поможем слоненку" для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Упражнять детей в определении места звука в слове; в подборе слов с определённым звуком; в определении наличии указанного звука в словах; в выборе нужного слова путём исключения признаков, названных педагогом.
  • Закрепить понятия "твёрдый" и "мягкий" звуки; умение делать звуковой анализ слова.
  • Скандирование лексического минимума начальной школы, деление слова на слоги, составление схемы слова.
  • Развивать фонематический и речевой слух дошкольников.
  • Воспитывать у детей чувства товарищества, взаимовыручки. Создать положительный фон в группе.

Демонстрационный материал: игрушка-слон, портфель, карточки с буквами (п, о, р, т, ф, е, л, ь), мяч, карта - план группы (стрелочками указаны местонахождения букв).

Раздаточный материал: цветные карандаши, листы в клеточку по количеству детей.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети свободно играют в игровом уголке. Воспитатель "находит" у себя на столе конверт, подзывает к себе детей.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня на столе конверт! Его, наверное, принес к нам почтальон, когда нас не было в группе. Давайте посмотрим, что же там внутри. Здесь загадка, прочтем ее? (читает)

Зимой он книжками набит, а летом пуст и крепко спит.
Зимой по улицам бежит, а летом в комнате лежит.
Но только осень настает, меня он за руку берет.
И снова в дождик и в метель со мной шагает мой:(портфель).

Воспитатель: Молодцы! Правильно отгадали, конечно, портфель.

2. Воспитатель: Садитесь на свои места, я расскажу вам сказку о Слоненке, у которого тоже был портфель.

Жил-был Слонёнок, который ходил в школу. И был у него портфель.С портфелем слон не расставался:

На нём с горы зимой катался,
Им, как мячом, в футбол играл,
На нём удар тренировал.
Портфель терпел, трещал, крепился
И вдруг:на буквы развалился.

Проснулся Слонёнок утром, а портфеля нет. С чем в школу идти? Сел Слонёнок на кровать и громко зарыдал. Пожалела Слонёнка "Азбука" и решила она ему помочь. "Я помогу тебе, - сказала она Слонёнку, - вот тебе карта, по которой ты найдёшь буквы слова "портфель". Но вернутся буквы только тогда, когда ты выполнишь каждое их задание". А учился Слонёнок плохо, и справиться с заданиями он не смог.

Раздаётся стук в дверь. Воспитатель открывает дверь и вносит в группу игрушку-слона. У Слоненка карта группы, где отмечены места спрятанных букв.

3. Воспитатель: Ребята, к нам пришёл Слонёнок и просит нас с вами помочь ему вернуть свой портфель. Вы согласны оказать ему помощь? (ответ детей) Сначала, мы рассмотрим карту, и найдём первую букву.

Дети по плану находят букву П.

Игровое упражнение: "Придумай слово"

Воспитатель: чтобы буква захотела вернуться в слово, мы должны с вами придумать слова, которые обозначают действия и начинаются на звук [п].

Дети становятся в круг и по очереди называют заданные слова. Все имитируют названные движения: подпрыгнуть, пробежать, перешагнуть, пройти, потянуться и т. д.

Воспитатель: молодцы, хорошо справились с заданием, и буква возвратилась на своё место.

Воспитатель вставляет букву в окошечко для слов. Дети находят следующую букву.

Проводится артикуляционная гимнастика.

Воспитатель: Буква О предлагает нам выучить чистоговорку. Что такое чистоговорка? (Ответы детей).

Не по тропе, а около
Катилося и окало,
"О" охало, "О" окало,
Не по тропе, а около.

Дети повторяют чистоговорку, чётко проговаривая звуки.

Воспитатель: буква О занимает своё место, а мы отправляемся за следующей буквой.

Дети находят букву Р.

Игровое упражнение: "Не пропусти звук".

Воспитатель: Буква Р предлагает поиграть нам в игру. Я буду произносить названия профессий. Всякий раз, как только вы услышите в слове звук [р], вы должны будете хлопнуть в ладоши.

Дети становятся в круг, воспитатель называет слова:

Водитель, тракторист, ветеринар, лётчик, машинистка, балерина, акробат, воспитатель, учитель, сторож, дворник, экономист, милиционер, фотограф продавец, пианист, плотник, сапожник, портной, дрессировщик, художник, экскурсовод, шахтёр, бухгалтер, кондитер, парикмахер, пожарный, лифтёр.

Воспитатель: Букве Р очень понравилось с вами играть и она возвращается в слово портфель. А мы читаем дальше карту.

Дети находят букву Т.

Игровое упражнение: "Посчитай звуки".

Воспитатель: У буквы Т для вас приготовлены потешки. Что такое потешки? (Ответы детей).

Воспитатель: Слушайте внимательно и посчитайте, сколько в потешке встретится звуков [т].

Топали да топали, дотопали до тополя,
До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.
Только утром Таня встанет,
Танцевать Танюшу тянет.
Алёша - плакса. В тетрадке клякса.
Возьми резинку, сотри слезинку.
Если поливать клумбы, вырастут цветы.
Если поливать тротуары, вырастут зонты.

Воспитатель: Буква Т возвращается в слово, а у нас впереди дорога.

Дети находят букву Ф.

Игровое упражнение: "Лишнее слово".

Воспитатель: Есть много слов со звуком [ф]. Этот звук может быть в начале слова, а может быть и в середине. Я вам прочитаю четыре слова. Вы должны будете определить, какое слово лишнее.

Воспитатель читает серию слов. Три слова начинаются на звук [ф], а четвёртое имеет этот звук в середине слова:

фара фонтан софа Фрося Фёкла Фёдор фанера лифт Фантомас фасад тафта Филимон фигура асфальт фон фонетика

Филя футбол фальшь кафтан фиалка фас Фома магнитофон

фата фантик фрукты туфли Фрол фраза факел афиша

фишка Фунтик фильм мультфильм.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Я думаю, что буква Ф, конечно, останется в слове "портфель". А мы идём искать букву Е.

Дети находят букву Е.

Игровое упражнение: "Не перепутай букву".

Воспитатель: Для задания, которое просит выполнить буква Е, нам понадобятся карточки с буквами Е и Ё.

Дети садятся на свои места. На столе у каждого по две карточки с буквами Е и Ё.

Воспитатель: Я называю слова, а вы будете поднимать карточку с той буквой, которая пишется в начале этого слова:

Ель, ёжик, енот, ёмкость, ересь, ежи, егерь, ежевика, ёмкий, ералаш, единица, есаул, ёлка, есаул, егоза, ерунда, ёршик, ехидна, египтянин, ёжиться, европеец.

Воспитатель: Вы отлично справились с этим заданием, и мы возвращаем букву на своё место. Итак, мы продолжаем поиски следующей буквы.

Дети находят букву Л.

Игровое упражнение: "Закончи слово".

Воспитатель: С каждым разом задания становятся труднее, но я уверенна, что вы справитесь и с этим заданием. Вы должны встать в две шеренги друг против друга. Крайний в шеренге называет слог, начинающийся на звук [л]. Стоящий напротив, заканчивает слово, подбирая один или несколько слогов (ли-са, лас-точка, ла-дошка и т. д.).

Воспитатель: Посмотрите на табло. Все ли буквы, мы с вами нашли? (Ответ детей). Для чего в этом слове нужен Ь? (Ответ детей). Тогда идём на поиски последней буквы.

Дети находят букву Ь.

Игровое упражнение: "Мячик смягчитель".

Воспитатель: Смотрите, ребята, здесь лежит мячик. Мягкий знак приглашает нас поиграть. Вы становитесь в круг. Я стою в центре круга, бросаю вам по очереди мяч и называю слово с твёрдым окончанием. Вы, бросая обратно мне мяч, называете это же слово, но с мягким окончанием.

Угол, брат, ел, мел, хор, топ, стал, пыл, жар, вес, дал, пар, вес,

врал, жест, ценит, варит, строит, пилит, шутит, носит, обут,

был, жест, поит, тужит, прав, любит.

Воспитатель: Ну вот, все буквы на своих местах. Прочтите слово. Сколько в этом слове слогов? Какой слог ударный? Сколько букв в этом слове? Сядьте на свои места и составьте схему этого слова.

Дети занимают свои места и записывают схему слова портфель.

Воспитатель: Сколько звуков в этом слове? Почему букв больше, чем звуков? (Ответы детей). Все задания мы выполнили, я думаю, что за дверью Слонёнка ожидает его портфель.

Воспитатель выходит за дверь и вносит портфель.

Воспитатель: Возьми, Слонёнок, свой портфель и впредь его не обижай!

4. Слонёнок: большое вам спасибо, ребята, вы очень мне помогли. А не подскажите ли мне как нужно обращаться с портфелем?

Дети: Носить в портфеле только школьные принадлежности, не использовать его для игр, в школе вешать на крючок, который есть на парте, дома не бросать его в разные места, собирать портфель надо с вечера.

Воспитатель: Запомни, Слонёнок, эти правила.

Слонёнок: я в портфель всегда кладу конфеты, чтобы угощать на переменке своих товарищей. А сейчас я хочу угостить вас, потому что вы очень добрые, умные и отзывчивые дети. Я уверен, вы никогда не бросите товарища в беде и будете хорошо учиться в школе.

Воспитатель угощает детей конфетами, которые достаёт из портфеля.

5. Итог занятия.

Воспитатель: Наши ребята смогли помочь тебе, Слоненок, потому, что они уже многому научились в детском саду. Они умеют на слух определять место звука в слове, делить слова на части, составлять схему слов, умеют читать. А скоро они пойдут в школу и получат еще больше знаний. Ты тоже старайся, Слоненок, хорошо учиться в школе, потому что без знаний невозможно прожить на свете.

Дети прощаются со Слонёнком.

Используемая литература.

  1. М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнёва "Тесты для детей" (Готов ли ваш ребёнок к школе?), "ДЕЛЬТА", 1997.