По мотивам сказки Е.Хомяковой “Тайна цветка Папоротника”
Задачи игры:
- Овладение способами взаимодействия с самим собой и окружающим миром;
- Поиск и активизация позитивных ресурсов через создание системы поддержки и формирование “проекции на будущее”.
- Осознание проблемы зависимостей.
Описание проблемы или задач развития, на решение которых направлена эта игра
Формирование рефлексивной позиции подростков, которая заключается в изучении и развитии ими их внутреннего потенциала, позволяющего молодым людям выбирать такое поле самореализации, которое будет социально приемлемым.
Предполагаемый конечный результат:
- Снятие психо-эмоциональной напряжённости в группе;
- Умение анализировать и прогнозировать будущие проблемы;
- Устранение дезадаптивных форм поведения, адекватное реагирование в проблемных ситуациях.
- Приоритетность здорового образа жизни.
Время на игру и обсуждение – 1час 30 минут.
Целевая аудитория - подростки 12-14 лет.
Размер группы – 12 – 15 человек.
Руководитель – педагог-психолог.
Возможное продолжение игры:
Классные часы по темам:
- “Курение – опасное увлечение”,
- “Эта “белая смерть””,
- “Правила жизни”,
- “Продли свой век”
Родительские собрания: “Ведём детей по ступенькам нравственности”, “Наркомания – шаг в бездну” и др.
Дальнейшее психолого-педагогическое сопровождение – анкетирование “Отношение к ПАВ”, тесты самооценки, тревожности, работа волонтёрской группы по профилактики зависимости от ПАВ
Необходимое оборудование: листы А4 по числу участников, рисунок планеты Цветов (можно использовать географическую карту).
Схема игры
№ этапа | Время на проведение | Содержание каждого этапа | Задачи, решаемые на каждом этапе | Материалы, необходимые для проведения каждого этапа |
Вводная часть. Разминка |
10 мин. | Знакомство ведущего с участниками
группы, знакомство участников друг с другом. Упражнение “Имя”. |
Создание комфортной доверительной
обстановки; Демонстрация индивидуальных особенностей человека. |
“Микрофон” (мяч, игрушка, вызывающая
приятные эмоции, тактильные ощущения) Рисунок с изображением планеты Цветов, разрезанный на кусочки для визиток. |
Работа со сказкой | 20 – 25 мин. | Испытание первое. Участники делятся на тройки. Один уговаривает другого что-либо сделать, второй должен отказаться. Третий “наблюдатель” - обращает внимание на то, чтобы произносилось слово “нет”, следит за тем, сколько объяснительной информации предоставлено “просителю”, за невербальными проявлениями участников, насколько спокойным и уверенным был отказ, Потом участники меняются ролями. (Примеры заданий: уговорить встать, подарить ручку, одолжить денег или дорогую вещь). Рефлексия.
|
Выполнение упражнений, направленных на
введение подростков в тематику занятия, на поиск
путей решения заявленной проблемы. Изучение разных способов отстаивания своего мнения, отработка навыка сказать “нет”, выявление своего ошибочного суждения, ведущего к неуверенности. |
Демонстрация слайда “Способы сказать “нет”” |
20 мин | Испытание второе Чтобы отстоять право жить на планете Папоротника в мире и согласии друг с другом необходимо решить следующие задачи: Почему люди страны Маки не дружили друг с другом? Чего хотел правитель этой страны? Какими качествами обладал он? У вас будет 3 минуты, чтобы продумать стратегию доказательств жителям страны Маки того, что зло неэффективно. Вы можете приводить исторические примеры по принципу “ Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет”. Вы сами выбираете стратегию. |
Тренировка мышления и воображения, источник сбора идей для разрешения проблем, проекция решения на свой жизненный опыт (диагностика). Выстраивание процесса проективной диагностики и коррекции. | Бумага А4, фломастеры | |
10 мин | Испытание третье Упражнение “Ресурсы” Подросткам предлагается подумать над вопросами: “Что тебе может помочь достичь твоих целей? Чем ты уже обладаешь, чтобы достичь этих целей: черты характера, способности, друзья?” Инструкция. Напиши свои четыре сильных качества, изобрази их в виде каких-то символов – это твои ресурсы, которые тебе помогут в жизни”. |
Развитие социально-коммуникативных навыков, поиск жизненных ресурсов. | Собрать рисунок Планеты из отдельных кусочков, которые использовали в упражнении на этапе знакомства.. | |
Завершение | 15 мин | Рефлексия. Что вам больше всего запомнилось на занятии? Что понравилось или не понравилось? Что показалось важным? Чему вы научились? |
Обмен мнениями и чувствами о
проведённом занятии. Настрой на обычные дела, укрепление чувства единения в группе. |
“Микрофон” - игрушка |
Ход игры
Ведущий приглашает участников игры устроиться поудобнее.
- Сегодня нам предстоит путешествие на сказочную Планету Цветов. Давайте познакомимся с правилами сказочной жизни:
- Принцип Я;
- Активность;
- Конфиденциальность;
- Право сказать “Нет”
- Но прежде чем мы отправимся туда, нам необходимо настроиться и погрузиться в сказочную атмосферу.
Упражнение “Имя”
Просьба к участникам: придумать себе какое-нибудь определение, начинающееся на ту же букву, что и его имя (например, Марина – Мирная, Игорь – Ищущий и т.д.), которое возьмут с собой в сказку и указать его на кусочке от заранее разрезанной географической карты или рисунка Планеты Цветов (визитка).
Итак, слушайте сказку.
Давным-давно, когда земля не была ещё круглой, а имела начало и конец, когда сердца людей были сотканы из красоты и добра, случилась эта история.
В те времена Земля утопала в цветах, но, как водится, был один особый цветок. Обладал он силой чудесной, и название ему было Папоротник. Цвёл этот чудо-цветок красно-розовыми цветами, круглый год он охранял своим светом землю от зла. Повелевал сей цветок над землей и водами; помогал людям раскрывать клады земные: если где есть что-то полезное для людей – цветок кружился над этим местом, как звезда, и падал над ним…
Вокруг каждого дома и в полях цвёл Папоротник. А ночью, когда Солнце гасло, Земля заливалась розовым светом, что дарили ей цветы – звёздочки. В это время люди выходили из домов, чтобы полюбоваться светом папоротника, который делал их сильными и красивыми.
А на краю Земли, в самом её конце, в ущельях за Маковыми полями, жил изгнанный народ Маки, изгнанный за зло, которое сделало его безобразным. Как вы уже догадались, Маки – это название жителей края Земли, которое они в основном получили от старцев цветущей Планеты за то, что жили за полями с Маковым цветом. Этот народ состоял из ведьм и колдунов – Макид и Макханов.
Ночами народ Маки собирал цветы и травы, но использовал их не для лечения и украшения своих домов, а для приготовления дурманящего зелья. У Маки была цель, ради которой и готовилось зелье: желали они одурманить людей, сделать их своими рабами. Мечтали Маки, чтобы зло чёрной тучей нависло над цветущей Планетой: только людские страдания сделали бы их счастливыми и процветающим народом. Но ни Макиды, ни Макханы не могли приблизиться к людям, потому что их злые чары бессильны против цветка Папоротника.
И вот настал день, когда Макиды и Макханы собрались возле болота, взялись за руки и произнесли заклинание. Тут же разгорелся костёр до небес, открылись Огненные ворота и вышел из них человек в длинном чёрном плаще, который поведал народу Маки всё, что знали о чудо-цветке и его силе их предки, и, прежде чем проститься, добавил: “Цветы Папоротника не причинят вреда своим светом, только, если будут подарены, Заставьте людей дарить вам звёздные цветы, и вы затяните Планету в “Кольцо зла”.
Испытание первое.
Упражнение “Умей сказать “Нет””
Участники делятся на тройки. Один уговаривает другого что-либо сделать, второй должен отказаться. Третий “наблюдатель” - обращает внимание на то, чтобы произносилось слово “нет”, следит за тем, сколько объяснительной информации предоставлено “просителю”, за невербальными проявлениями участников, насколько спокойным и уверенным был отказ, Потом участники меняются ролями. (Примеры заданий: уговорить встать, подарить ручку, одолжить денег или дорогую вещь).
Рефлексия.
Удалось ли участникам отказаться?
Какой способ отказа они использовали? (Уверенное “Нет”, упереться, “продинамить”, сменить тему и т.д.). Приложение 1.
Опытные жители Планеты, знавшие о существовании народа Маки выдержали данное испытание и продолжали заниматься своим делом, не обращая никакого внимания на обитателей Края Земли, которые выпрашивали в подарок звёздные цветы всеми известными им способами: лестью и угрозами. Но тщетно…
Когда наступила ночь, народ Маки снова собрался на болоте. И вновь из огненных ворот вышел Человек в чёрном. Он не терял надежду разрушить мир и спокойствие жителей цветочной планеты, убеждая жителей Страны Маки в том, что это сделает их сильнее и могущественнее.
Испытание второе
Чтобы отстоять право жить на планете Папоротника в мире и согласии друг с другом, людям необходимо было решить для себя задачи:
Почему люди страны Маки не дружили друг с другом? Чего хотел правитель этой страны? Какими качествами обладал он?
У вас будет 3 минуты, чтобы продумать стратегию доказательств жителям страны Маки того, что зло неэффективно. Вы можете приводить исторические примеры по принципу “Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет”. Вы сами выбираете стратегию.
Макиды и здесь потерпели поражение. Жители цветочной Планеты оказались мудрыми. И тогда они решились прибегнуть к крайним мерам – приняли облик красивых юношей и девушек, напоили людей цветочным зельем…
Были люди, которые не попали под чары Макид и Макханов, и не нуждались в их зелье; они всеми силами пытались спасти своих собратьев, но получалось это реже, чем хотелось. А между тем с лица Планеты стали исчезать поля со звёздными цветами.
Тогда юноши и девушки стали обрывать цветы Папоротника вокруг своих домов, оставляя их незащищёнными, открытыми для Зла. А когда звёздные цветы заканчивались возле собственных домов, юноши и девушки начинали воровать их у домов своих собратьев, открывая их дома для слёз и бед…
Вопрос ведущего: как изменилась жизнь людей, попавших в цветочную зависимость? (надо сделать акцент на ключевые слова: “отрывается от людей”, “не думает о других”, “имеет проблемы в семье”, “бросает учёбу”, “болеет”).
И вот на Земле уже нельзя было найти цветок Папоротника, который её охранял: а значит, всё шло к тому, что цветущая планета затягивалась в кольцо Зла, как и предсказывал Дух Предков народа Маки – Человек в чёрном.
В скором времени у Земли уже не было ни начала, ни конца – они соединились, и их стало невозможно найти, чтобы вновь изгнать Макид и Макханов на край Земли. Цветы Папоротника, которые ещё каким-то чудом не успели оборвать, погасили свои огоньки: они спрятались от вероломства людей, которые не были уже так сильны и красивы, как в те незапамятные времена, когда Земля была хранима светом Папоротника.
Но природа добра к своим созданиям, особенно к людям, хотя именно они-то не всегда того заслуживают. Тем не менее… Спасение возможно!
Предстоит Великое Собрание людей, не попавших под чары Махид и Макханов. Они были полны надежд и желаний победить зло.
Испытание третье
Упражнение “Ресурсы”
Подросткам предлагается подумать над вопросами:
“Что вам может помочь достичь своих целей, найти решение в трудной жизненной ситуации? Чем вы уже обладаете, чтобы достичь этих целей: черты характера, способности, друзья?” Наверняка, это же придаст силы и жителям цветочной планеты.
Инструкция. Напиши свои четыре сильных качества, изобрази их в виде каких-то символов – это твои ресурсы, которые тебе помогут в жизни”.
Используются кусочки разрезанной карты - визитка на этапе разминки )
Ведущий. Да, природа добра к своим созданиям, особенно к людям, даёт силы тем, кто стремится к свету, добру. И поэтому, раз в году, в самую короткую ночь, накануне Иванова дня (имеется в виду ночь Ивана Купалы – 7 июля), когда вся нечистая сила, в том числе Макиды и Макханы, вредят во всю свою нечистую мощь, - люди освещают землю купальными огнями, напоминающими розовый цветок Папоротника.
Именно в эту необыкновенную ночь и раскрывается Земля, особенно там, где соединились её начало и конец, - вот тогда-то распускает свой цветок Папоротник. Его звёздные огоньки дают надежду людям на то, что ещё возможно возвращение цветущей Планеты, а вместе с ней мудрости и богатства духа.
Освещая Человека, свет Папоротника напоминает о том, что живёт в нём чистая Бессмертная Душа, которая, стоит только сделать усилия, поможет ему справиться с любым Злом на свете, потому что сильнее любого зла… Пройдя испытания и преодолев трудности, мы спасли планету Цветов от катастрофы.
Завершение
Ребята, мы с вами проделали нелёгкий путь вместе с жителями цветочной Планеты. Давайте восстановим её из кусочков, наделённых особой силой нашего “Я”.
Теперь пришло время вернуться в настоящее, подвести итоги.
Что вам больше всего запомнилось на занятии? Что понравилось или не понравилось? Что показалось важным? Чему вы научились?
Мы с вами пережили многое. Нам надо друг друга поблагодарить за хорошую работу.
Используемая литература:
- Игорь Вачков. Основы технологии группового тренинга./ http://krotov.info/lib_
- “Притчи, сказки, метафоры, в развитии ребёнка” - Санкт-Петербург, 2007
- “Практика сказкотерапии”./ Под ред. Н.А. Сакович - Речь, Санкт-Петербург, 2007
- “Обеспечение психологической безопасности в ОУ”./ Под ред. И.А. Баевой
- “Школьный психолог” - 2008. - №5, 15, 19.
- “Курение – опасное увлечение”/ http://www.uchportal.ru
- Лекция для родителей “Игра в белую смерть”/ http://www.uroki.net
- Наркотики - страшная болезнь./ http://www.konspekt.org
- Классный час: "Это страшное слово - наркотики"/ http://www.konspekt.org
- Наркотикам-НЕТ! Урок в школе./ http://www.konspekt.org
- Беседа для родителей: Наркотики и дети./ http://www.konspekt.org