Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: урок-соревнование.
Цели урока:
- Обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы: птицы, рыбы, звери, насекомые.
- Развивать умение логически верно выражать свои мысли, выступать перед аудиторией.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Записи на доске.
- Карточки с изображением животных.
- Карточки – 4 штуки.
- Перфокарты – 4 штуки.
- Цветные карандаши.
- Клей, ножницы.
- Рисунки птиц, клювов.
- Текст рассказа – 4.
- Кроссворды.
- Таблицы для выставления оценок командам.
Ход урока
1. Организационный момент.
В классе четыре группы столов, расставленные в разных частях класса. Чтобы войти в класс, дети берут у учителя карточки с изображением животных (звери, птицы, рыбы, насекомые). Дети рассаживаются за те столы, на которых стоят таблички со словами: звери, птицы, рыбы, насекомые.
Учитель:
– О ком мы будем говорить сегодня на уроке, Вы узнаете, заполнив кроссворд:
На доске: рисунки с изображением животных. Учитель показывает рисунок, а дети отгадывают животное. Ответы: жаба, волк, кот, крот, слон.
– Как одним словом называются все эти существа? (животные)
– Для проведения нашего урока каждой команде нужно выбрать капитана. Они будут руководить действиями своей команды, и распределять, кто из членов команды будет давать ответ.
Далее учитель представляет жюри.
Первое задание.
Капитаны команд дают полный ответ на вопросы:
– По какому признаку относятся в отдельную группу птицы? рыбы? звери? насекомые?
Учитель:
– Какое животное самое прожорливое?
– Самое прожорливое существо на свете – стрекоза. Стрекоза – коромысло за 2 часа может съесть 40 мух, комаров или мошек. Будь она величиной со льва, наверное, съедала бы целую корову в один присест. Нелегко прокормиться такой обжоре, поэтому стрекоза проводит целый день на охоте, чтобы насытиться.
Второе задание.
Учитель раздаёт детям карточки.
- Синица, бабочка, воробей.
- Лягушка, жаба, кузнечик.
- Коза, лошадь, божья коровка.
- Жук, паук – водомерка, скорпион.
В каждой группе животных дети ищут “ лишнее” слово и подчёркивают его.
Учитель:
– Китовая акула и гигантские акулы – самые большие рыбы на земле. Они иногда достигают 16 – 17 метров в длину. Некоторые считают, что китовая акула и гигантская – людоеды, и, судя по размерам, им не составила бы особого труда разом проглотить человека. Но в действительности у этих рыб крошечные зубы. Их длина примерно 0, 3 см, а диаметр пищевода составляет лишь 10 – 16 см. Так что самые большие рыбы на земле питаются самой мелкой рыбёшкой, например сардинами.
Третье задание.
Учитель раздаёт командам перфокарты с названиями рыб.
– Какие рыбы речные, а какие – морские? Если рыбы речные, то закрасьте кружок зелёным цветом, морские рыбы – синим цветом.
Учитель:
– Птицы кормятся с помощью клюва – носа.
Вот мухолов – тонконос – только и ждёт да высматривает, не летит ли муха или бабочка.
Другое дело – дубонос. Сидит себе на ветке да щёлкает вишневые косточки.
Клёст – крестонос вылущивает своим крестообразным клювом семечки из шишек.
Бекас – долгонос длинным тонким носом вытаскивает жучков из болотной тины.
Козодой – сетконос, летая с разинутым клювом и растопыренными сеткой усами, заглатывает комаров, мошек и прочих насекомых.
А пеликан оттого и толстеет, что благодаря своему мешконосу откладывает запасы.
Дятлу – долбоносу нос служит не только для добычи корма – он ещё и инструмент для плотницких и столярных работ. Ведь именно дятлы выдалбливают на деревьях дупла – жильё для себя и других птиц.
У ястреба нос как крепкий крючок.
Четвёртое задание.
Учитель раздаёт командам рисунки птиц и отдельно рисунки клювов. Дети отыскивают птицам их носы (клювы) – вырезают и приклеивают. После выполнения этой части задания, ребята объясняют свой выбор. <Рисунок 1>
Учитель:
– Много интересного можно рассказать о собаках. Тысячи лет живёт собака вместе с людьми. Она охраняет скот, склады, магазины, дома, помогает охотникам выслеживать зверей, стерёжёт границу, водит по улицам слепых, спасает людей в горах. О ней написаны горы книг. Существует даже специальная наука о поведении собак – кинология. Казалось бы, всё о ней известно. Тем не менее, собака во многом остаётся самым таинственным животным. У неё находят массу достоинств. Вот, к примеру, нюх. Собака способна различать до полумиллионов запахов, человек – всего несколько сотен. Слух у собаки гораздо тоньше, чем у человека. Он прекрасно распознаёт звук шагов хозяина через запертую дверь за 2 – 3 этажа по лестнице. Собаки спасли жизнь многим тысячам людей: и как санитары, перевозчики раненых на фронте, и как живые противотанковые мины, и как горноспасатели. Только на счету у знаменитых сенбернаров в Альпах – 2500 спасённых альпинистов и туристов. Собаки, как и некоторые другие животные, способны предчувствовать приближение землетрясения. А тайна любви и терпимости собак к маленьким детям! Какое животное согласилась бы на то, чтобы малыш дёргал его за уши, совал пальцы в пасть или тыкал ими в глаза?
Пятое задание.
Командам предлагают текст, в котором некоторые слова убраны, а на их месте рисунок. Детям предлагают прочитать рассказ и угадать, к кому в гости идут щенки.<Рисунок 2>
Шестое задание.
Учитель раздаёт детям карточки. На каждом варианте карточки даны ещё варианты ответов: волк, лиса, заяц, бык, уж, индюк, рыба, свинья (поросёнок), осёл, курица, сорока, ёж.
– Вместо точек вставьте названия животных.
1 вариант карточки | 3 вариант карточки |
Голоден, как … | Болтлив, как … |
Изворотлив, как … | Здоров, как … |
Упрям, как … | Грязный, как … |
2 вариант карточки | 4 вариант карточки |
Надут, как … | Хитёр, как … |
Мокрый, как … | Нем, как … |
Труслив, как … | Колючий, как … |
Седьмое задание.
Разгадать кроссворды. Разгадав кроссворды, дети получат слово ЗООПАРК.
<Рисунок 3>
– Ребята, а что такое зоопарк? (Ответы детей)
Учитель:
– Зоологический парк или зоопарк – это место, где содержат диких животных, которые живут не только в нашей местности, но и в дальних странах. Учёные изучают животных в зоопарке. Здесь живут и те животные, которым трудно выжить в неволе, так как их осталось очень мало и учёные помогают этим животным.
Итог урока.
В конце урока подводятся командные и индивидуальные итоги.
Литература:
- “Пернатые друзья лесов” В.В. Строков. Москва. “Просвещение”, 1975.
- “Игры для мальчиков” (Кроссворды, ребусы, головоломки, скрэбблы, пиктограммы, чайнворды) Выпуск №8. Москва. ООО “Издательство Премьера”, 2002.