Урок окружающего мира "Какие бывают животные" по учебнику Н.Я. Дмитриевой. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: урок-соревнование.

Цели урока:

  1. Обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы: птицы, рыбы, звери, насекомые.
  2. Развивать умение логически верно выражать свои мысли, выступать перед аудиторией.
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

  1. Записи на доске.
  2. Карточки с изображением животных.
  3. Карточки – 4 штуки.
  4. Перфокарты – 4 штуки.
  5. Цветные карандаши.
  6. Клей, ножницы.
  7. Рисунки птиц, клювов.
  8. Текст рассказа – 4.
  9. Кроссворды.
  10. Таблицы для выставления оценок командам.

Ход урока

1. Организационный момент.

В классе четыре группы столов, расставленные в разных частях класса. Чтобы войти в класс, дети берут у учителя карточки с изображением животных (звери, птицы, рыбы, насекомые). Дети рассаживаются за те столы, на которых стоят таблички со словами: звери, птицы, рыбы, насекомые.

Учитель:

– О ком мы будем говорить сегодня на уроке, Вы узнаете, заполнив кроссворд:

На доске: рисунки с изображением животных. Учитель показывает рисунок, а дети отгадывают животное. Ответы: жаба, волк, кот, крот, слон.

– Как одним словом называются все эти существа? (животные)

– Для проведения нашего урока каждой команде нужно выбрать капитана. Они будут руководить действиями своей команды, и распределять, кто из членов команды будет давать ответ.

Далее учитель представляет жюри.

Первое задание.

Капитаны команд дают полный ответ на вопросы:

– По какому признаку относятся в отдельную группу птицы? рыбы? звери? насекомые?

Учитель:

– Какое животное самое прожорливое?

– Самое прожорливое существо на свете – стрекоза. Стрекоза – коромысло за 2 часа может съесть 40 мух, комаров или мошек. Будь она величиной со льва, наверное, съедала бы целую корову в один присест. Нелегко прокормиться такой обжоре, поэтому стрекоза проводит целый день на охоте, чтобы насытиться.

Второе задание.

Учитель раздаёт детям карточки.

  1. Синица, бабочка, воробей.
  2. Лягушка, жаба, кузнечик.
  3. Коза, лошадь, божья коровка.
  4. Жук, паук – водомерка, скорпион.

В каждой группе животных дети ищут “ лишнее” слово и подчёркивают его.

Учитель:

– Китовая акула и гигантские акулы – самые большие рыбы на земле. Они иногда достигают 16 – 17 метров в длину. Некоторые считают, что китовая акула и гигантская – людоеды, и, судя по размерам, им не составила бы особого труда разом проглотить человека. Но в действительности у этих рыб крошечные зубы. Их длина примерно 0, 3 см, а диаметр пищевода составляет лишь 10 – 16 см. Так что самые большие рыбы на земле питаются самой мелкой рыбёшкой, например сардинами.

Третье задание.

Учитель раздаёт командам перфокарты с названиями рыб.

– Какие рыбы речные, а какие – морские? Если рыбы речные, то закрасьте кружок зелёным цветом, морские рыбы – синим цветом.

Учитель:

– Птицы кормятся с помощью клюва – носа.

Вот мухолов – тонконос – только и ждёт да высматривает, не летит ли муха или бабочка.

Другое дело – дубонос. Сидит себе на ветке да щёлкает вишневые косточки.

Клёст – крестонос вылущивает своим крестообразным клювом семечки из шишек.

Бекас – долгонос длинным тонким носом вытаскивает жучков из болотной тины.

Козодой – сетконос, летая с разинутым клювом и растопыренными сеткой усами, заглатывает комаров, мошек и прочих насекомых.

А пеликан оттого и толстеет, что благодаря своему мешконосу откладывает запасы.

Дятлу – долбоносу нос служит не только для добычи корма – он ещё и инструмент для плотницких и столярных работ. Ведь именно дятлы выдалбливают на деревьях дупла – жильё для себя и других птиц.

У ястреба нос как крепкий крючок.

Четвёртое задание.

Учитель раздаёт командам рисунки птиц и отдельно рисунки клювов. Дети отыскивают птицам их носы (клювы) – вырезают и приклеивают. После выполнения этой части задания, ребята объясняют свой выбор. <Рисунок 1>

Учитель:

– Много интересного можно рассказать о собаках. Тысячи лет живёт собака вместе с людьми. Она охраняет скот, склады, магазины, дома, помогает охотникам выслеживать зверей, стерёжёт границу, водит по улицам слепых, спасает людей в горах. О ней написаны горы книг. Существует даже специальная наука о поведении собак – кинология. Казалось бы, всё о ней известно. Тем не менее, собака во многом остаётся самым таинственным животным. У неё находят массу достоинств. Вот, к примеру, нюх. Собака способна различать до полумиллионов запахов, человек – всего несколько сотен. Слух у собаки гораздо тоньше, чем у человека. Он прекрасно распознаёт звук шагов хозяина через запертую дверь за 2 – 3 этажа по лестнице. Собаки спасли жизнь многим тысячам людей: и как санитары, перевозчики раненых на фронте, и как живые противотанковые мины, и как горноспасатели. Только на счету у знаменитых сенбернаров в Альпах – 2500 спасённых альпинистов и туристов. Собаки, как и некоторые другие животные, способны предчувствовать приближение землетрясения. А тайна любви и терпимости собак к маленьким детям! Какое животное согласилась бы на то, чтобы малыш дёргал его за уши, совал пальцы в пасть или тыкал ими в глаза?

Пятое задание.

Командам предлагают текст, в котором некоторые слова убраны, а на их месте рисунок. Детям предлагают прочитать рассказ и угадать, к кому в гости идут щенки.<Рисунок 2>

Шестое задание.

Учитель раздаёт детям карточки. На каждом варианте карточки даны ещё варианты ответов: волк, лиса, заяц, бык, уж, индюк, рыба, свинья (поросёнок), осёл, курица, сорока, ёж.

– Вместо точек вставьте названия животных.

1 вариант карточки 3 вариант карточки
Голоден, как … Болтлив, как …
Изворотлив, как … Здоров, как …
Упрям, как … Грязный, как …
2 вариант карточки 4 вариант карточки
Надут, как … Хитёр, как …
Мокрый, как … Нем, как …
Труслив, как … Колючий, как …

Седьмое задание.

Разгадать кроссворды. Разгадав кроссворды, дети получат слово ЗООПАРК.

<Рисунок 3>

– Ребята, а что такое зоопарк? (Ответы детей)

Учитель:

– Зоологический парк или зоопарк – это место, где содержат диких животных, которые живут не только в нашей местности, но и в дальних странах. Учёные изучают животных в зоопарке. Здесь живут и те животные, которым трудно выжить в неволе, так как их осталось очень мало и учёные помогают этим животным.

Итог урока.

В конце урока подводятся командные и индивидуальные итоги.

Литература:

  1. “Пернатые друзья лесов” В.В. Строков. Москва. “Просвещение”, 1975.
  2. “Игры для мальчиков” (Кроссворды, ребусы, головоломки, скрэбблы, пиктограммы, чайнворды) Выпуск №8. Москва. ООО “Издательство Премьера”, 2002.