Задачи:
- уточнить и обобщить сведения об имени существительном, прилагательном, местоимении;
- расширить представления учащихся о значении разных частей речи в русском языке;
- отрабатывать умения отличать одну часть речи от другой;
- развивать внимание, память учащихся и связную разговорную речь;
- формировать умения оценивать “свои” знания и знания своих одноклассников;
- воспитывать адекватную самооценку, трудолюбие и старательность.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Материал к уроку: открытки с названиями частей речи, тесты, книги: “Чудеса Казахстана”, “Герои казахского эпоса”.
Работа на уроке
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок, начинается урок.
2. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня у нас обобщающий урок по теме “Части речи-имена”, это урок-аукцион.
Здесь у нас аукцион –
Подведёт итоги он.
Тот, кто больше, лучше знает,
Тот награду получает.
(Объявление толкования слов:
Аукцион – публичная продажа имущества, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.
Гонг – ударный музыкальный инструмент в виде металлического диска, употребляется также для подачи сигнала)
На нашем аукционе представлен удивительный товар (выставляются открытки). Приобрести его вам помогут ваши знания.
Итак, продажа товара начинается.
3. Товар первый – имя существительное (удар в гонг)
Что вы знаете об этой части речи?
Учащиеся рассказывают всё об имени существительном ( с примерами). После каждого ответа произносятся слова: Кто больше?
- Что называется существительным?
- Какого рода бывают существительные?
- Как изменяются существительные?
- Какие существительные называются собственными, какие-нарицательными?
- Какие существительные называются одушевлёнными, какие-неодушевлёнными?
- Сколько склонений имеет существительное?
- Какова роль существительного в предложении?
(Раздаётся звук гонга. Товар продан.)
А сейчас мы с вами выполним работу по определению рода имён существительных.
Рассказ учителя о чудесах Казахстана.
- В какой стране мы с вами живём?
- Какой город является столицей нашей республики?
- Кто является Президентом нашей страны?
Рассказ учителя: Наша страна очень богата своей культурой, различными чудесами древности. И одним из таких чудес является Золотой человек. (Чтение рассказа из книги “Чудеса Казахстана”: Золотой человек. Так называют чудесную археологическую находку, обнаруженную в 1969-1970 годах в Исыкском кургане в 50-ти километрах от Алматы. Впервые он был описан учёным-археологом Кемешем Акишевым. В Исыкском кургане был погребён сакский воин 5-4 веков до нашей эры в возрасте 17-18 лет. Сакский воин погребён по обычаю той эпохи в золотых доспехах и с бытовой утварью. Его высокий головной убор, костюм и сапоги были украшены более чем 200 украшениями с изображениями птиц и зверей. Всё на нём, начиная с оружия и до перстня, сделаны из золота. Потому эту археологическую находку и называют “золотым человеком”. Вместе с “золотым человеком” погребены кувшины из глины, деревянная посуда и другие предметы. Например, серебряная чашка с надписью из 26 знаков. В науке их называют “Исыкским письмом”. Эти исторические памятники свидетельствуют о том, что 2500 лет тому назад у наших предков были письменность и высокая степень цивилизации.)
- Из этого рассказа о Золотом человеке я выписала некоторые имена существительные. Вам нужно распределить их в 3 столбика по родам: м.р.. ж.р., ср.р. Определить склонение данных существительных.
Слова: человек, курган, находка, воин, золото, костюм, птица, оружие, посуда, чашка, украшение.
(Проверка написанного. Отметки.)
4. Товар второй – имя прилагательное (звучит гонг).
- Что вы знаете об имени прилагательном?
Учащиеся рассказывают всё об этой части речи.
- Что называется прилагательным?
- Как изменяются прилагательные? (по родам, числам, падежам)
-Каким членом предложения является прилагательное?
- Как определить род, число, падеж прилагательного? (по существительному).
(Раздаётся звук гонга. Товар продан.)
- Кто знает, какой праздник вся наша страна будет отмечать 16 декабря? (День независимости Республики Казахстан).
- Действительно, 16 декабря 1991 года был принят Конституционный закон о государственной независимости РК. К независимому Казахстану наш народ пришёл через непрерывную борьбу в течение двух с половиной столетий. На этом пути казахский народ восставал против иноземных захватчиков более 380 раз. В борьбе за независимость страны погибло или пострадало много людей – политических деятелей, полководцев, учёных, рядовых граждан. Сейчас независимость Казахстана признали практически все страны мира. В 1992 году Казахстан вступил в самую авторитетную и влиятельную международную организацию - Организацию Объединённых Наций (ООН). Теперь на площади перед административным зданием ООН в американском городе Нью-Йорке вместе с флагами многих государств мира развевается флаг независимого Казахстана. И сейчас каждый гражданин РК по праву гордится своей родиной.
Хожу я по базару,
Ищу себе я пару,
Помогите мне, друзья,
Ведь без пары мне нельзя.
- Сейчас к данным существительным по этой теме нужно подобрать имена прилагательные и записать словосочетания.
Существительные: праздник, народ, борьба, страна, флаг.
- Определить число прилагательных.
(Проверка задания. Отметки.)
5. Музыкальная пауза.
- Положите руки на парты, головы – на руки, закройте глаза и подумайте о чём-нибудь приятном.
(“Лунная соната”).
Аукцион продолжается.
6. Товар третий – местоимение.
Дети рассказывают всё о местоимении.
- Что называется местоимением?
- Какой разряд местоимений выучили?
- Какие местоимения относятся к 1 лицу? 2 лицу? 3 лицу?
- Какую роль в предложении выполняют местоимения?
- Как пишутся местоимения с предлогами?
(Звучит гонг. Товар продан.)
Выборочный диктант.
- Как мы уже сегодня говорили, казахский народ долго боролся с иноземными захватчиками за свою независимость.
Много было у казахского народа богатырей, которые прославились своей отвагой и мужеством. Об этих богатырях казахский народ слагал героические легенды и сказки.
Одним из таких казахских богатырей являлся Ер Таргын.
(Чтение из книги “Герои казахского эпоса” “Ер Таргын”, сначала всего текста, потом отрывка: В давние времена жил батыр Ер Таргын. Когда полчище калмыков под гром барабанов приблизилось к стану хана ногайского – Ханзаде, ер таргын первым откликнулся на призыв Родины. Вооружившись, он сел на коня и поскакал навстречу врагам. Ер Таргын вызвал на поединок одного из предводителей калмыков – Домбауыла. Домбауыл был настоящим богатырём – сильным, крепким воином. Приблизившись к Ер Таргыну, калмык спросил:
- Скажи, кто ты?
Тогда Таргын ему ответил:
- Я сын ногайцев. Таргын, и собираюсь защищать свою землю.).
- Выписать личные местоимения, определить лицо.
(Он, ты, ему, я).
(Проверка задания. Отметки.)
7. Звучит гонг.
Наш аукцион завершается.
- Итогом нашей работы будут тестовые задания по материалу сегодняшнего урока, которые вы выполните, и все получите отметки за тесты (по вариантам).
1-в.
1. Подчеркни только имена существительные
а) красный
б) столица
в) пилил
2. Какое слово можно заменить словом “он”? Подчеркни.
а ) лев
б) ручка
в) село
3. Подчеркни одушевлённое существительное .
а )комар
б)пенал
в) яблоко
4. Подчеркни имя прилагательное во множественном числе.
а )широкий
б) широкая
в) широкие
5. В каком прилагательном напишешь букву е ? Подчеркни.
а) ч…стейший
б) м…ровой
в) з…леный
6. Подбери слово, противоположное по значению слову трудолюбивый.
а) злой
б) скучный
в) ленивый
7. В каком случае верно указаны части речи? Подчеркни.
На небе засверкали голубые звёзды.
а) предлог, прил., глагол, прил., сущ..
б) предлог, сущ., глаг., прил., сущ..
2-в.
1. Подчеркни существительное во множественном числе.
а )медведь
б) медведи
в) кошка
2. Какое слово можно заменить словом “она”? Подчеркни.
а ) снег
б) солнце
в)ворона
3. Подчеркни существительное с шипящим на конце.
а) лень
б) дочь
в) улица
4. В каком прилагательном надо писать окончание –ая? Подчеркни.
а) голуб( ) змейка
б )голуб( ) пенал
в) голуб( ) озеро
5. Подбери слово, близкое по значению к слову красивый. Подчеркни.
а) нежный
б) большой
в) прекрасный
6. В каком случае про является приставкой ? Подчеркни.
а) (про) долговатый (нос)
б) ( про) холодный (ветер)
7. Выбери словосочетание с главным словом именем прилагательным. Подчеркни его.
а) прислушаться к совету
б) подарок брата
в) белый от снега
(Взаимопроверка. Выставление отметок.)
8. Домашнее задание.
Написать мини-сочинение на тему “Чем интересен урок-аукцион?”