Цель:
- воспитание доброго отношения друг к другу, милосердия, сострадания, доброжелательности;
- помочь взрослеющему человеку сформировать активную жизненную позицию, основанную на уважении себя как личности и уважении окружающих людей.
Задачи:
- Закрепить понятия «толерантность», «толерантная личность».
- Развить у учащихся черты характера, присущие толерантной личности.
- Воспитать чувство ответственности за свои поступки.
Эпиграф к классному часу:
Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Б. Пастернак.
Я счастлив счастием мне чуждым
И грустен горестью чужой;
Чужим несчастиям и нуждам
Готов помочь я всей душой.
Суриков.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя:
В нашей жизни, прекрасной, и странной,
и короткой, как росчерк пера,
над дымящейся свежею раной
призадуматься, право, пора.Призадуматься и присмотреться,
поразмыслить, покуда живой,
что там кроется в сумерках сердца,
в самой черной его кладовой.Пусть твердят, что дела твои плохи,
но пора научиться, пора
не вымаливать жалкие крохи
милосердия, правды, добра.Но пред ликом суровой эпохи,
что по-своему тоже права,
не выжуливать жалкие крохи,
а творить засучив рукава.
(Булат Окуджава. Избранное. Стихотворения. «Московский Рабочий», 1989.)
Учитель: Вот и мы сегодня призадумаемся: что же сегодня происходит между людьми ... (Приложение 1. Слайды 1-3)
- Посмотрите социальные ролики: о правах детей и о жестокости взрослых, вызывающей ответную реакцию ... (Приложение 2. Приложение 3)
- Выберите из каждой группы то высказывание, которое вам ближе, понятнее. (Приложение 1. Слайды 4-7)
- Лучше муки терпеть – чем их причинять.
Глупость – мать жестокости.
Более жесток тот – к кому проявлялась наибольшая жестокость.
Жестокость – сестра трусости.
Чем жестокость умней – тем опасней.
Жестокость – слабость.
Жестоки злые люди.
Жестокость способна искоренить доброта. - Жалость – унижает и расслабляет. Сочувствие –
поддерживает.
Жалость – пародия на любовь.
Человек не должен никогда никого жалеть – а сочувствовать обязан.
Сострадание отличается от сочувствия тем, что человек не просто сочувствует а, проникнувшись до глубины души горем другого, тоже испытывает страдание. - Сострадание – открывают душу человека.
Душу утешает доброе слово.
Сострадание – механизм сохранения рода человеческого. - Милосердие – готовность помочь или простить из
сострадания, человеколюбия.
Милосердие – главный хранитель мира.
Милосердный – к Богу ближе всех.
Милосердие не есть глупость, не видящая недостатков людей, а есть мудрость, их не замечающая.
Милосердие – дорога в бессмертие.
Истинное милосердие действует без оглядки.
Любовь – мать милосердия.
Доброжелательность – душевный бальзам. - Человек только тогда живет – когда делает
добро.
Истинная доброта от любви.
Доброта – сестра нравственности.
Настоящая доброта не может быть с выгодой или напоказ.
Доброта – основа положительных качеств человека.
Доброта – одно из главных качеств, без которого человек не может состояться как личность, занять должное положение в обществе и быть уважаемым.
Доброта делает глупость терпимей.
Не успеет доброта появиться, как наглость ее уже погоняет.
Дети рождаются добрыми.
Доброта – постоянное состояние человека, злоба – преходящее.
Дающий получает большее удовольствие, чем берущий.
Доброта открывают душу человека.
Используя метод импатии, старшеклассницы «вживаются в образы наркоманки, девочки-изгоя в классе; девочки, живущей в семье с отцом и мачехой...Ученицы 11 А класса представляют истории.
Учитель: Вернемся к высказываниям: что запомнили, что «легло на душу»?
Ученики:
- Доброта – сестра нравственности.
- Доброта открывают душу человека.
- Жестокость – слабость.
- Глупость – мать жестокости.
- Более жесток тот – к кому проявлялась наибольшая жестокость.
Учитель: На доске «ваши ладошки» (к классному часу готовились все: семиклассники рисовали ладошки, старшеклассницы подбирали ролики и помогали создавать презентацию, продумывали монологи).
- Что они символизируют?
Ученики: Тепло, контакт, общую точку, родство душ, внимание, сострадание.
Учитель: Обратите внимание: на ладошках рисунки-символы: солнышко, улыбка, радуга, рукопожатие, единство папа-мама-малыш...
Значит, там, где царит любовь, милосердие и сострадание, нет места жестокости и насилию!
Учитель обращается к эпиграфу.
Учитель: Хочется закончить наш разговор стихотворением неизвестного нам автора Алексея Нескородова:
Красиво жить не запретишь,
И с Божьей помощью, быть может,
Ты где-то, в чем-то победишь,
Я знаю, Бог тебе поможет!Поможет Он тебе любить,
Быть добрым, честным и бесстрашным,
Добро на всей земле дарить
И жить в гармонии в мире нашем!Я знаю, много есть всего,
Чего бы ты хотел увидеть.
Я знаю, есть добро и зло,
Есть те, кого обидеть можно!Есть те, кто обижал тебя,
Весь мир ты можешь упрекать.
Поверь, всем надо жить любя.
Поверь, надо уметь прощать!
Учитель: Становимся в круг, беремся за руки: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»
На доске коллаж, олицетворяющий это единство: учитель-семиклассник-выпускник.