Цели урока:
- оказать помощь учащимся в профильном и профессиональном самоопределении в процессе обучения;
- показать социальную значимость вопросов производства и передачи электрической энергии.
Задачи:
- повторить вопросы производство и передача электрической энергии, знать способы производства и передачи электроэнергии;
- на примере решения задач уметь рассчитывать расход электроэнергии в семье и экономно относиться к этому энергоресурсу;
- формировать ответственность людей, работающих на электростанциях.
Оборудование:
- компьютер;
- видеопроектор;
- трансформаторы;
- источник тока;
- соединительные провода;
- электрическая лампа.
- Приложение (презентация к уроку)
Ход урока
Организационный этап (1мин).
Учитель объясняет цели и задачи урока.
Повторение и решение задач (35 мин).
Учитель:
"Использование электроэнергии связано с передачей ее от источника тока - генератора к потребителю. В линиях передачи происходят потери энергии.
Сегодня мы на примере решения задач определим, какие потери энергии происходят при передаче электроэнергии".
Один из учеников демонстрирует презентацию с озвучиванием: "Схема передачи электроэнергии на расстояние и ее распределение" (На выступление ученика отводится 3 мин).
Рисунок 1. Схема передачи электроэнергии на расстояние и ее распределениеВторой ученик демонстрирует эксперимент по ранее собранной схеме с использованием школьного оборудования "Передача электроэнергии потребителю" (Время - 3 мин).
Учитель:
"По этому рисунку (рис. 1) решаем задачу (5 мин):
Определить коэффициент трансформации трансформаторов. Какой трансформатор является повышающим? Какой понижающим?
(пример решения появляется на экране).
Рисунок 2. Расчет коэффициента трансформации
Далее самостоятельное решение задачи №986 из Сборника задач А.П. Рымкевич".
Следующий ученик демонстрирует презентацию "Потери энергии в линиях электропередачи" (Время - 9 мин).
Учитель:
"Оценим количественно мощность, теряемую в подводящих проводах.
Крупный город потребляет электрическую мощность порядка 20 МВт. Из-за потерь мощности электростанция должна вырабатывать существенно большую мощность. Сопротивление 1 км двухпроводной линии из медного провода диаметром 1 см, равно:
r = l/S = 1 Ом.
Тогда потери мощности на 1 км подводящих проводов составляют:
Р = Р2/U2 r = 1010 Вт/км = 107 кВт/км.
При передаче на расстояние 1000 км потери мощности составят 1010кВт. За 1ч в подводящих проводах потери составляют 1010кВт ч".
Совместно с учащимися делаем вывод, как можно уменьшить потери мощности в линиях электропередач (ЛЭП). Обсуждаем вопросы:
Почему невозможно уменьшать сопротивление подводящих проводов?
Почему нельзя увеличить силу тока в ЛЭП?
Почему повышение напряжения, передаваемого в линиях электропередачи, уменьшает потери мощности в подводящих проводах?
Чем ограничено повышение напряжения в линиях электропередачи?
Далее для закрепления материала самостоятельное решение задач (15 мин).
Задача № 1266 из Сборника задач по физике (В. П. Демкович, Л. П. Демкович). На конце двухпроводной линии переменного тока мощность равна 24 кВт и напряжение 220 В. Длина линии 175 м, провода медные сечением 35 мм2. Вычислить потери мощности в линии.
Учитель: При решении задачи обратить внимание: длина линии должна быть двойная
Задача №1267 из Сборника задач по физике (В. П. Демкович, Л. П. Демкович). Мощность, отдаваемая в линию, 50 кВт. Сравнить потери мощности в линии и КПД передачи для напряжений 220 В и 380 В. Сопротивление линии 0,1 Ом.
Учитель: На примере этой задачи ещё раз убеждаемся, что потери мощности обратно пропорциональны напряжению, передаваемому по проводам, и КПД при этом растет.
Задача (Г.С. Ландсберг, т.2). Электростанция мощности 5000 кВт передает энергию по двум медным проводам заводу, находящемуся на расстоянии 25 км. Потеря в проводах должна составить 2% от передаваемой мощности. Рассчитайте сечение проводов для случаев, когда энергия передается: а) под напряжением 50 кВ; б) под напряжением 100 кВ. Какова будет масса проводов в том и другом случае? Плотность меди равна 8,9 *103 кг/м3.
Решение задачи проверяется на экране проектора.
Рисунок 3. Решение задачи
Домашнее задание (1 мин).
повторить из учебника 15, 35 -37;
закончить задачу 3 (п. б).
Итоги урока (3 мин).
Учитель:
"Сегодня на уроке мы научились вычислять потери энергии при передаче электроэнергии; ребята, помните, для понижения потерь электроэнергии нужно экономить ее в быту.
Литература:
- В. А. Касьянов. Физика. 11 класс. Дрофа. Москва. 2003
- Г. С. Ландсберг. Элементарный учебник физики. Том 2. М. "Наука", 1985
- А. П. Рымкевич. Сборник задач по физике. 10-11 классы. Дрофа. Москва. 2004.
- В. П. Демкович, Л. П. Демкович. Сборник задач по физике. М. Просвещение. 1981.