Создание опорных жизненных воспитывающих ситуаций в работе с классом

Разделы: Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Здравствуйте, дорогие коллеги, уважаемые участники фестиваля педагогических идей “Открытый урок”!

Я, Лукина Елена Владимировна, работаю учителем географии в гимназии № 1544 СЗОУО г. Москвы, являюсь классным руководителем 7 класса.

Представление своего педагогического опыта я хотела бы начать с необычных слов - “Спящими Солнце нас не застанет!”… (в оригинале: “Пусть не застанет нас солнце в постели”). Этот перефраз из Поучения Владимира Мономаха отражает, на мой взгляд, суть всей нашей деятельности и раскрывает модель воспитательной системы, которую я использую: создание опорных жизненных воспитывающих ситуаций в работе с классом.

Анализ воспитательного процесса в классе выявил имеющиеся противоречия:

  • между желанием родителей, учителей создать благоприятные и комфортные условия в школе и дома - и настоятельной необходимостью готовить современных школьников к будущей жизни, в которой они зачастую будут сталкиваться с отсутствием таких условий в современном, противоречивом, конкурентном, порой жестоком мире;
  • между отсутствием естественных трудностей в повседневной жизни учащихся, в которой недостаточно учитываются перспективные для человека жизненные ситуации, - и необходимостью вырабатывать такие качества характера личности, которые помогут в будущем эти жизненные трудности преодолевать;
  • между педагогическим словом и действием, обладающими большим общественным потенциалом, – и их ограниченностью в этом своем качестве в силу своей замкнутости в рамках классно-урочной системы.

Анализ обозначенных трудностей позволил сформулировать проблему: школьная жизнь при всем своем разнообразии не дает ученикам достаточного жизненного опыта. А воспитательная работа в классе должна откликаться на запросы современной жизни, формировать опыт организации жизненных отношений. Как это сделать?

На наш взгляд, сделать это можно через создание опорных жизненных воспитывающих ситуаций в работе с классом. Именно так формулируется цель той части моей воспитательной работы, опыт которой я сегодня представляю вашему вниманию.

Для достижения названной цели нами сформулированы следующие задачи:

  • выявить трудности социализации; оценить их характер;
  • определить способы, формы, условия деятельности для их преодоления (создание опорных жизненных воспитывающих ситуаций);
  • апробировать их в системе воспитательной работы с классом;
  • провести анализ, систематизацию педагогического опыта.

Деятельностная модель опорных жизненных воспитывающих ситуаций представлена в следующей блок-схеме:

ПРОГНОЗ 1 – ПРОЕКТИРОВАНИЕ – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – АНАЛИЗ – ПРОГНОЗ 2

По сути, это этапы нашей работы:

Каковы ожидаемые результаты этой воспитательной работы?

  • подготовить наших выпускников к взрослой жизни в противоречивом, конкурентном обществе; развить в них способности преодолевать жизненные трудности;
  • разработать и описать наиболее эффективные модели опорных жизненных воспитывающих ситуаций;
  • сделать родителей своими единомышленниками в воспитательном процессе.

В нашей гимназии разработана открытая модель личности гимназиста.

Она представлена в Программе развития и является главным ориентиром образовательного процесса. Триединство культуры ума, культуры чувств, культуры деятельности представляет, на наш взгляд, целостный образ человека, возможности его личностного и социального роста.

Под личностным ростом нами понимается, прежде всего, развитие самосознания человека, его способности к творческой деятельности.

Под социальным ростом мы понимаем накопление и осмысление человеком опыта участия в жизненно важных социальных ситуациях.

Работая со своим классом – а сейчас они семиклассники, им 12-13 лет, - я особое внимание уделяю формированию таких важных качеств личности, как:

  • мотивация, творчество;
  • наблюдательность, осмысление;
  • результативность, организованность;
  • формирование активной жизненной позиции, гармоничных отношений между людьми;
  • адекватная самооценка.

Для этого в своей воспитательной работе с классом я использую разнообразные виды и формы деятельности. Но подробно хочу остановиться только на тех из них, которые непосредственно связаны с моей заявленной темой – созданием опорных жизненных воспитывающих ситуаций. Это совместная творческая деятельность, походы и экскурсии.

Введение совместной воспитывающей деятельности во внеурочную жизнь класса дает мне возможность, шанс пережить вместе с учениками важный для них опыт самостоятельной деятельности. Общение, построенное на совместном деятельном интересе, поможет каждому из нас что-то понять в себе, изменить, развить, усовершенствовать себя.

Как значимо и важно, чтобы в жизни ученика было множество разнообразных событий.

Событие можно сделать из любой ситуации, главное не делать его за учащихся, не мешать им. Педагог может заранее смоделировать ситуацию, создать тем самым атмосферу переживания, значимости этого события, необходимости принятия решения.

Именно во время туристического похода, экскурсии у учеников появляется возможность проверить себя, показать себя, доказать что-то самому себе. Отмечена интересная закономерность: ситуации, в которых человек испытывает физические нагрузки и сильные эмоциональные переживания, снимают многие его эгоцентрические установки. В этой связи важно, чтобы все происходящее в походе становилось предметом последующей (вечерней беседы) рефлексии: какие чувства пережили, какие мысли посещали, что дало то или иное дело.

“Бывают в детстве поступки, о которых человек всю жизнь вспоминает с болью и сожалением, переживая укоры совести. От мудрой власти педагога зависит, чтобы эти укоры совести сердце сберегло во всей неприкосновенности и чистоте. Чтобы эти чувства входили в духовную жизнь коллектива как моральное достижение личности, коллектив должен быть очень чутким к этим чувствам”, - так пишет В.А. Сухомлинский. / Мудрая власть коллектива.

За 2 года мы побывали с моими учениками и в Ростове, и в Киеве, и в Костроме, и в Переславле-Залесском, и в Мышкине, и в Великом Устюге, в Великобритании.

Во время посещения другой страны, области, города перед учениками ставится задача “взять языка”, “развеять миф…”. То есть найти в посещаемых классом населенных пунктах такого человека, который смог бы рассказать о местных достопримечательностях: интересных событиях, произошедших здесь когда-то, интересных людях, которые здесь жили или живут, природных или культурных объектах, которые стоит посмотреть и т.д.

Главный поход года может сопровождаться конкурсами на лучшую краеведческую находку похода, лучший фотоснимок похода и т.д. Собранный в походе материал может быть использован на уроках истории, географии, биологии, литературы, а также в создании экспозиций школьного музея.

Сейчас мои ребята в 7 классе. Мы в середине нашего трудного, но очень интересного пути. Еще рано подводить итоги, но уже сейчас можно сказать определенно: работа над созданием опорных жизненных воспитывающих ситуаций имеет практическую значимость для нас: в моем классе создан коллектив, который нацелен на активную совместную деятельность, будь то дальние поездки или творческое дело в рамках гимназии, встреча с ветеранами войны… И сам по себе наш ученический коллектив уже является воспитывающей силой. Мы с уверенностью и гордостью можем сказать о себе: “Спящими Солнце нас не застанет!”