Методическое обоснование создания презентации
Основой для проведения занятия по данной теме является презентация.
Почти каждый слайд презентации посвящен отдельному изобретению и содержит как графическую, так и законченную краткую текстовую информацию. Поэтому, она может быть продемонстрирована на занятии как для всей группы через проектор с дополнительными комментариями педагога, которые изложены ниже, так и для самостоятельного, индивидуального просмотра обучающимися на компьютере. Переход от слайда к слайду сделан по щелчку мыши, что позволяет не торопясь ознакомиться с информацией и дополнить ее по мере надобности рассказом педагога или воспитанников, показать наглядные пособия и обсудить информацию. Вся информация на каждом слайде выводится с использованием эффектов анимации последовательно без щелчка мыши, что особенно удобно, когда презентация демонстрируется не через проектор на экран для всей группы воспитанников, а каждый смотрит ее на своем компьютере под руководством педагога. Важные моменты в тексте выделены цветом для лучшего визуального восприятия и запоминания.
Для фона слайдов использованы оттенки сине-голубого цвета с вкраплением бирюзового. Синий цвет считается цветом креативности, а бирюзовый – располагает к общению, что в целом должно способствовать приятному просмотру и лучшему восприятию и усвоению информации. Для возбуждения интереса к изучаемой теме в презентацию включен простой графический объект – человечек и используется прием диалога. Ненавязчивый звуковой эффект, который сопровождает появление человечка на слайде, активизирует внимание зрителя в нужный момент.
Несложность предоставленного материала, простота изложения текстовой информации, наличие графических изображений хорошего качества позволяют эту презентацию демонстрировать ребятам разного возраста и уровня подготовки, что особенно важно в учреждениях дополнительного образования, так как в одной группе могут быть воспитанники разных классов. Будет она интересна, полезна и понятна и взрослым, поэтому ее можно показывать на родительских собраниях и других подобных мероприятиях, заполняя различные паузы.
Методическая разработка занятия
Цель: формирование знаний по истории развития вычислительной техники.
Задачи:
- Образовательные:
- формирование общих знаний по истории развития вычислительной техники.
- Воспитательные:
- воспитание познавательной активности;
- повышение интереса к дисциплине;
- воспитание умения воспринимать и обсуждать новую информацию.
- Развивающие:
- развитие памяти, внимания;
- расширение кругозора.
Возраст воспитанников: 5-11 класс.
Продолжительность занятия: 2 урока по 45 мин.
Тип занятия: изучение нового материала.
Методы обучения: объяснительно-диалоговый, наглядный, демонстрационный.
Форма проведения: групповая (но может быть и индивидуальная).
Дидактический инструментарий: мультимедийная презентация, наглядный материал, тест.
Техническое обеспечение: мультимедийные персональные компьютеры, проектор, экран.
План занятия.
I. Организационный этап:
- приветствие;
- проверка присутствующих;
- формулировка темы, цели занятия, плана.
II. Познавательный этап:
- объяснение нового материала.
III. Контролирующий этап:
- прохождение теста;
- просмотр результатов.
IV. Заключительный этап:
- сделать выводы о проделанной работе;
- подчеркнуть интересность и обширность темы;
- поблагодарить за внимание и активность.
Для сопровождения занятия используется компьютерная презентация, сделанная в программе PowerPointи тест, созданный в программе Excel (Приложение 2).
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный этап
– Здравствуйте, ребята. Давайте проверим присутствующих. Сегодня наше занятие посвящено истории развития вычислительной техники. Цель занятия – познакомиться с основными этапами развития вычислительных средств от глубокой древности до наших дней. Мы посмотрим презентацию, посвященную этой теме, я покажу вам экспонаты старой вычислительной техники, которые есть в нашем музее, пройдем контролирующий тест и подведем итоги.
II. Познавательный этап
Запускается презентация. Педагог
рассказывает о каждом изобретении, показывает
экспонаты старой техники, дает время
воспитанникам рассмотреть эти экспонаты,
побуждает их высказывать свои впечатления и
задавать вопросы.
Краткая дополнительная текстовая информация к
слайдам, которую педагог может использовать при
показе презентации, находится в Приложении
1. Так как презентация рассчитана на
широкий возрастной диапазон, то в зависимости
от возраста воспитанников, которые собрались в
группе, педагог должен подобрать и использовать
только ту информацию, которая была бы понятна
данным обучающимся.
III. Контролирующий этап
– Ребята, а теперь я предлагаю вам пройти тест и проверить свою внимательность и память.
Если презентация демонстрировалась на экране через проектор, каждому воспитаннику на компьютере, за которым он сидит, педагог загружает тест (Приложение 2). Если презентация смотрелась индивидуально каждым на своем компьютере, то на тест можно перейти с последнего слайда презентации по гиперссылке.
– Ребята, работать с тестом нужно следующим образом:
- щелкнуть левой кнопкой мыши под вариантами ответов на 1-й вопрос (на зеленом поле);
- напечатать номер правильного ответа;
- нажать Enter;
- автоматически происходит переход на место ввода номера ответа на 2-й вопрос и т.д.;
- после ввода ответа на последний 13-й вопрос, появится оценка по 5-балльной системе
(Оценка 5 может получиться и при одном неправильном ответе).
Дается время для прохождения теста. Затем сравниваются результаты.
– А теперь, ребята, давайте вместе пройдемся по вопросам теста и ответим на все вопросы правильно.
IV. Заключительный этап
– Итак, ребята, вы кратко познакомились с очень интересной и на самом деле чрезвычайно обширной историей развития вычислительной техники. Надеюсь, что вам было интересно и познавательно. Ведь, владея такой информацией, человек более осознанно и серьезно относится ко всему огромному информационному пространству. Благодарю за внимание.