Цели:
- Способствовать формированию у детей естественнонаучной картины мира.
- Учить детей устанавливать закономерности в природе.
- Познакомить детей с деревьями и их особенностями.
- Формировать у детей экологическую культуру.
- Развивать логику суждений, наблюдательность, воображение.
- Совершенствовать умение активно взаимодействовать со сверстниками, воспитывать культуру общения.
- Развивать умение работать в группе.
- Развивать общеучебные умения и навыки: классификация объектов, выделение главного в тексте, установление связей между объектами.
- Воспитывать любовь к природе, любовь к родному краю, аккуратность в выполнении работ.
Оборудование:
- Компьютерная презентация "Экосистема леса".
- Плакаты с опорными словами: тема урока "Экосистема леса"; лес; экосистема; "кормильцы" - растения; "едоки" - животные; разрушители - жуки, черви, грибы, микробы; цепи питания; круговорот веществ; лесные "этажи"; ярусы; деревья; кустарники; травы.
- Три конверта с фотографиями (картинками) представителей трех "профессий" экосистем болото, озера, луга;
- Кроссворды с заданиями, таблички с названиями частей дерева, названиями экосистем;
- Картинки с изображением животных, обитающих в разных частях дерева; фильм об экологических катастрофах лесной экосистемы.
- Иллюстрации: распределение растений по ярусам (боярышник, подосиновик, бук, вороний глаз, малина, волчье лыко); составление цепей питания (береза, заяц, лиса, белка, куница); иллюстрирование сообщений детей (рисунки, фотографии).
- "Окружающий мир". Учебник-тетрадь для 3-го класса (1-4). "Обитатели Земли". Часть 1. (Авт. коллектив: А. А. Вахрушев, руководитель; О. В. Бурский, А. С. Раутиан) - М.: "Баллас",2008г.
- Карточки для групповой работы: распределение растений по ярусам; составление цепей питания.
- Гербарий "Растения леса".
- Лист самооценки учащегося.
- Компьютерная газета "Вести из лесного дома".
Ход урока
I. Организационный момент - установка на работу.
Учитель приветствует детей. Дети рассажены в три группы. Перед началом работы дети проговаривают правила работы в группах.
II. Актуализация знаний.
- Назовите источники информации, которыми вы пользовались при подготовке д/з. (книги, журналы, энциклопедии, компьютер и т. д.)
Учитель: Лена и Миша увлечены изучением окружающей среды. Они настоящие исследователи природы. Сегодня я получила от них три письма. В них они вложены фотографии, сделанные во время своих путешествий. Сейчас группы получат письма с фотографиями и подумают, что объединяет все фотографии в конвертах.
Дети работают в группах, раскладывают фотографии, обсуждают их и делают выводы:
1 группа: в нашем конверте собраны представители экосистемы озера (перечисляют их). Озера бывают проточные и бессточные. (На доску вывешивается табличка с названием экосистемы.)
2 группа: в нашем конверте собраны представители экосистемы болота (перечисляют их). (На доску вывешивается табличка с названием экосистемы)
3 группа: в нашем конверте собраны представители экосистемы луга (перечисляют их).)На доску вывешивается табличка с названием экосистемы.)
Учитель: Что такое экосистема? (учебник с. 38 - единство живой и неживой природы, в котором организмы разных "профессий" способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ).
Какой процесс происходит внутри экосистемы? (круговорот веществ).
Как вы понимаете сочетание слов "круговорот веществ"? (учебник с. 19 - цепочка превращений, которая начинается одним и тем же веществом).
Какие "профессии" участвуют в круговороте веществ? (кормильцы, едоки, разрушители). Сегодня на уроке мы воспользуемся компьютером (слайд -1)
Молодцы! Давайте вспомним, что может произойти с течением времени с этими экосистемами?
Дети: - Если озеро бессточное, то разрушители не справляются со своей работой, а это значит, что круговорот веществ в нем замкнут не полностью, и постепенно условия в озере меняются. Оно превращается в другую экосистему - болото. (В бессточном озере частицы почвы оседают на дно и образуется ил. Остатки умерших растений и животных перемешиваются вместе с илом и остаются на дне. Растения разрастаются и их корни образуют сплошной ковер - сплавину. Она постепенно захватывает все озеро. Дно становится выше, и заросшее дно постепенно превращается в болото - второй вариант ответа).
- Разрушителям трудно жить в болотистой почве, к тому же много мха - сфагнума, который убивает микробы и отлично впитывает влагу. Отмершие останки не разрушаются, а постепенно уплотняются в торф. Со временем болото сохнет и зарастает травой. Пройдет много лет и здесь будет луг.
Учитель: А давайте предположим, что же будет дальше с лугом.
III. Постановка проблемы - дети выдвигают гипотезы и помогают самостоятельно выдвинуть тему урока.
Дети выдвигают версии, учитель фиксирует их на доске. Предполагаемые ответы детей: с лугом ничего не произойдет; луг превратится в лес; луг будет распахан и превратится в поле.
Учитель: Посмотрите, сколько у нас мнений, и все они разные. Какое же будет правильным? Как можно это определить?
Дети: Можно обратиться к энциклопедиям, спросить у родителей, поинтересоваться у учителя биологии, почитать в учебнике.
Учитель: Молодцы! Все вы правы. Но сегодня ближе нам с вами учебник. Откройте страницу 56 и прочитайте диалог детей.
Прочитав и подумав, дети делают вывод.
Дети: Благодаря плодородию почв луга, рано или поздно на месте травянистых зарослей, появляются всходы кустов и деревьев. Деревья будут расти, затенять собой травы, и постепенно луг превратится в лес. (слайд 2).
IV. Открытие нового знания - работа с учебником, дополнительными материалами, схемами, таблицами.
Учитель: А как вы думаете, о чем будет сегодня наш главный разговор на уроке. Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.
Дети предполагают: деревья; самые главные в лесу - деревья; главные производители леса - деревья. (Учитель открывает тему урока на доске).
Учитель: Для доказательства давайте вспомним, как устроено дерево.
Дети: Корень, ствол, крона.
Учитель: Сейчас группам будут выданы задания, и вы попробуете доказать, какую выполняет каждая часть дерева. (Дети работают в группах, и как результат - краткий рассказ о функциях кроны, ствола и корня.)
1 группа: Корни у деревьев мощные. Они укрепляют дерево в почве и не дают ему упасть. Корни глубоко проникают в почву и добывают воду, минеральные вещества, А еще корни являются средой обитания или домом для ежей, мышей и кротов (на доску закрепляется табличка "Корень", вывешиваются картинки с обитателями этой среды).
2 группа: Ствол дерева покрыт прочной корой, которая защищает его от смены температур и повреждений, а также является средой обитания насекомых и дает им питание. Внутренняя часть ствола пронизана тонкими сосудами, по которым вода с минеральными веществами поднимается вверх к ветвям и листьям (Учитель синим цветом на макете прорисовывает движение воды и минеральных веществ по стволу).
Выступает экспериментальная группа и описывает опыт с растением, постановленным в подкрашенную воду.
3 группа: Крона - это совокупность ветвей и листьев. Листья выделяют кислород и производят органические вещества, снабжающие остальные части дерева. Органические вещества отправляются по сосудам ствола вниз к корням дерева. Крона - это дом многим живых существ: птиц, белок, гусениц, насекомых. (Учитель на макете дерева красным цветом прорисовывает перемещение органических веществ).
Учитель: Кто же сможет сделать вывод о том, кто главный производитель леса?
Дети: Деревья - главные производители леса. Они являются домом и пищей для живых существ и обогащают воздух кислородом.
Показ фильма о бедах лесной экосистемы (2-3 мин.)
- Давайте вспомним, что такое лес. Назовите по 1 предмету, который можно встретить, находясь в лесу? (слайд 3: деревья, птицы, камни, почва, солнце, водоемы, кустарники и т. д.)
А у обитателей леса есть эти "профессии"? (да) Значит, чтобы рассмотреть экосистему леса, мы должны узнать, какие организмы есть в лесу и как они связаны между собой.
Учитель: А какие факторы нужны для роста растений?
Дети: Солнечный свет, почва, из которой растения берут влагу и минеральные вещества, воздух - из которого растения берут углекислый газ.
Учитель: А кто из вас дети бывал в лесу? Какие растения вы видели там?
3. Растения леса.
1) Главные "кормильцы" леса - деревья.
- Почему растения называют "кормильцами"? (они единственные живые организмы, способные запасать энергию солнца и перерабатывать неорганическое вещество в о органическое).
- Какие растения можно встретить в лесу?
- Деревья называют главными "кормильцами"
леса. Как вы думаете, почему?
- Учебник с. 56 прочитаем, какими преимуществами
обладают деревья перед другими растениями. Со
слов "В кроне дерева кипит. . . " (ученик читает)
- Какие преимущества есть у дерева?(крона -
большая, ветвистая; ствол - древесный,
защищенный корой; мощная корневая система).
Заполним рисунок к заданию № 2 с. 56. (крона, ствол,
корни)
- Какие деревья произрастают в Нижнекамском
районе?? Карта в пособии "Наш край" - с. 88,90 (ель,
сосна, дуб, липа, береза, ольха, ясень, граб, бук).
- Сообщения: береза, рябина, сосна, липа, лиственница, осина, дуб, дикая яблоня.
- Молодцы, хорошие подготовили сообщения.
- Посмотрите в учебник с. 58 - задание №4. Какое дерево "лишнее" (не встречается в лесах нашего района)? На какие 2 группы эти деревья можно разделить? (хвойные и лиственные).
- Что будет, если деревья в лесу исчезнут? Учебник с. 58 задание №5 (меньше будет испаряться воды, поэтому вместо леса образуется болото)
2) Лесные "этажи".
Учитель: А как же такие разные растения уживаются вместе?
Дети: все растениям в лесу живется хорошо. Каждое растение нашло себе удобное место жительства. Ближе к земле мхи, травы, грибы. Выше растут кустарники, еще выше деревья. Растения выстраиваются как будто этажами.
- Когда вы готовили сообщения, то вы, наверное, встречали выражение лесные "этажи". Что оно обозначает? (предположения детей - слайд 4)
Дети выстраивают этажи леса из демонстрационного материала на доске.
Учитель: Вы абсолютно правы. Растения разместились в лесу этажами или ярусами. А чем кроме размеров отличаются растения различных ярусов.
Дети: У травянистых растений мягкий зеленый стебель, у кустарников несколько твердых стеблей, а у деревьев один крупный твердый стебель.
Учитель: мы убедились, что лес богат производителями. Так все же, какие из производителей самые главные в экосистеме?
Учебник с. 57 задание №3. Какие ярусы выделяют? (Деревья. Кустарники - многолетние растения, у которых от общего стебля отходят несколько твердых стеблей.) Какие кустарники вы знаете?
Сообщения: орешник, черника, малина.
Какой следующий ярус? (Травы - растения с мягкими зелеными стеблями. Пособие "Наш край" с. 92). Что вы можете рассказать о растениях этого яруса?
Сообщения: кислица, лютик едкий, мох.
В какой последовательности располагаются ярусы? Чем отличается ярус от этажа в доме? (слайд 4 открыть полностью)
3) Подготовка к групповой работе. Давайте распределим растения, которые вы видите на доске по ярусам. Что вы знаете об этих растениях? Сообщения: боярышник, бук, грибы (подосиновик, бледная поганка), волчье лыко, волчья ягода).
Доска.
4) Групповая работа.
- Итак, все растения распределяются по ярусам. Капитаны, нашли задание №1. Вам и вашим командам нужно распределить растения по ярусам.
- Проверка (слайд 5) В чем были затруднения?
Учитель: мы убедились, что лес богат производителями. Так все же, какие из производителей самые главные в экосистеме?
V. Самостоятельное применение знаний.
Учитель выдает группам детей конверт, в котором находится кроссворд и задания к нему. Дети совещаются, заполняют кроссворд, сверяют свои результаты с эталоном учителя на доске, подводится итог работы с помощью сигнальных карт.
Вопросы кроссворда:
1. Чем служит дерево для живых существ?
2. Часть дерева, удерживающая и помогающая получить влагу и минеральные вещества.
3. Что помогает растениям в экосистеме леса удобно приспособиться к жизни?
4. Какую профессию выполняют растения в экосистеме леса?
5. Часть дерева, пронизанная сосудами.
6. Как называется совокупность ветвей и листьев?
Дети: Деревья.
Учитель: А почему?
Дети выдвигают разные версии доказательств: деревья самые высокие; им достается больше солнечных лучей; они больше всего потребляют влаги.
5) Подитог.
С какими лесными ярусами мы познакомились на уроке?
Мы очутились в сосновом бору (слайд 6). Встаньте, вытяните руки, как деревья тянутся к солнышку, глубоко вдохните этот бодрящий воздух. Чье присутствие вы ощущаете?
5. Обитатели леса - животные.
1. Разнообразие животных в лесу.
Каких животных можно встретить в лесу? (слайд 7 - последовательно раскрывать).
Сообщения: насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Что значит растительноядные, всеядные животные, хищники? Какое животное не встретишь в Калининградской области? (медведь)
2. "Цепи питания". Подготовка к групповой работе.
Как связаны между собой растения и животные? (цепями питания - слайд 8)
Кто должен стоять на первом месте? Втором? Третьем? Учебник с. 59,задание №1. Составим и запишем пример цепи питания.
Доска.
3. Групповая работа. Проверка.
Капитаны, возьмите задание №2. запишите цепь питания.
В чем были затруднения? (слайд 9)
4. Итог.
Зачем растения нужны животным? (Растения являются пищей растительноядных животных)
Кого больше в лесу "едоков" или "кормильцев"? Почему? А зачем животные нужны растениям?
Учебник с. 59-60. читаем со слов "Не обращал ли ты. . . "
Какую роль могут выполнять животные? ("едоки",разрушители; помогают распространять семена растений, уничтожают больные организмы в лесу) Кто еще может выполнять роль разрушителей? (грибы)
Вывод:
VI. Домашнее задание.
Учитель предлагает детям задание на выбор: составить свой вариант кроссворда по данной теме или поработать с заданиями № 5, 7 на странице 58 учебника.
VII. Итог урока. Рефлексия урока (с учетом принципа комфортности, выявление момента положительной работы в группах).
а) Содержание: Учитель: Над какой темой мы работали сегодня на уроке? Какие новые знания вы получили? Где могут пригодиться новые знания?
б) Совместная деятельность: Учитель: Сегодня на уроке работа была в группах. Как вы считаете, работать в группе легче и интересней, чем по одному? Попробуйте оценить работу вашей группы.
Идет выявление детей, которые оказали помощь группе на разных этапах урока.
в) Собственная деятельность детей (по желанию) Учитель: Что вас заинтересовало на уроке больше всего? Какие задания показались интересными, а какие вызвали затруднения?
г) Эмоциональная оценка урока:
Учитель благодарит детей за работу на уроке.