Оборудование: стулья для взрослых и детей, двухместные детские столы, мультимедийный проектор.
Демонстрационный материал: слайдовая презентация (Приложение 1), аудиозапись (Приложение 2), "чудесная" коробка.
Раздаточный материал:
Для взрослых: жетоны трех цветов, с выпиской из речевой карты ребенка, памятки-буклеты.
Для детей: шарики для упражнения "Фокусник", нестандартное оборудование (пластиковая бутылка, наполненная крошкой пенопласта и конфетти) для упражнения "Буря", зеркала по количеству детей, салфетки.
Ход мероприятия
Приложение 1. Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада нашей встрече. При входе в зал вы получили жетоны. У нас получилось три команды "Красные", "Желтые", "Зеленые". Наличие команд предполагает состязание, но мы не будем соревноваться в силе, ловкости, быстроте. Наше небольшое состязание поможет нам уточнить свои представления о работе учителя-логопеда в детском саду, о правах и обязанностях родителей по воспитанию и образованию детей, узнать о некоторых речевых нарушениях у детей, понять, зачем нужна артикуляционная гимнастика.
Внимание команды! Вопрос "Красным".
Кто в детском саду занимается исправлением дефектов речи детей?
Верно, это учитель-логопед.
К обязанностям учителя - логопеда детского сада относится:
- Выявление детей с речевыми нарушениями
- Планирование и проведение индивидуальных и групповых занятий
- Консультирование и педагогическое просвещение родителей воспитанников.
Полный перечень обязанностей учителя логопеда - содержится в Должностной инструкции учителя - логопеда и в Положении о логопедическом пункте ДОУ.
Вопрос "Желтым"
Как называется сбор родителей для решения педагогических проблем?
Молодцы, это родительское собрание.
В статье 63. Семейного кодекса Российской Федерации обозначены "Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей". А именно:
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.
Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.
Вопрос "Зеленым"
С какого возраста необходимо исправлять речь детей?
Верный ответ: с пяти лет.
Как правило, к 4 годам дети свободно говорят фразами, а к 5 годам окончательно формируется правильное звукопроизношение. Если к 5 годам ребенок произносит не все звуки родного языка или произносит их не правильно, то вот здесь и нужна квалифицированная логопедическая помощь. Коррекция речевых нарушений протекает эффективнее, когда родители являются активными участниками этого процесса. Семья - ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на развитие малыша велико.
И снова вопрос команде "Красных"
Как называется заминка в речи из-за судорожного сокращения мышц?
Да, совершенно верно, это заикание.
Одно из тяжелейших нарушений речи. Заикание возникает в период интенсивного речевого развития, наиболее часто в возрасте 2-5 лет, когда ребенок начинает говорить фразами. У мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Обусловлено расстройством процессов высшей нервной деятельности. Чаще всего заикание возникает у детей с ослабленной нервной системой в результате психических травм, инфекционных заболеваний, испуга. Большую роль играют дефекты воспитания, неровное отношение к ребенку. Иногда к заиканию приводит подражание неправильной речи родителей или кого-то из родственников.
Вопрос для команды "Желтых"
Назовите органы артикуляции, участвующие в произношении звуков.
Правильно, это губы, зубы, язык.
Для укрепления мышц языка, губ, мягкого неба необходимо выполнять специальные упражнения - артикуляционную гимнастику. Цель этой гимнастики - выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения. При выполнении артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать следующие требования:
- Каждое упражнение делать перед зеркалом.
- Выполнять движение неторопливо, ритмично, четко.
- Чаще сравнивать образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действия ребенка).
Необходимо помнить о том, что гимнастика не должна надоедать ребенку, следить за тем, чтобы ребенок не уставал от артикуляционных упражнений.
Вопрос команде "Зеленых".
Какие звуки чаще всего нуждаются в исправлении?
В коррекции произношения чаще всего нуждаются свистящие [С], [З], [Ц], шипящие [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] звуки и сонорные [Р], [Й], [Л]. Существуют возрастные нормы звукопроизношения. В 3-4 года ребенок должен правильно произносить свистящие звуки. В 4-5 лет - правильно произносить шипящие звуки. В 5-6 лет - звуки [Л], [Й]. До 6 лет допускается замена самого сложного звука [Р] более простым или его отсутствием в речи. (Демонстрация звукозаписи.) Приложение 2.
На седьмом году жизни прослушанные вами замены звука [Р] считаются нарушением звукопроизношения, которое требует коррекции.
Некоторые исследователи выделяют более 30 видов нарушений звука [Р]. Мы прослушали сегодня некоторые, наиболее часто встречающиеся у детей.
Предрасполагающими факторами неправильного произношения звука [Р] являются следующие
- Укороченная подъязычная связка-"уздечка".
- Слабость мышц языка.
- Слабая воздушная струя.
- Нарушение фонематического слуха.
Я хочу вам помочь, чтобы в речи ваших детей появился звук [Р]. Чтобы правильно произнести звук, необходимо знать правильное положение органов артикуляционного аппарата при его произношении. Губы находятся в положении следующего за [Р] гласного звука
Верхние и нижние зубы на расстоянии нескольких миллиметров друг от друга
Кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует.
Посередине языка идет сильная воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту.
Мы с ребятами покажем несколько упражнений, которые способствуют правильному произношению звука [Р]. На ваших цветных жетонах обозначены виды нарушений звука [Р]. Я буду уточнять необходимость выполнения упражнений для Вашего ребенка, называя цвет жетона.
(Дети заходят, располагаются за столами).
Установка для детей | Действия детей | Комментарий учителя-логопеда для родителей |
У меня для вас загадки из нашей чудесной коробки. Я буду читать стихи-загадки, а вы добавляйте одно слово, которое подходит по смыслу. (Приложение 3) | Хоровые ответы | Упражнения, которые сейчас выполняли дети, нужны для развития фонематического слуха. Аналогичные упражнения нужны для коррекции всех видов нарушений произношения звука [Р] и для "красных", и для "желтых", и для "зеленых". |
Игра "Хлопки" Я буду называть слова, если в слове вы услышали звук [Р], то нужно один раз хлопнуть в ладоши. |
Выполняют игровые действия | |
Упражнение "Фокусник" Вы фокусники. Будем показывать "фокусы" с шариком на ниточке. Возьмите шарик за ниточку в правую руку так, чтобы шарик был перед губами. Вот так. Через нос сделайте вдох. Фокус 1. Сложите губы трубочкой и плавно подуйте на шарик. Если вы подули правильно, шарик красиво отлетит от губ. Фокус 2. Приоткройте рот, сделайте "Лопаточку" и подуйте на шарик. Если вы правильно подули, то шарик удерживается перед губами. Фокус 3. Шарик поместите перед носом, язык поднимите к верхней губе. Выдыхайте резко на кончик языка и шарик должен подлететь верх, если вы подули сильно. Упражнение "Буря". В бутылке насыпаны крошки пенопласта - это у нас снег, в пробке вставлена трубочка для коктейля, наберите носом воздух и потихоньку выдыхайте воздух в трубочку - "буря началась". Снова вдохните, теперь усиливаем выдох - "буря усиливается". А теперь - "сильная буря - ураган". (Приложение 4) |
Дети выполняют каждый "фокус" по 3
раза.
Выполняют игровые действия. |
Упражнения "Фокусник" и "Буря" способствуют выработке сильной отрывистой струи воздуха и вибрации кончика языка. Эти упражнения нужны для коррекции всех видов нарушений произношения звука [Р] и для "красных", и для "желтых", и для "зеленых". |
Упражнение "Индюшата" Приоткройте рот. Положите язык на верхнюю губу и делайте движения широким языком по верхней губе вперед-назад. Медленно поглаживайте губу, стараясь не отрывать язык от губы. Быстрее поглаживайте губу, добавляйте голос, пока не послышаться звуки бл бл бл. Упражнение "Маляр" Улыбнитесь, откройте рот, поднимите язык к бугорочкам, водите кончиком языка, как кисточкой, по нёбу вперед-назад. Следите, чтобы кончик языка не высовывался изо рта, а губы и нижняя челюсть не двигались. |
Выполняют игровые действия | Упражнение "Индюшата" позволяет выработать подъем языка и развивает подвижность передней части языка. Эти упражнения нужны для "красных". |
Упражнение "Дятел" Улыбнитесь, откройте рот, постучите кончиком языка по бугорочкам, произнося звук [Д]. Делайте удары медленно, следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась. |
Выполняют установки и игровые действия. | Упражнение "Дятел" позволяет укрепить мышцы кончика языка, выработать его подъем и умение делать кончик языка напряженным. Это упражнение нужно для "желтых". |
Упражнение "Лошадка" Улыбнитесь, приоткройте рот и "пощелкайте" кончиком языка. Следите, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, работал только язык. |
Выполняют установки и игровые действия | Упражнение "Лошадка" помогает укреплять мышцы языка. Это упражнение нужно для "желтых". |
Мы в лес пойдем и "Грибок" найдем Поднимите и "приклейте" широкий язык к нёбу. Это грибок. Я посмотрю у какого "грибка" самая длинная "ножка". Удерживайте язык. Поиграем на "Гармошке". Поднимаем и опускаем нижнюю челюсть. Язык удерживаем на нёбе. |
Выполняют установки и игровые действия | "Упражнения "Грибок", "Гармошка" способствуют растягиванию подъязычной связки - "уздечки". Также этому способствует подъем языка вверх до носа, вниз - до подбородка. Движения языком влево и вправо - "Часики". Эти упражнения нужны для "зеленых". |
Мы с ребятами показали лишь малую часть тех упражнений, которые необходимы для постановки звука [Р]. Спасибо ребята за работу.
Лишь систематическое выполнение этих упражнений поможет достичь желаемого результата. Вам в помощь предлагаю памятку по выполнению некоторых упражнений (Приложение 6).
А теперь я хочу вам предложить поиграть в игру "Цветные шляпы". (Журнал "Старший воспитатель" № 3-2010-13)
Эта игра поможет выявить результативность нашей встречи, обозначить темы новых встреч.
Я предлагаю всем "надеть" красные шляпы. В красных шляпах мы выскажем свои эмоции, чувства, основанные на интуиции. Мы их не объясняем, а только обозначаем. Можно одним словом.
Теперь мы все в желтых шляпах. Желтые шляпы нам помогут найти положительные моменты, обозначить преимущество вашего присутствия на практикуме.
Теперь примерим черные шляпки. Что вызывает у вас неуверенность, критику, настороженность?
Сейчас мы все в синих шляпах. В них мы расскажем, что нового узнали на сегодняшней встрече, и что будем с этим делать дальше.
Надевайте зеленые шляпы. Они помогут нам высказать новые идеи о проведении встреч учителя - логопеда с родителями.
У нас осталась белая шляпа. Белый цвет - это чистый лист. Здесь мы "напишем" вопросы, на которые хотим получить ответы, запросим необходимую для себя информацию.
Благодарю Вас за активное участие в работе практикума.
Хочу пожелать успехов в развитии и воспитании детей.
Надеюсь на сотрудничество.