О возможности использования совместной деятельности для обучения художественному труду детей раннего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Программа непрерывного образования "Детский сад-школа" "Художественный труд" допущена к работе Министерством образования РФ. Автором программы является Н.Малышева. Основной целью программы является осуществление преемственности обучения дошкольников и младших школьников. Такое понимание преемственности позволяет реализовывать непрерывность в образовании детей.

Автор указывает, что при реализации программы происходит

  • формирование всех психических процессов, связанных с обучением,
  • развитие художественно-творческих способностей,
  • положительно-эмоционального восприятие окружающего мира.

Н.Малышева подчеркивает, что важным является формирование навыков и умений происходящие в едином процессе ознакомления детей с народным творчеством, культуры и эстетическими ценностями своего народа.

Программа предполагает решение следующих задач:

  • Развитие моторных способностей через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на психологические функции ребенка;
  • Знакомство с видами материалов, их свойствам;
  • Формирование умений в выполнения заданий на воспроизведение образа;
  • Формирование умений выстраивать последовательность создания поделки;
  • Знакомство с народными ремеслами, видами прикладного творчества.

С 2005 года программа Н.Малышевой "Художественный труд" апробирована и реализуется в МДОУ "Детский сад № 35" через организацию совместной деятельности, так как в учебном плане нет часов для реализации этого раздела в организованных формах обучения (на занятиях).

Совместная деятельность - это деятельность детей и взрослых с равными инициативами по решению какой-либо проблемы; познавательной задачи, действия и т.д. Это диалог взрослого и ребёнка. Совместная деятельность не регламентирована. Ребёнок должен принять цель взрослого, как свою собственную, каждый ребёнок имеет право выбора, задача может не решаться, т.к. результат может быть отсрочен.

Совместная деятельность направлена на овладение детьми разными средствами и способами. Она должна проходить на фоне познавательных интересов ребёнка.

Обучая детей, воспитатель должен опираться на выразительные особенности художественного материала, приобщать детей к разным видам изодеятельности, а значит, и способствовать развитию художественных способностей у детей. И.А.Ветлугина пишет: "Прекрасное доходит до ребёнка отнюдь не одним лишь путём созерцания. Значительно интенсивнее проходит процесс его освоения в условиях активных действий ребёнка - посильных, понятных, привлекательных. У ребёнка возникает желание действовать радостно, творчески".

При организации совместной деятельности педагогу необходимо научиться: грамотно ставить и формулировать цель; научиться слушать и слышать ребёнка; научиться держать паузу. Дать возможность порассуждать, возможность каждому высказаться.

Совместная деятельность с детьми по художественному труду при правильном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов даёт большой эффект. А именно:

  • дети успешно овладевают техническими навыками аппликации и лепки;
  • приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности;
  • усваивают простейшие навыки совместной работы;
  • активно общаются друг с другом и воспитателем.

Необходимо поощрять любое стремление к совместным действиям и создавать условия к накоплению детьми первого опыта совместной работы.

Механизмами апробации программы Н.Малышевой "Художественный труд" являются тематический план на год (приложение 1) и конспекты совместной деятельности (приложение 2). В тематическом плане на год, по сравнению с предложенным в программе, внесены изменения, исходя из возможностей детей группы. Так, например, увеличено количество занятий по темам "Прямоугольная плитка", "Круглая плитка", "Коврик для котёнка", "Цветы", "Цыплёнок". Это связано с уровнем развития моторики и изобразительных умений детей.

В работе с детьми по программе используется материал, который можно не только купить в магазине, но и собрать на прогулке, в парке или дома, убирая комнату, готовя овощи и фрукты. Фольга от шоколада, семена от ягод и фруктов, ракушки, крупа, отслужившие целлофановые мешочки, лоскутки трикотажа и ткани, пуговицы, остатки цветных толстых ниток и верёвочки, кусочки синтепона.

В соответствии с тематическим планом разработаны конспекты совместной деятельности.

Содержание конспектов для совместной деятельности предполагает знакомство детей с основными свойствами пластилина: цвет, сохранение формы.

Изучаем основные приёмы обработки: скатывание шарика, раскатывание столбика, сплющивание в лепёшку, сплющивание с углублением ("Колобок").

Соединяем концы столбика в кольцо ("Колечки"), соединяем две-три знакомые формы в образ ("Гриб", "Снеговик", "Гусеница", "Мостик").

Укладываем кусочки пластилина на основу, прижимаем пальцами, образуя слой.

При работе с природным материалом вдавливаем в пластилин семена произвольно, вплотную и с промежутками. Делаем фактуру на поверхности пластилина, обмакивая лепёшку в мелкие семена ("Печенье для куклы").

Изучаем способ получения живописных эффектов на веточках, используя манку и клей ("Кораллы"). Изучаем способ приклеивания семян и мелких ракушек ("Аквариум").

При работе с текстильным материалом (нитки, пряжа, лоскутки) изучаем основные свойства разных видов ниток, пряжи, трикотажа, ткани. Разъединяем толстые нитки на волокна, распускаем кусочек трикотажного полотна ручной вязки ("Куличики").

Играем с нитками, лоскутками ("Заверни куклу в одеяло", "Гуси щиплют травку").

Разъединяем узкие полоски синтепона на волокна ("Облака").

Изучаем способы получения живописных эффектов из ниток ("Коврик для котёнка").

При работе с бумагой предлагаем бумагу разных видов (гофрированная, акварельная, папиросная, альбомная). Знакомим с техникой разрывания бумажного листа на кусочки, сминаем кусочки бумаги в комочки. Изучаем способ получения живописного эффекта на бумаге с помощью манки и клея ("Снеговик"). Делаем аппликацию из кусочков бумаги. Насыпаем на клей кусочки бумаги ("Осеннее дерево").

Делаем аппликацию из комочков гофрированной бумаги. Насыпаем комочки бумаги на клей (салют). Изучаем способы декоративной обработки бумаги - капаем чернила на влажную поверхность акварельной бумаги ("Цветы").

При работе с различными материалами (фольга, бисер, бусины) знакомим с их свойствами. Изучаем применение фольги в уже знакомых способах и приёмах обработки: разорвать, смять, скатать (бусы).

Изучаем применение бисера и бусин в знакомом способе засыпания на клей. Получаем новый изобразительный эффект при сочетании декоративно-обработанной бумаги, бисера, бусин ("Цветы").

Приобретенные умения и навыки дети активно используют и в самостоятельной деятельности лепят, рисуют, рассматривают выполненные работы, играют с ними.

Активными участниками педагогического процесса в группе являются родители. На информационном стенде для родителей оформлена страничка "Сказочный мир своими руками". Здесь размещается информация о том, чем дети занимались, кто из детей участвовал в деятельности, что и как можно закрепить дома, как можно поиграть с поделками дома. (Приложение 3)

Наибольший интерес родителей вызывает выставка детских работ. Чтобы общение детей и родителей дома носило развивающий, творческий характер для родителей проводятся консультации и родительские собрания по теме "Художественный труд в раннем возрасте"

В результате апробации программы "Художественный труд" Н.Малышевой выявлено, что художественно - творческая деятельность способствует становлению у детей интереса к работе с природным, бросовым материалом, пластилином, бумагой. Занимаясь художественным трудом, дети тренируют мелкую мускулатуру пальцев рук, что способствует развитию речедвигательных навыков малышей, знакомятся с видами материалов и их свойствами. У детей развивается восприятие, которое необходимо для воспроизведения образа, формируется умение выстраивать последовательность создания поделки, в процессе совместной деятельности развиваются такие качества, как доброта, трудолюбие, взаимопомощь, желание прийти на помощь игровому персонажу. В ходе общения воспитывается доброжелательное отношение к сверстникам.

Кроме этого, результатом работы по программе является улучшение качества детских работ на занятиях по рисованию, лепке. Лучшие работы детей выставлены в центре изодеятельности, ими украшен интерьер группы.

Таким образом, ознакомление детей раннего возраста с художественным трудом - благотворный путь развития их творческих художественных способностей.