Цель: формирование эмоциональной отзывчивости на средство выразительности в музыке и живописи.
Задачи: развивать способность использовать цвет для передачи контрастных образов природы, умение определять роль цвета в пейзажной живописи на элементарном уровне; учить детей слышать смену темпа динамики, регистра в музыке; закрепить способы беспредметной живописи; продолжать работу над расширением и закреплением словарного запаса детей. Учить детей при рисовании пользоваться простым карандашом трафаретом, отображать мимику эмоций для предмета, закрепить умение и навыки пользоваться акварелью.
Оборудование: куклы-Неваляшки, трафареты с изображением Неваляшек, прозрачная ткань, клумба с плоскостными цветами, простые карандаши, краски, кисточки, стакан- непроливайка.
Ход занятия
Дети входят в зал. Музыкальный руководитель приглашает детей в гости к себе в зал. Занятие начинается с пальчиковой разминки под музыку. Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца, в сопровождении музыки выполнять танцевальные элементы.
Этот пальчик - хочет спать
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик - прикорнул,
Этот пальчик - уж заснул
Тише пальчик - не шуми!
Братиков не разбуди
Встали пальчики: Ура!
В детский сад идти пора!
После пальчиковой гимнастики загадываем детям загадку про неваляшку (дети сидят на стульчиках).
У этого мальчика несчастные няньки
Начнут они мальчика укладывать спать
А мальчик не хочет - приляжет и вскочит,
Уляжется снова и встанет опять.
Музыкальный руководитель: - Ребята, а о каком мальчике говорится в загадке?
Дети отвечают: о мальчике - неваляшке.
Музыкальный руководитель: - правильно это неваляшка - "Ванька - встань-ка".
Воспитатель обращает внимание на прозрачную ткань, под которой спрятаны игрушки - Неваляшки. Дети их находят и рассматривают.
Музыкальный руководитель: Что стоишь ты Неваляшка?
Спать не можешь вот бедняжка.
Дай тебя я уложу,
Хочешь, песенку сложу
"Баю - бай, баю - бай,
Неваляшка засыпай
Что же ты встаёшь опять?
Уложили, надо спать.
Звучит "Колыбельная" С.Левидова.
Дети под музыку укладывают Неваляшек спать, убаюкивая их.
Музыкальный руководитель: Дети, обратите на характер музыки (тихая, спокойная и т. д.)
Дети отвечают и имитируют сон с игрушками, когда звучит "Колыбельная".
Музыкальный руководитель:
Уснули цыплята, уснули телята
Не слышно весёлых скворчат из гнезда
Один только мальчик - по имени Ванька
По прозвищу Встанька - не спит никогда
У Ваньки, у Встаньки несчастные няньки
Начнут они Ваньку укладывать спать
А Ванька не хочет - приляжет и вскочит
Уляжется снова и встанет опять.
Уложили Ваньку спать
Глядь, а он вскочил опять!
Дети под весёлую музыку встают с игрушкой в круг, танцуют с ней. Когда звучит "Колыбельная" присаживаются, закрывают глаза и укладывают Неваляшку.
Воспитатель показывает готовые образцы Неваляшек, обращает внимание детей на мимику лица Неваляшек.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на то, что Неваляшка, которая спит одного цвета, а которая улыбается другого. Скажите, какого цвета эти Неваляшки? Сегодня мы будем рисовать Неваляшек. А какую бы вы хотели нарисовать Неваляшку? Ту, которая с закрытыми глазами или с открытыми (весёлую).
Дети отвечают.
Воспитатель: Чему может радоваться улыбающаяся Неваляшка?
- Ей весело, потому, что на улице весна, солнце ярко светит, птицы поют, цветы цветут.
Воспитатель показывает, как работать с трафаретами. Затем предлагает перейти к самостоятельной деятельности.
Пока дети рисуют, в центр зала на пол помещают заранее приготовленную клумбу с цветами (одуванчики, подснежники).
Воспитатель: Ребята, у вас получились яркие, красивые Неваляшки. Пока вы рисовали их, у нас в зале появилась клумба, на которой расцвели цветы. Вы хотели бы водить хоровод с Неваляшками вокруг этой клумбы?
Дети: Да.
Музыкальный руководитель: Давайте, ваших Неваляшек, разложим вокруг клумбы, а вы встанете во второй большой круг.
Дети встают вокруг клумбы и выполняют танцевальные движения под песню "Куклы Неваляшки".