Интегрированное занятие по формированию математических представлений для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Цели:

Коррекционно-обучающие:

  • закрепить знания о домашних и диких животных;
  • продолжать учить детей решать логические задачи с помощью блоков Дьенеша: «читать», описывать и находить по описанию геометрические фигуры с помощью кодовых карточек по логическим блокам Дьенеша;
  • формировать навык ориентировки на листе бумаги в клетку при использовании игры с кростиками;
  • учить составлять число 5 из меньших с называнием предыдущего и последующего числа, используя палочки Кюизенера;
  • формировать умение понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать конструктивные способности, творческое воображение, зрительное внимание, мелкую моторику;
  • формировать умения делать простейшие выводы, логические умозаключения в процессе учебной деятельности.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать желание прийти на помощь;
  • формировать навык самоконтроля и взаимооценки.

Словарная работа: логический блок; фотоателье

Материал:

  1. Демонстрационный:
    • конверт с письмом;
    • увеличенные палочки Кюизенера (плоскостной вариант);
    • мультимедийное оборудование;
    • слайдовая программа «Дикие животные»;
    • компьютерная игра для коррекции зрения «Помоги кошке найти котенка».
  2. Раздаточный:
    • два набора логических блоков Дьенеша с наклеенными на них буквами слова «коза»;
    • наборы палочек Кюизенера;
    • схемы-образцы для игры «Кростики» («олень», «медведь»);
    • дидактическая игра «Подбери пару» (карточки с узором из геометрических фигур для разделения на пары);
    • модели геометрических фигур;
    • дидактическое пособие к игре «Упаковка для подарка»;
    • массажный мяч Су-джок;
    • сигнальные карточки о выполнении заданий;
    • звездочки для проведения самоанализа занятия.

Ход занятия

Организационный момент.

(Дети заходят в кабинет учителя-дефектолога и встают в круг.)

Игры-приветствия «Скажем здравствуйте».

- Скажем здравствуйте руками вот так, вот так. (Дети сжимают и разжимают кулаки.)

- Скажем здравствуйте глазами вот так, вот так. (Смотрят в глаза соседу и моргают.)

- Скажем здравствуйте кивком вот так, вот так. (Кивки головой в правую и левую стороны.)

- Скажем здравствуйте мы ртом. (Здравствуйте.)

- Станет радостно кругом! (Дети поднимают руки вверх, по сигналу педагога «Тучка!», прячут их за спину.)

Основная часть.

Дефектолог. Ребята, нам пришло письмо от бабушки (зачитывает письмо): «Приезжайте в гости, у моей Нюши появились детеныши».

- Дети, вы знаете, кого у бабушки зовут Нюша? (Нет.)

- Вы сможете узнать, если соберете слово из букв. А помогут нам в этом письма-подсказки.

Игра «Выложи слово».

На полу разложены блоки Дьенеша. Каждый ребенок берет кодовую карточку, «читает» ее и находит нужный логический блок. Затем из собранных букв дети составляют слово «коза».

- Кого зовут Нюша? (Козу.)

- Как зовут детенышей у козы? (Козлята.)

- Проведаем бабушку?

Дефектолог. В своем письме бабушка пишет, что доехать до ее деревни можно на поезде, а потом еще пройти пешком по лесной тропинке.

- Что нужно предъявить при посадке в поезд? (Билет.)

- Давайте поспешим в кассу, на станцию уже прибыл поезд. Билет стоит 5 рублей. Приготовьте, пожалуйста, разменные монеты.

(На столах у детей лежат наборы с палочками Кюизенера. Дети составляют число 5 из двух меньших, используя различные способы состава числа 5.)

- Расскажите, какие монеты вы приготовили. (5 – это 2 и 3, 5 – это 4 и 1 и т.д.)

(Дети находят такой же способ у себя и поднимают сигнальную карточку. Педагог выслушивает ответы всех детей и раздает билеты.)

- Просьба билеты сохранять до конца поездки.

Дефектолог. Узнать, в каком вы поедете вагоне, помогут разноцветные полоски, которые лежат на ваших столах.

- Внимание, поезд отправляется. Пассажиры, занимайте свои места.

(Дети раскладывают на ковре цветные полоски в порядке увеличения длины и встают возле них.)

Игра «Югорский поезд» (с элементами самомассажа тела).

- По перрону мы шагаем и вагончики считаем:

Вот Югорский поезд мой, весь состав его цветной.
Первый – белый лепесток, (Подуть на ладони.)
Второй – розовый листок (Раскрыть ладони.)
Третий – как голубой океан (Изобразить руками волну.)
Четвертый – красный тюльпан (Изобразить руками над головой распустившийся цветок.)
Пятый – яркий солнечный свет (Резко поднять руки вверх.)
Шестой – сиреневый яркий букет (Соединить ладони и расставить пальцы в стороны.)
Седьмой – черный пушистый кот (Поглаживающие движения от пальцев к плечу.)
Восьмой – вкусный вишневый компот (Погладить живот по часовой стрелке.)
Девятый синий мой мячик (Имитация отбивания мяча об пол.)
Десятый – оранжевый зайчик. (Изобразить уши зайца.)

Дефектолог. Чтобы не скучать в пути, давайте поиграем в вопросы и ответы (выслушиваются ответы всех детей).

- Настя, в каком по счету вагоне ты едешь, какого он цвета?

- Никита, какие по счету «соседи» у твоего вагона?

- Дима, какой по счету вагон справа (слева) от твоего вагона?

- Между вагонами какого цвета находится твой вагон? Внимание наш поезд прибыл на конечную станцию.

Игра «Найди пару».

Дефектолог. Дети, какие в лесу нужно соблюдать правила поведения, чтобы не потеряться? (Идти друг за другом, не отставать.)

- Предлагаю разбиться на пары. Посмотрите на свои билеты и найдите себе пару.

Игра «Сфотографируй животное».

Дефектолог. Посмотрите, как красиво в зимнем лесу! Каких животных можно встретить зимой в лесу?

(Педагог демонстрирует слайды с изображением диких животных, дети ходят парами по кабинету и «фотографируют» их. На последнем слайде изображен еж.)

- Ребята, кого из изображенных диких животных мы не встретим зимой в лесу? (Ежа, он спит.)

- Наш ежик не уснул, давайте поиграем с ним.

Игра «Ежик» с массажным мячом Су-джок.

Маленький ежик, четверо ножек,
Ежик по лесу идет, песенку поет:
Фуф ты, фуф ты, фу, на спине мешок несу,
очень я боюсь лису.

Дефектолог. Дети, вот мы и добрались до бабушкиного поселка. Давайте зайдем в фотоателье и напечатаем наши фотографии.

Игра в парах «Кростики».

У детей кростики с заклеенным изображением животного. Дети в паре выкладывают кростики и узнают, какое у них животное. Чья пара справилась с заданием поднимает сигнальную карточку.

(Педагог выслушивает ответы всех детей.)

Дефектолог. Дети, вы помните, как летом бабушкина кошка потеряла котенка. Давайте вспомним, где она его нашла.

Компьютерная игра для коррекции зрения «Помоги кошке найти котенка».

Дефектолог. Вот мы и добрались до дома бабушки, но ее почему то нет. Наверно, она поехала к нам. Не расстраивайтесь, мы приготовим для нее сюрприз. Что можно подарить бабушке?

(Педагог выслушивает ответы детей.)

- Мы приготовим подарок с «хитринкой».

(Дети кодируют информацию о свойствах логических блоков, используя понятия-отрицания «не»: не маленький, не тонкий, не красный и т.д.)

Игра «Упаковка для подарка».

Дефектолог. Упакуем наши подарки в коробочки.

(Дети в паре меняются рисунками, «читают» модель и выкладывают с помощью резинок и зубочисток геометрическую фигуру, затем уносят к домику бабушки.)

Итог занятия.

Дефектолог. Нам пора возвращаться домой. Занимайте места в вагонах.

- Какие задания были трудными, какие интересными?