Тип урока: комбинированный
Форма урока: деловая игра.
Цели:
- Систематизировать существенные признаки имени прилагательного, как часть речи.
- Развивать мыслительную деятельность, орфографическую зоркость, работать над лексическим значением слов, употреблять в речи прилагательные синонимы и антонимы, формировать интерес к изучению родного языка.
- Воспитывать пытливость при получении знаний, творческую активность, взаимопомощь, коммуникативные умения.
Оборудование: карточка №1, карточка – помогайка №2, сочинение – миниатюра, картинка, отрывок из стихотворения К. Бальмонта; Мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
I. Орг. момент
– Здравствуйте, дети! Я очень хочу, чтобы наш урок получился интересным и познавательным, а вы, ребята, получили и знания, и положительные эмоции.
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
– Прочитайте ваши сочинения-миниатюры.
(Сочинения из упр. 302. Рассказ только из существительных.)
– Как замечательны ваши произведения!
– А какие слова могли бы украсить ваши рассказы? Например, как украсите ваши заголовки:
Ночь. Утро. (Тихая ночь. Солнечное утро).
2. Самостоятельная работа в тетради.
– Запишите ваши новые заголовки. Найдите и подчеркните орфограммы.
– На какой вопрос отвечают вставленные слова? Какая это часть речи?
Звёздная ночь. Раннее утро.
III. Сообщение темы и цели урока.
– Сформулируйте тему урока.
– Сегодня мы будем говорить об имени прилагательном и его роли в речи.
IV. Постановка учебной задачи.
– Представьте, что мы сотрудники газеты. К нам поступила заметка, например, один из ваших рассказов. Мы, редакторы газеты, должны подобрать (нарисовать) рисунок к тексту. К какому из этих двух текстов нам предстоит угадать.
– Надеюсь, в этом нам помогут имена прилагательные.
V. Определение предмета по признакам.
1. Работа по учебнику с.67 упр. 304.
– Прочитайте задание. (Обозначить признаки предмета.)
– Запишите в строчку слова с именем существительным. Подчеркните орфограммы.
- 1 ряд – 1 столбик
- 2 ряд – 2 столбик
Фруктовый, тенистый, яблоневый, старый сад. (какой?)
Высокое, голубое, звёздное, ночное небо. (какое?)
– Какое слово может быть лишним при рассказе? Подчеркните его, объясните свой выбор.
Вывод: Что мы вспомнили об имени прилагательном?
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое?
– Молодцы, редакторы! На нашей картинке появляются первые «нарисованные» вами предметы: небо и сад.
VI. Постановка проблемы.
1. Проблемный вопрос.
– Почему имена прилагательные получили такое название? К чему оно прилагается?
2. Работа по учебнику.
Упр. 307. образец рассуждения:
Снег (какой?) последний.
Сущ. снег употреблено в форме ед.ч. м.р. и прилагательное последний – тоже в форме ед.ч., м.р.
Также: тёплый пар, кувшинчик синий, юный лес, зелёный дым, тёплые грозы.
– Именно этими словами автор рисует картину ранней весны – весенний пейзаж. Прочитайте имена прилагательные в синей рамке. Что это за слова? (синонимы)
– Какой из них автор использует в стихотворении? Почему? (Юный – это очень молодой).
3. Решение проблемной задачи.
– К чему же прилагаются имена прилагательные? Проверим себя, прочитав правило на с.69 упр. 308. (прочитать про себя)
– Что узнали из текста?
VII. Тренировочное упражнение.
– Назовите, какие прилагательные подходит к 1 картинке. (На рисунке изображены яблоко и цыплёнок)
Докажите, что имя прилагательное сочетается с именем существительным.
Яблоко (какое?) красное, спелое, сладкое.
Имя сущ. Яблоко употреблено в форме ед. ч. с. р.и прилагательные: красное, спелое, сладкое тоже в форме ед.ч. с.р.
– Подходят ли прилагательные красивая, маленькая, весёлая к слову Цыплёнок? А какими словами заменим?
Вывод: в нашей речи имена прилагательные присоединяются, прибавляются к именам существительным.
VIII. Изменение имён прилагательных по родам и числам.
Работа с текстом. Работа в парах.
– Попробуйте угадать стихотворение по данным эпитетам.
- Глухой колодец –
- Снежинкой светлой –
- Полночный час –
– Да, это К. Бальмонт, стихотворение «КАПЛЯ».
В глухой колодец, давно забытый,
Давно без жизни и без воды,
Упала капля – не дождевая,
Упала капля ночной звезды.
– Каплю росы автор сравнивает со снежинкой и звёздочкой.
– Попробуйте подобрать подходящие имена существительные к данным прилагательным:
росистый …, росистая …, росистое …, росистые …
(росистый цветок, росистая влага, росистое утро, росистые травы)
– Как изменялось имя прилагательное?
ФИЗМИНУТКА
Синонимы – это слова – друзья, (руки сцепить, здороваются)
Близкие по значению. (приблизить к груди)
Антонимы – это слова-враги (руки соединить ладонями перед грудью, надавить)
Противоположные по значению. (резко руки развести в стороны)
– 1 группа запишите к именам прилагательным – синонимы.
– 2 группа запишите к именам прилагательным – антонимы.
– Работаем на карточках №1, если вы испытали затруднение, берите карточку – помогайку №2.
- Глухой колодец – (1 вариант: заброшенный, забытый, тихий; 2 вариант: известный, любимый).
- Снежинкой светлой – (1 вариант: снежинка чистая, сияющая; 2 вариант: снежинка тусклая, бледная).
- Полночный час – (1 вариант: ночной; 2 вариант: дневной).
(Ученики отвечают, называя орфограммы, вопросы и род прилагательных.)
– На какие вопросы отвечают имена прилагательные?(Какой? м.р. Какая? ж.р. Какое? с.р. Какие? мн.ч.)
Вывод: имена прилагательные изменяются по родам и числам и присоединяются к именам существительным в том же роде и числе.
IX. Подведение итогов работы. Рефлексия.
1. Завершение картины.
– Итак, дорогие редакторы. Вспомните 1 картинки, где мы нарисовали небо и сад, и выберите работа какой группы первой или второй дополнит наш рисунок. Да, это эпитеты 1 группы.
– Из этого стихотворения мы для нашей картины добавим образы глухого колодца, полночного часа и «снежинки» сияющей.
(На доске появляется картина ночного фруктового сада с заброшенным колодцем и яркой звёздочкой.)
– Молодцы! Теперь понятно, что к нашей картине надо выбрать название «Звёздная ночь». Вот такая картина у нас получилась. Спасибо именам прилагательным!
2. Систематизация знаний об имени прилагательном.
– Вот что мы о нём сегодня узнали:
(На доске правило)
Имя прилагательное
самостоятельная часть речи
обозначает признак предмета
Какой? Какая? Какое? Какие?
изменяется по родам и числам
связано с именем существительным
IX. Домашнее задание
по выбору:
1 в. – с.88 №2 опишите вашего друга или кого – то из близких, чтобы узнать, чей это портрет.
2 в. – дополнить предыдущее домашнее задание (сочинение) именами прилагательными.
Всем – выучить правило с. 69.
Дополнительное задание: С. 68 упр. 305
– Запишите к каждому рисунку имена прилагательные. Подчеркните орфограммы.
Презентация, Приложения к уроку.