Изменения общества, происходящие в стране, коренным образом затронули жизнь школ искусств и музыкальных школ. Прежде всего, это связано с тем, что изменились семейные ценности. Многие родители отдают своих детей в школы искусств не для ранней профессиональной подготовки, как это было раньше, а для общего развития. В связи с этим перед педагогическим коллективом школ искусств возникают новые задачи, связанные с новым качеством образования, которого ждут от них родители.
В настоящее время педагоги-исследователи широко обсуждают вопросы о педагогическом творчестве преподавателя, вариативности моделей и форм методической работы в зависимости от типа учебного заведения. Совершенствование методической работы связывается с перспективой развития учебного заведения, с реализацией программы развития школы. Таким образом, профессионализм педагогического коллектива школы искусств в новых условиях будет зависеть не только от степени владения преподавателей методикой своего предмета, но также владения новыми развивающими педагогическими технологиями, позволяющими продвинуть методику преподавания предмета, обучать детей с различным уровнем способностей
На сегодняшний день в России многие школы искусств расположены на базе общеобразовательных школ. Такие учебные заведения, как правило, отличаются от традиционных школ искусств, расположенных в отдельно стоящих зданиях, прежде всего, масштабностью (большим контингентом учащихся и преподавателей), разнообразием направлений обучения и специфики преподавания. В связи с этим, организация методической работы в таких учреждениях содержит определенную долю проблематики, требует особого подхода, поиска эффективных механизмов управления.
В детской школе искусств «Лицей искусств» г.о. Тольятти, находящейся в одном здании и работающей более 30 лет во взаимодействии с общеобразовательной школой № 94, накоплен положительный опыт работы в данном направлении. Условия, в которых осуществляется учебный процесс, имеют свою специфику. С одной стороны, это масштабность школы (контингент более 1000 учащихся и около 100 преподавателей), пребывание учащихся в учебном заведении в режиме полного рабочего дня, с другой стороны - разнообразие направлений обучения (музыкальное, художественное, хореографическое, театральное), каждое из которых предполагает особенности преподавания, свойственные только данной области искусства. Учитывая эти факторы, в учебном заведении была создана модель организации методической работы, способная, на наш взгляд, объединить педагогический коллектив в реализации стратегических целей учебного заведения и обеспечить его развитие.
В построении вышеуказанной модели основополагающим является системный подход к содержанию и формам методической работы. Системообразующим элементом модели организации методической работы является реализация единой методической темы, вытекающей непосредственно из цели учебного заведения.
Главным управленческим и мотивационным ресурсом на пути реализации единой методической темы мы считаем отлаженную систему проведения тематических педагогических советов и методических семинаров, проводимых методической службой с педагогическим коллективом Лицея искусств.
Как правило, в первом полугодии проводится педагогический совет, мотивирующий педагогический коллектив на решение проблемы года: обозначается проблема на теоретическом и социологическом уровнях, предлагаются пути ее решения. Во втором полугодии проводится педагогический совет, имеющий практическую направленность, на котором каждое методобъединение представляет собственные наработки по данной проблеме.
В периоды между педагогическими советами в целях обогащения педагогической культуры, совершенствования знаний и умений преподавателей, методической службой проводятся методические семинары. Они являются вспомогательной формой деятельности в работе над единой методической темой и носят обучающий характер. При проведении методических семинаров используются преимущественно практические формы (деловые игры, метод «мозгового штурма», групповая дискуссия, работа творческих групп и др.), что позволяет преподавателям самостоятельно изнутри проживать и осваивать предлагаемые знания, принимать решения и ответственность за их реализацию. Поскольку рассматриваемые на методических семинарах вопросы исходят из цели года и тематики педагогических советов, они актуальны и востребованы в практической деятельности педагогов.
Полученные на педагогических советах и методических семинарах психолого-педагогические знания адаптируются преподавателями на методъобединениях применительно кметодике преподавания предмета по конкретному направлению искусства (музыкальное, художественное, театральное, хореографическое), особенностям учебной и внеурочной творческой деятельности, что обеспечивает новый взгляд и обогащает привычные методы преподавания.
Такой подход позволяет выстроить оптимальную систему организации методической работы как в методобъединениях, так и в школе в целом с учетом ее разнородной специфики.
Данная система, на наш взгляд, обеспечивает активность работы педагогического коллектива над единой методической темой года в течение всего учебного года.
Предлагаемый ниже материал - это комплекс мероприятий, разработанных и реализованных в работе над единой методической темой года «Преемственность содержания, методов и направлений педагогической деятельности как условие создания эффективного образовательного пространства». Комплекс мероприятий включает в себя:
- материалы методического семинара «Изучение и формирование мотивации обучения как элемент педагогической культуры»;
- материалы по подготовке и проведению педагогического совета «Формы и методы повышения мотивации учащихся: традиции и инновации».
Материалы методического семинара «Изучение и формирование мотивации обучения как элемент педагогической культуры»
План семинара | Основное содержание | Микроисследование | Рекомендуемая литература |
1. Мотивационная деятельность как главный фактор эффективности образовательного процесса. | Определение понятий: мотив, мотивация, потребность, цель, познавательный интерес. Характеристика возрастных особенностей мотивации учения. | 1. Из предложенных определений «мотив», «мотивация» выберите те, которые наиболее полно и точно, по Вашему мнению, отра-жают значение терми-нов. Обоснуйте свой выбор.
2. В чем, по Вашему мнению, разница между терминами «мотив» и «мотивация»? |
1. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.- М., 1990.
2. Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования. //Народное образование. 2001. № 8. С.77-89. |
2. Виды мотивов учения. | Характеристика видов мотивов: познавательных, социальных, внутренних и внешних, мотивированных на достижение успеха, на избежание неудачи. | 3. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М., 1982. | |
3. Условия возникновения, этапы изучения и формирования мотивации. | Показатели возникновения мотивации: потребность, мотив цель. Алгоритм изучения и формирования мотивации обучения. Характеристика основных этапов:
- определение и уточнение социального заказа; - выявление возрастных возможностей мотивации; - изучение индивидуальных особенностей мотивации; - анализ причин снижения мотивации учения; - формирование мотивации; - оценка преподавателем эффективности работы по формированию мотивации. |
3. Выстройте схематично последовательную взаимосвязь между понятиями цель, мотив, потребность. Обоснуйте. | 4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1982.
5. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1979. |
4. Использование преподавателем мониторинга моти-вации учащихся как неотъемлемая часть педагоги-ческой культуры. | Краткая характеристика форм мониторинга:
- анкета как методика изучения мотивации учения; - детский рисунок как диагностика мотивации уча-щихся начальных классов. |
Материалы подготовки и проведения педагогического совета «Формы и методы повышения мотивации учащихся: традиции и инновации»
Цель: проанализировать опыт и эффективные формы работы преподавателей по повышению мотивации учащихся к обучению искусству, наметить пути совершенствования работы в этом направлении.
Задачи:
- анализ педагогической деятельности преподавателей ДШИ в создании условий мотивации к обучению учащихся;
- выявление наиболее эффективных форм и методов, направленных на повышение мотивации учащихся ДШИ.
I этап – подготовительный
- адаптация вопросов анкеты по методике М.Лукьяновой к предметам и деятельности учащихся в ДШИ «Лицей искусств»;
- проведение мониторинга мотивации учащихся к обучению в 1-3 классах по методике Н.Г. Лускановой (выполнение рисунка «Что мне нравится в школе искусств»);
- проведение анкетирования (по методике М. Лукьяновой) учащихся 8-9 классов;
- обработка и обобщение результатов мониторинга (анкетирования и рисунков).
II этап – заседание педагогического совета План проведения педсовета
1. Выступление зам. директора по МР с анализом деятельности преподавателей и учащихся ДШИ по данной проблеме в сложившихся социальных условиях.
2. Доклад методиста «Традиционные и инновационные формы повышения мотивации учащихся»:
- способы повышения мотивации (классификация по Д.Г. Левитесу);
- здоровьесберегающие технологии;
- педагогика поддержки как способ формирования мотивационной среды;
- роль педагога–фасилитатора в осуществлении педагогической поддержки;
- тьюторское сопровождение как форма повышения мотивации учащихся;
3. Выступление методиста с результатами проводимого мониторинга мотивации учащихся 2-3 классов ДШИ «Лицей искусств».
4. Выступление методиста с результатами анкетирования учащихся 8-9 классов.
5. Выступления преподавателей ДШИ:
а) организация поездок творческих коллективов как метод повышения мотивации учащихся: опыт работы вокально-хорового отделения;
б) положительный опыт работы по повышению мотивации учащихся в классе виолончели;
6. Проведение «круглого стола» (обсуждение поставленных проблем, вопроса о практическом применении представленных форм и методов повышения мотивации учащихся на отделениях):
а) фортепианное отделение: традиции отделения, работа в классе общего фортепиано по повышению мотивации обучения;
б) отделение русских народных инструментов: традиции отделения, опыт работы с творческими коллективами;
в) отделение музыкально-теоретических дисциплин: работа с непрофориентируемыми учащимися (психологические моменты общения).
г) хореографическое отделение: работа с творческими коллективами, непрофориентируемыми учащимися (психологические моменты общения).
д) художественное отделение: методы повышения мотивации - решение проблемы.
е) театральное отделение: модульная система как фактор повышения мотивации учащихся ДШИ.
7. Принятие решения.
Проект решения педсовета:
- Всему педагогическому коллективу ДШИ считать одной из главных задач повышение мотивации учащихся к обучению. С этой целью:
- преподавателям провести индивидуальную работу с учащимися, у которых выявлен низкий уровень мотивации. Ответственные: ведущие преподаватели, психолог, члены администрации;
- организовать работу преподавателей по формированию у учащихся внутренних мотивов. - Одобрить положительный опыт работы по повышению мотивации учащихся преподавателей вокально-хорового и струнного отделений.
- Методическим объединениям продолжить работу по оптимизации педагогической деятельности в современных условиях, а именно: адаптировать собранную информацию на педсовете к особенностям преподаваемого предмета и подготовить материал для обобщения опыта работы по данной теме. Ответственными назначить заведующих отделениями, методиста.
Список используемой литературы:
- Беспалова Г. Тьюторское сопровождение: организационные формы и образовательные эффекты. // Директор школы. - 2007. - № 7.
- Ковалева Т.М. Организация профильного обучения в старшей школе: основы тьюторского сопровождения. // Завуч. Управление современной школой. - 2006. - № 8.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1982.
- Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.- М., 1990.
- Мухаметзянова Ф.Г. Мотивация учебной деятельности школьников. // Методист. - 2007. - № 5.
- Левитес Д.Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии.- Мурманск: Пазори, 1997.
- Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования. // Народное образование. - 2001. - № 8.
- Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. – М., 1993.
- Ковалева Т.М. Организация профильного обучения в старшей школе: основы тьюторского сопровождения.// Завуч. Управление современной школой. - 2006. - № 8.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика. – М., 1998.
- Тимонина Л.И. Социально-педагогическая сущность фасилитации учебной деятельности. // Завуч. Управление современной школой. – 2006. - № 8
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М., 1982.
- Штурбина Н., Данюшевская Г. …И плюс мотивация. // Директор школы. - 2007. - № 7
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1979.
- Юрьева С.А. Знания – дети удивления и любопытства (к вопросу о мотивации учения школьников). // Методист. - 2005. - № 3.