Урок русского языка – это один из важнейших путей овладения русским языком. Именно этот урок позволяет ребёнку научиться слушать, слышать, думать, понимать, говорить, и грамотно писать. На уроках русского языка я стараюсь решить три основные проблемы: 1- орфографическая, 2- практическая, связанная с формированием конкретных умений и навыков по теме, 3- нравственная. Считаю, что деятельностный подход способен связать эти три задачи. Каждый урок начинаю с «минутки чистописания», тем самым указывая важность каллиграфии. Добиваюсь того, чтобы дети говорили полными предложениями, умели находить орфограммы и грамотно формулировать свой выбор написания слова. Для повышения орфографической зоркости выбираю разные виды письма: осложнённое списывание, списывание с образца, письмо по памяти, письмо под диктовку, свободное письмо. Большое внимание уделяю роли изложений и сочинений. Такие творческие работы позволяют судить не только об уровне развития речи, но и об умении применения правил правописания на практике.
Стараюсь использовать разные формы работы: самостоятельная работа, работа в парах, индивидуальная работа, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций – всё это служит для формирования жизненно значимых умений.
Цели:
- углубление представлений о роли им. прил. в языке;
- формирование умения ставить вопросы к прилагательным;
- обогащение словарного запаса учащихся, развитие устной и письменной речи.
Ход урока.
1. Актуализация знаний.
Запиши одним словом:
а) Необъятный звёздный мир, вселенная.
б) Человек, покоритель космоса.
в) Небесные тела, движущиеся по небосклону по определённой орбите.
г) Хозяйственная утварь для еды, питья, хранения припасов.
д) Весь водный покров Земли, окружающий материки и острова.
е) Надпись на письме, почтовом направлении, указывающая место назначения и получения. (Космос, космонавт, планета, посуда, океан, адрес.)
- К какой части речи относятся эти слова?
- Какое слово «лишнее»? (Космонавт, одушевлённое имя существительное?)
- Разберите это слово, как часть речи.
Космонавт – сущ., кто?, одуш.
2. Новая тема. Мотивационный этап.
На доске чёрно-белый рисунок: солнце, облака, деревце с листочками, клумба с тюльпанами, бабочки.
- Ребята, я захотела изобразить весну и описать её. Послушайте.
На доске текст: Весна. Светит солнце. По небу плывут облака. На деревьях распускаются листочки. В парке цветут тюльпаны. Порхают бабочки.
- Вам понравился рисунок?
- Что бы вы изменили?
(Предполагаемый ответ :- Не хватает яркости. Нужно раскрасить.)
- Оживим с помощью маркеров.
(Дети раскрашивают заранее заготовленные шаблоны рисунков и с помощью двухсторонней клейкой ленты прикрепляют на рисунок.)
- Итак, что произошло с рисунком?
(Ожил, стал ярче, красивее и т.д.)
- Нельзя ли оживить текст?
- Как это сделаем?
(Подвести к тому, что нужно указать признаки предметов, т. е. подобрать имена прилагательные.)
Читают текст добавляя им. прилагательные.
-Какой вариант текста больше подходит для описания весенней природы?
-Значит, какой делают нашу речь слова, которые обозначают признаки предметов?
-Как вы думаете, нужно вам знать об этих словах больше?
-Скажите, какой будет тема этого урока?
Сообщение темы урока самими детьми.
- Запишите 2-е и 3-е предложения.
- Назовите все орфограммы.
- Какое слово добавили? (яркое, пушистые)
- На какой вопрос они отвечает?
- От какого слова к нему задали вопрос?
Светит яркое солнце. По небу плывут пушистые облака.
- Что обозначают эти слова?
Сделаем вывод, что узнали об этих словах?
На доске появляются карточки:
Имя прилагательное |
Какой? Какая? Какое? Какие? |
Зависит от предмета |
Обозначает признак предмета |
с. 106, правило.
-На какие ещё вопросы отвечает имя прилагательное? (Чья? Чьё? Чей? Чьи?)
-Приведите примеры.
-Какое настроение бывает у нас весной? (Ответы.)
-А чтобы настроение стало лучше, отдохнём.
Физминутка. Ребята, представьте что вы молодая почка на дереве, лучи солнца ласково греют вас. Пора просыпаться! (под музыку дети начинают «раскрываться» как весенняя почка.)
3. Закрепление.
а) Закрепление идет по учебнику. Выполняется упражнение.
б) Подберите антонимы
- Храбрый лев - трусливый заяц
- Большой слон – маленькая муха
- Сильный волк – слабый ягнёнок
- Что это за прилагательные? (антонимы)
в) Подберите синонимы
- Свежий хлеб –
- Свежий ветер –
- Свежая рубашка –
- Для чего в речи нужны синонимы?
- Выделите окончания им. прил. с корнем -свеж-.
- От чего зависит окончание?- Всегда ли оно одинаково?
-Составьте предложение о весне со словосочетанием «свежий ветер», запишите.
(В окно ворвался свежий, весенний ветер.)
- Найдите прилагательное и существительное от которого оно зависит.
- Выделите окончание прилагательного.
г) Сделаем сравнительный анализ известных нам частей речи:
Имя существительное | Имя прилагательное |
Кто? Что? | Какой? Какая? Какое? Какие? |
Чей? Чьи? Чьё? Чья? | |
предмет | признак предмета |
одушевленный, неодушевлённый |
д) Приведите примеры, подберите им. сущ. + им. прил. Если дети затрудняются Можно поменять задание:
-Я называю имя существительное, а вы поставьте вопрос и подберите имя прилагательное.
весна (какая?) | ручьи (какие?) |
ветер (какой?) | время (какое?) |
-От чего зависит окончание имени прилагательного?
4) Самостоятельная работа в группах.
В группы выдаются карточки с изображением овощей. Каждая группа должна с помощью прилагательных описать овощи, не называя его. Остальные отгадывают.
(Беседа о пользе употребления овощей в весеннее время.)
4. Итог.
- Что узнали об имени прилагательном?
- Для чего нужны в речи имена прилагательные?
- Что ещё нового узнали на уроке?
-А что ещё вы можете узнать об имени прилагательном? Это на следующем уроке.