Цели:
- Обобщить знания о свойствах сырья для производства тканей и их применении.
- Продолжить формирование умений высказывать свои суждения, анализировать, давать обоснование своей оценки, информации.
- Предоставить ученикам возможность делового публичного выступления.
Оборудование: Коллекция тканей, образцов. Плакат «Области применения тканей».
Оценочный лист (представляет собой таблицу из шести столбцов: 1 столбец – № группы; 2-5 столбец – № заданий; 6 столбец – итог. Во 2-5 столбцах наклеиваются цветные житоны (н/р красный – оценка – 5 и т.д)
Ход урока
I. Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности. Зачитываются отрывки из сказок – индийской, персидской, рассказа К. Ушинского, загадки, пословицы.
Отрывки из сказок.
Персидская сказка «Коробочка».
Жил-был воробей. Летал он как-то по степи, искал зернышки. Вдруг прямо перед его носом упало большое семечко, видно, ветер принес. Схватил воробей семечко и полетел домой. Уселся в гнездо и спрашивает у соседа, другого воробья:
– Что, это такое?
– Хлопковое семя.
– А что с ним делают?
– Cеют. Из него вырастает куст, на кусте созревают коробочки, коробочки лопнут, а в них – хлопок.
Как кроту штанишки сшили. (по сказке Э. Петишки, польская сказка)
Маленький крот мечтает о штанишках с большими карманами. Он хочет сложить туда сокровища: шарик, гвоздик, зеркальце. Только где же ему взять штанишки?
Тут цветок, под которым он стоял, наклонился к нему и сказал: Меня зовут Лен, и если сделаешь все, что Я тебе скажу, ты получишь свои штанишки.
Загадка
По горам, по долам ходит шуба, да кафтан? Кто это?
Народная пословица
- Шерсть в войлоке козловая – спи на нём на здоровье.
- Шерсть стриги, а шкуры не дери.
Постановка проблемы:
- Какая ключевая мысль прочитанного?
- Почему урок-экспедиция? ( Ответы учащихся)
Учитель: Я – научный руководитель, ученики научные сотрудники. Значение слова экспедиция – зачитывается и прикрепляется на доске, на стол учащимся ставится таблички «научные сотрудники».
Объявление цели урока:
- Обобщить знания о сырье для производства тканей, свойствах сырья и тканей и их применении с которыми мы уже с вами знакомились на предыдущих уроках.
- Продолжить формирование умений высказывать свои суждения, анализировать давать обоснования своей оценки, информации.
- Предоставляется возможность делового публичного выступления.
Называю тему урока: «Экспедиция в мир тканей»
II. Экскурсия в Китай.
В древней стране Востока, где впервые стали изготавливать натуральный шелк.
На доске (пейзаж Китая)
Учитель: Об этом свидетельствует современное название одной из шелковых тканей «КРЕПДИШИН» которое переводится как «ткань сделанная в КИТАЕ».
На доске КРЕП – шероховатая ткань из крученых нитей.
ШИН – КИТАЙ (на вещевых маркировках пишут Shina)
В других странах еще много веков шелковые ткани будут известны лишь как товар из таинственной страны Востока. Торговать шелком китайцы начали еще в V в до н.э. Возили его и морским путем и по суше – по пути, который впоследствии венецианский купец и путешественник.
На доске (фото) МАРКО ПОЛО назвал ВЕЛИКИМ ШЕЛКОВЫМ
Великий шелковый путь – это обобщенное название караванных дорог, связавших Китай с передней Азией и Европой. Открыл его в I ой половине II века до н.э. путешественник и купец – офицер дворцовой стражи.
На доске: ЧЖАН ЦЯНЬ
Учитель: Я сообщила только один исторический факт, а Вам «научным сотрудникам» что известно?
Учащиеся сообщают исторические факты.
Заглянув в историю, проследим путь появления ткани.
– Какой была одежда первобытного человека?
Первая одежда человека первобытнообщинного строя – шкуры убитых животных, листья и травы, сплетенные между собой. Эта одежда не всегда была удобна (летом в шкурах было жарко, они быстро загрязнялись, были жесткими и грубыми; листья и травы не были пригодны в холодное время, быстро выходила из строя одежда из них). Желание сделать свой костюм удобным и красивым, а также развитие таких видов человеческой деятельное, как охота, рыбная ловля, мореплавание, воздухоплавание (демонстрация рисунков-репродукций) побудили человека мыслить и экспериментировать, и, наконец, люди научились делать ткани.
Первыми материалами для производства тканей были растительного происхождения – луб, лен, джут, конопля, кенаф. (Демонстрация образцов). Затем стала использоваться шерсть домашних животных, шелк в Китае. (Демонстрация шерсти и шелка)
Затем, с развитием земледелия, семенные растительного происхождения – хлопок (в Индии),а с развитием химической промышленности, химические волокна (получаемые с помощью химических реакций при переработке нефти, газа, каменного угля).
Учитель: Выслушав друг друга, в экспедиции мы попытаемся углубить свои знания;
III. Работа в группах
Участники экспедиций объединяются в группы на основе личных симпатий.
Учитель: Так как в любой экспедиции каждый отвечает за определенный вид деятельности, то распределим роли:
- Руководитель и помощники руководителя – отвечают за поисковую деятельность,
- Секретарь – записывает всю информацию о проделанной работе на лист-отчет
На доске оценочный лист
Учитель: И так , приступаем к работе
Задание 1. Представьте, что в экспедиции вы нашли карточку-задание с познавательными затруднениями.
Понять:
- вид ткани
- выбрать из образцов соответствующую наклеить на карту, подписать.
Учащиеся озвучивают задания и показывают выполненную работу .
Вопрос-проблема. Вспомнить название 1 группе шелковых тканей, 2 группе шерстяных.
Задание 2. В экспедиции вы нашли карточки-задания. Составьте их последовательность (определить логическую связь и объяснить). Осуществить взаимоконтроль групп. Озвучить задания.
На доске – образец правильной схемы.
Оценочный лист.
Задание 3. Составить схему
1 группа «Натуральные волокна»
2 группа Указать переплетения тканей и назвать ее дефекты.
На доске Образцы правильной схемы. Озвучивание выполнения задания.
Оценочный лист.
Задание 4. Работа в экспедиции продолжается: вы нашли таблицы.
Группа 1. Пользуясь таблицей «Свойства натуральных волокон» выбрать волокна по заданным свойствам; закончить мысль.
- самое тонкое волокно
- самок короткое волокно
- имеет малую упругость
- гладкое волокно
Группа 2. Пользуясь таблицей «Свойства тканей из натуральных волокон» закончить мысль.
- Значительной гигроскопичностью обладают
- Большой пылеемкостью обладают ткани
- Лучше других драпируются ткани
- Имеют сильную осыпаемость
Осуществление взаимоконтроля групп
Оценочный лист
Задание 5. В экспедиции обнаружены образцы ткани. Ваша задача: На данную модель предложить несколько вариантов моделей одежды различного ассортимента.
Оценочный лист.
IV. Итог урока:
Секретарь каждой группы научных сотрудников озвучивает отчет о проделанной работе: начиная рассказ словами
- Мы научились…
- Мы умеем…
- Где применяется…
- Распознаем …
Вопрос-проблема: Как знания, полученные по разделу «Материаловедение» пригодятся вам в жизни?
Выставление оценок в соответствии с оценочным листом.
V. Домашнее задание творческого плана:
По данному образцу ткани, обсудить фасон модели для мамы и для себя. Нарисовать модель.
VI. Рефлексия.
На улице зима, а у нас в классе тепло и появилась «Веселая радуга». Я хочу попросить вас закрепить на одной из полос радуги «смайликов», в соответствии с тем настроением с каким вы работали на уроке. (Мы знаем, что желтый, красный – это теплые цвета – хорошее настроение; голубой – холодный – не очень хорошее настроение.