Несмотря на продолжающуюся реформу содержания школьного образования, на уроках биологии преобладает информационно-репродуктивное обучение. В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования, одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования, которая проявляется в ориентации на "личностно-ориентированную" модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.
В связи с этим возникает противоречие между формированием творчески активной личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за рамки, предписанные стандартными требованиями и существующей традиционной классно-урочной системой, которая не реализует в полной мере личностно-ориентированный подход необходимый для формирования опыта творческой деятельности. В связи с этим возникает проблема качества биологического образования, поскольку не реализуется один из компонентов содержания образования.
Решением проблемы освоения продуктивной (творческой) деятельности учащихся при обучении биологии, на мой взгляд, является применение ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) в практике учителя.
В качестве примера использования ТРИЗ в биологии, можно рассмотреть урок для 7-го класса, тема которого - "Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и практическое значение"
Цель урока: Раскрыть особенности размножения и развития папоротников и выяснить их роль в природе и жизни человека
Локальные цели урока (задачи) для ученика.
В результате работы на уроке ученики должны: называть половое и бесполое поколение папоротников; структуры, участвующие в размножении; перечислять условия, необходимые для размножения; характеризовать особенности размножения и развития папоротниковидных; сравнивать жизненные циклы плаунов, хвощей и папоротников; делать выводы об усложнении растительного мира.
Цель урока для учителя:
Предметные цели - расширить представление учащихся об организации папоротников путем раскрытия особенностей размножения, развития папоротников, показа их роли в природе и хозяйственной деятельности человека; продолжить формирование умений узнавать изученные растения, обосновывать их принадлежность к определенному отделу.
Развивающие цели - развитие познавательного интереса к предмету, навыков работы с источниками информации.
Личностно - ориентированные цели - развитие самостоятельности, воспитывать потребность в приобретении знаний.
Тип урока: комбинированный.
Методы: объяснительно-иллюстративный, поисковый, проблемный.
Методические приёмы: рассказ, беседа, руководство самостоятельной работой учащихся на основе обратной связи, демонстрация схем, рисунков, растений.
Технологическая карта урока.
Этапы урока | Учебные задания | Рекомендации по выполнению заданий |
1 | Цель: Проверка знаний об особенностях строения и жизнедеятельности папоротников | Работа вместе с классом. |
2 | Цель: рассмотреть бесполое и
половое размножение папоротника, особенности
его развития. Задание: разделиться на группы и составить схему развития папоротника. Обсудить результаты. |
Работа в группах Рассказ учителя, демонстрация таблиц и схемы жизненного цикла папоротника Проверка работы |
3 | Цель: выяснить роль папоротников в
природе и хозяйственной деятельности человека Задание: самостоятельно прочитайте на стр. 63 учебника (Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов) и запишите значение папоротников. |
Самостоятельная работа Проверка работы |
4 | Цель: закрепление изученного Задание: найдите в тексте биологические ошибки: Молодые сочные листья хвощей в Японии употребляют в пищу как салат. То, что мы называем папоротником, является гаметофитом. Папоротники являются семенными растениями. Папоротники прикрепляются к почве с помощью ризоидов. Задание: Решить биологическую задачу |
Работа вместе с классом Работа в группах Обсудите результаты Проверка работы |
5 | Запишите домашнее задание: заполнить таблицу "Сравнительная характеристика основных отделов высших споровых растений" | Самостоятельная работа |
Ход урока
1. Проверка знаний об особенностях строения и жизнедеятельности папоротников.
Задание 1: назвать основные признаки папоротников
Задание 2: перечислить жизненные формы папоротников
Задание 3: схематично изобразить на доске папоротник и подписать все вегетативные органы
Задание 4: рассмотреть рисунки, и определить к каким систематическим группам относятся растения?
2. Изучение нового материала.
Размножение и развитие папоротников
На нижней поверхности листа развиваются спорангии, в которых образуются споры. При вскрытии спорангия споры высыпаются наружу и при благоприятных условиях спора прорастает в пластинку сердцевидной формы - заросток (гаметофит). Чаще обоеполый, на нем формируются женские и мужские половые органы (архегонии и антеридии). В них образуются яйцеклетки и сперматозоиды с несколькими жгутиками. При наличии воды происходит оплодотворение, с образованием зиготы, из которой развивается зародыш, после его укоренения заросток отмирает, а из зародыша формируется спорофит.
У некоторых папоротников споры неодинакового размера - разноспоровые папоротники. У них мелкие споры (микроспоры) - при прорастании дают начало мужскому гаметофиту (заростку), на котором развиваются мужские органы размножения, а крупные (мегаспоры) - дают начало соответственно женскому гаметофиту. К таким папоротникам относится сальвиния.
Папоротники также могут размножаться и вегетативно, а именно с помощью специальных почек, образующихся на корневище.
Задание: самостоятельно зарисуйте схему жизненного цикла папоротника и подпишите ее.
Значение папоротников. Самостоятельная работа: самостоятельно прочитайте на стр. 63 учебника и запишите значение папоротников.
3. Закрепление изученного материала.
Здание 1: найдите в тексте биологические ошибки.
Молодые сочные листья хвощей в Японии употребляют в пищу как салат.
То, что мы называем папоротником, является гаметофитом.
Папоротники являются семенными растениями.
Папоротники прикрепляются к почве с помощью ризоидов.
Задание 2: Решите биологическую задачу
Условия изобретательской задачи: Чтобы поглощать минеральные вещества, растению необходима корневая система. Известно, что у папоротника сальвинии корневая система редуцируется, а листья у нее бывают как плавающие на поверхности, так и погруженные в воду. Эти листья морфологически разные. Каким же образом сальвиния получает минеральные вещества?
Противоречие: Корневой системы у сальвинии нет, а минеральные вещества поступают.
Ответ: Минеральное питание осуществляют видоизмененные листья, погруженные в воду.
4. Домашнее задание: используя материалы учебника и записи тетради, заполните таблицу "Сравнительная характеристика основных отделов высших споровых растений"
Таблица.
"Сравнительная характеристика основных отделов высших споровых растений".
Систематическая группа, число видов. | Особенности строения и жизнедеятельности. | Особенности размножения и развития. | Значение. | Представители. |
Отдел Моховидные. | ||||
Отдел Плауновидные. | ||||
Отдел Хвощевидные. | ||||
Отдел Папоротниковидные. |