Окружающий мир "Разнообразие животных". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • Формировать знания учащихся о разнообразии животных, ввести понятия "фауна", "одноклеточные и многоклеточные животные".
  • Формировать умение находить необходимую информацию в разных источниках, совершенствовать коммуникативные способности учащихся.
  • Воспитывать интерес к миру природы, понимание того, что природа не может существовать без животных.

Оборудование:

  • Учебник Н.Ф. Виноградовой "Окружающий мир. 3 класс".
  • Рассказ В. Бианки "Сова", сборник Н.И. Сладкова "Сорочьи тараторки".
  • Журнал "Юный натуралист", энциклопедии по выбору учащихся.
  • Таблица "Простейшие".
  • Видеофильм "Голубые киты".

Ход урока

1. Актуализация знаний:

- Какой большой раздел окружающего мира мы сейчас изучаем? "Животные"

Чтение учителем произведения В. Бианки "Сова".

Вопросы к учащимся:

- Понравилось ли вам произведение? Интересно было слушать?

- Какова основная мысль произведения. Всё в природе взаимосвязано. Каждое растение и животное - это звено одной цепи

Работа в группах.

- Составить пищевую цепочку. Если цепочка составлена правильно, то на обратной стороне карточек вы прочтёте загадку.

Например: комар - лягушка - цапля. Загадка: На дне, / где тихо и темно, / лежит усатое бревно. (Сом) Приложение 1.

Карточки с отгадками выставляются на доску.

-Какой вывод можно сделать? Все животные в природе необходимы.

Итог этапа повторения - схема:

2. Новая тема.

Определение темы и цели урока.

- О каких животных будем говорить? О разных животных.

- Как назовём тему урока? Планета животных

- Что бы вы хотели узнать о жизни животных? Выслушать ответы учащихся.

- Где можно найти информацию? В научной и художественной литературе.

- На сегодняшнем уроке и следующих уроках мы постараемся ответить на все ваши вопросы.

- Что лежит у вас на партах? Журнал.

- Кто создаёт журналы? - Хотите попробовать создать свой журнал?

Практическая работа. Форма: устный журнал.

- Я думаю, название журнала у нас уже есть. Какое? "Планета животных"

- Отправляемся на поиски материала для нашего устного журнала.

Первая страница - рубрика "Оказывается"

- В журнале "Юный натуралист" найдите показавшуюся вам интересной информацию о животных. Для своего рассказа выбирайте наиболее важную, интересную информацию об особенностях животного. Работайте в парах, а затем решите, кто из вашей группы будет выступать с наиболее интересной информацией. Учащиеся сначала работают в парах, затем в группах, по 4 человека. Выступивший учащийся получает эмблему для всей группы с надписью "Оказывается".

Вторая страница - рубрика "Тысяча диковин"

- Откройте учебник на странице 64, прочитайте информацию, помещённую на этой странице.

- Что нового узнали? Существуют животные одноклеточные и многоклеточные. Одноклеточное животное - амёба. Выставляется таблица "Простейшие". Мир животных - фауна. Выдаётся эмблема "Тысяча диковин".

Третья страница - рубрика "Почему?"

- Посмотрите видеофильм "Голубые киты", подумайте, какие вопросы можно задать по содержанию фильма. Учащиеся, задавшие вопросы, получают эмблему "Почемучка".

- Данную страничку мы продолжим на следующем уроке, когда вы выполните домашнее задание. Д.З. - Найти ответ на вопрос "Почему?". Указать источник информации.

Учащиеся выбирают карточку с вопросом. Приложение 2.

Четвёртая страница - рубрика "В лес по загадки"

- Как вы думаете, остались ли ещё какие-нибудь тайны?

- Как вы будете открывать их для себя?

-Назовите фамилии писателей, которые пишут о природе для детей.

- Н.И. Сладков отправился "в лес по загадки" и вот что он там услышал и записал в книге "Сорочьи тараторки". Диалоги "Заяц и Оляпка", "Кто как спит" читает учитель.

- Что из этих диалогов можно узнать об особенностях животных?

3. Рефлексия.

- Понравилось ли вам создавать свой журнал?

- Кто узнал что-то новое для себя?

- На все ли вопросы вы получили ответы?

- Какие источники информации можно использовать?

- Какие умения приобрели на уроке?

- Как вы думаете, чему надо продолжить учиться на следующем уроке?

- Разгадайте кроссворд, работая в группах:

1. Какие животные общаются под водой с помощью звуков? Дельфины.

2. Название одноклеточного животного. Амёба.

3. Что происходит в природе с веществами? Круговорот.

4. Что составляют клетки, связанные друг с другом? Организм.

5. Одноклеточное животное, похожее на обувную стельку. Туфелька.

- Какое ключевое слово получилось? Фауна. Приложение 3.

4. Самооценка работы учащихся.

Приложения.