Цели урока:
- Формировать знания учащихся о разнообразии животных, ввести понятия "фауна", "одноклеточные и многоклеточные животные".
- Формировать умение находить необходимую информацию в разных источниках, совершенствовать коммуникативные способности учащихся.
- Воспитывать интерес к миру природы, понимание того, что природа не может существовать без животных.
Оборудование:
- Учебник Н.Ф. Виноградовой "Окружающий мир. 3 класс".
- Рассказ В. Бианки "Сова", сборник Н.И. Сладкова "Сорочьи тараторки".
- Журнал "Юный натуралист", энциклопедии по выбору учащихся.
- Таблица "Простейшие".
- Видеофильм "Голубые киты".
Ход урока
1. Актуализация знаний:
- Какой большой раздел окружающего мира мы сейчас изучаем? "Животные"
Чтение учителем произведения В. Бианки "Сова".
Вопросы к учащимся:
- Понравилось ли вам произведение? Интересно было слушать?
- Какова основная мысль произведения. Всё в природе взаимосвязано. Каждое растение и животное - это звено одной цепи
Работа в группах.
- Составить пищевую цепочку. Если цепочка составлена правильно, то на обратной стороне карточек вы прочтёте загадку.
Например: комар - лягушка - цапля. Загадка: На дне, / где тихо и темно, / лежит усатое бревно. (Сом) Приложение 1.
Карточки с отгадками выставляются на доску.
-Какой вывод можно сделать? Все животные в природе необходимы.
Итог этапа повторения - схема:
2. Новая тема.
Определение темы и цели урока.
- О каких животных будем говорить? О разных животных.
- Как назовём тему урока? Планета животных
- Что бы вы хотели узнать о жизни животных? Выслушать ответы учащихся.
- Где можно найти информацию? В научной и художественной литературе.
- На сегодняшнем уроке и следующих уроках мы постараемся ответить на все ваши вопросы.
- Что лежит у вас на партах? Журнал.
- Кто создаёт журналы? - Хотите попробовать создать свой журнал?
Практическая работа. Форма: устный журнал.
- Я думаю, название журнала у нас уже есть. Какое? "Планета животных"
- Отправляемся на поиски материала для нашего устного журнала.
Первая страница - рубрика "Оказывается"
- В журнале "Юный натуралист" найдите показавшуюся вам интересной информацию о животных. Для своего рассказа выбирайте наиболее важную, интересную информацию об особенностях животного. Работайте в парах, а затем решите, кто из вашей группы будет выступать с наиболее интересной информацией. Учащиеся сначала работают в парах, затем в группах, по 4 человека. Выступивший учащийся получает эмблему для всей группы с надписью "Оказывается".
Вторая страница - рубрика "Тысяча диковин"
- Откройте учебник на странице 64, прочитайте информацию, помещённую на этой странице.
- Что нового узнали? Существуют животные одноклеточные и многоклеточные. Одноклеточное животное - амёба. Выставляется таблица "Простейшие". Мир животных - фауна. Выдаётся эмблема "Тысяча диковин".
Третья страница - рубрика "Почему?"
- Посмотрите видеофильм "Голубые киты", подумайте, какие вопросы можно задать по содержанию фильма. Учащиеся, задавшие вопросы, получают эмблему "Почемучка".
- Данную страничку мы продолжим на следующем уроке, когда вы выполните домашнее задание. Д.З. - Найти ответ на вопрос "Почему?". Указать источник информации.
Учащиеся выбирают карточку с вопросом. Приложение 2.
Четвёртая страница - рубрика "В лес по загадки"
- Как вы думаете, остались ли ещё какие-нибудь тайны?
- Как вы будете открывать их для себя?
-Назовите фамилии писателей, которые пишут о природе для детей.
- Н.И. Сладков отправился "в лес по загадки" и вот что он там услышал и записал в книге "Сорочьи тараторки". Диалоги "Заяц и Оляпка", "Кто как спит" читает учитель.
- Что из этих диалогов можно узнать об особенностях животных?
3. Рефлексия.
- Понравилось ли вам создавать свой журнал?
- Кто узнал что-то новое для себя?
- На все ли вопросы вы получили ответы?
- Какие источники информации можно использовать?
- Какие умения приобрели на уроке?
- Как вы думаете, чему надо продолжить учиться на следующем уроке?
- Разгадайте кроссворд, работая в группах:
1. Какие животные общаются под водой с помощью звуков? Дельфины.
2. Название одноклеточного животного. Амёба.
3. Что происходит в природе с веществами? Круговорот.
4. Что составляют клетки, связанные друг с другом? Организм.
5. Одноклеточное животное, похожее на обувную стельку. Туфелька.
- Какое ключевое слово получилось? Фауна. Приложение 3.
4. Самооценка работы учащихся.