Цели:
- развивать воображение, речь, умение работать с поэтическим произведением, совершенствовать навык чтения;
- познакомить с творчеством Ф.И.Тютчева;
- развивать чувство прекрасного, эстетический вкус, умение слушать и воспринимать эмоциональное содержание музыки;
- развивать творческое воображение, умение рисовать на заданную тему;
- расширять и активизировать словарный запас детей;
- прививать любовь к природе.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Введение в тему
Звучит грамзапись пьесы “Весна” из цикла “Времена года” П.И.Чайковского.
– Что вы услышали в музыке? Что почувствовали?
Что представили себе, пока слушали? Может быть,
кто-то узнал пьесу?
– Это Пётр Ильич Чайковский, его музыкальная
пьеса называется “Весна”.
– Вы, конечно, догадались, что я совсем не
случайно поставила эту запись.
III. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня мы приступаем к изучению новой темы
“Весна идёт! Весне дорогу!”
– Произведения, которые включены в эту тему,
рассказывают о весне, о тех явлениях природы, что
связаны с её приходом. Мы будем говорить о людях,
которые слагали стихи и рассказы об этом
удивительном времени года, будем учиться видеть
те красочные средства, которые помогают авторам
рассказать, как красива наша природа.
– О каких произведениях мы будем говорить на
ближайших уроках, можно увидеть из нашей
выставки.
Выставка книг (произведения о весне).
2. Рассказ учителя о поэте и времени его
творчества.
3. Чтение стихотворения учителем.
4. Проверка первичного восприятия.
– Что вас в стихотворении удивило?
– Что запомнилось больше всего?
– Что хотели бы услышать ещё раз?
5. Повторное чтение учащимися про себя.
6. Анализ содержания.
Вопросы учителя:
- О каком времени года это стихотворение?
- О начале или о конце весны говорится в этом стихотворении? Докажите.
- Почему зима злится?
- Как вы представляете себе, что “Весна стучится и гонит Зиму”? Расскажите.
- Сразу ли Зима ушла, увидев Весну? Что же она делала? Прочитайте.
- Как вела себя весна? Расскажите, как вы себе представляете картину борьбы Зимы с Весной. Обратите внимание на то, что поэт изображает Весну и зиму как живые существа.
- Ещё раз прочитайте стихотворение самостоятельно и подчеркните слова, которые показывают действия Весны и Зимы.
7. Игра “Внимательный читатель”
На доске появляется запись: “Весна”, “Зима”.
На карточках записаны слова, которые надо отнести либо к “Весне”, либо к “Зиме”.
Весна Зима
- Стучится
- Гонит (Зиму)
- Хохочет
- Шумит
- Умылася
- Стала румяней
- Злится
- Хлопочет
- Ворчит
- Взбесилась
- Пустила
– Почему же Ф.И.Тютчев называет весну “прекрасное дитя”, а Зиму – “злой ведьмой”?
Вопросы учебника.
8. Подготовка к выразительному чтению.
1) Чтение парами вслух.
2) Чтение по строчкам.
3) Чтение с конца стихотворения.
– Что значит прочитать стихотворение
выразительно?
– Как мы будем читать это стихотворение? Быстро,
медленно, в умеренном темпе, везде одинаково?
Тихо, громко? Грустно, весело, радостно?
9. Выразительное чтение.
Осуществляется детьми с одновременным анализом: что получилось, что нет и почему?
IV. Рисование иллюстрации к стихотворению
– Дорисуйте иллюстрации к стихотворению.
V. Подведение итогов урока
1. Вопросы учителя.
– Изучение какой новой темы мы начали сегодня
на уроке? Почему эта тема так озаглавлена? Какие
произведения будем читать?
– Какое произведение открывает эту тему? Кто
автор?
– Что можете рассказать о жизни и творчестве
Ф.И.Тютчева?
2. Выставка рисунков.
Коллективное обсуждение детских работ.
3. Анализ работы учащихся на уроке.
Выставление отметок.
Домашнее задание: выучить
стихотворение наизусть.
Примечание: интегрированный урок можно провести совместно с преподавателями изобразительного искусства и музыки (Приложение 1).