Интегрированный урок литературного чтения, музыки, изобразительного искусства. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • развивать воображение, речь, умение работать с поэтическим произведением, совершенствовать навык чтения;
  • познакомить с творчеством Ф.И.Тютчева;
  • развивать чувство прекрасного, эстетический вкус, умение слушать и воспринимать эмоциональное содержание музыки;
  • развивать творческое воображение, умение рисовать на заданную тему;
  • расширять и активизировать словарный запас детей;
  • прививать любовь к природе.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Введение в тему

Звучит грамзапись пьесы “Весна” из цикла “Времена года” П.И.Чайковского.

– Что вы услышали в музыке? Что почувствовали? Что представили себе, пока слушали? Может быть, кто-то узнал пьесу?
– Это Пётр Ильич Чайковский, его музыкальная пьеса называется “Весна”.
– Вы, конечно, догадались, что я совсем не случайно поставила эту запись.

III. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня мы приступаем к изучению новой темы “Весна идёт! Весне дорогу!”
– Произведения, которые включены в эту тему, рассказывают о весне, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом. Мы будем говорить о людях, которые слагали стихи и рассказы об этом удивительном времени года, будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают авторам рассказать, как красива наша природа.
– О каких произведениях мы будем говорить на ближайших уроках, можно увидеть из нашей выставки.

Выставка книг (произведения о весне).

2. Рассказ учителя о поэте и времени его творчества.
3. Чтение стихотворения учителем.
4. Проверка первичного восприятия.

– Что вас в стихотворении удивило?
– Что запомнилось больше всего?
– Что хотели бы услышать ещё раз?

5. Повторное чтение учащимися про себя.
6. Анализ содержания.

Вопросы учителя:

  1. О каком времени года это стихотворение?
  2. О начале или о конце весны говорится в этом стихотворении? Докажите.
  3. Почему зима злится?
  4. Как вы представляете себе, что “Весна стучится и гонит Зиму”? Расскажите.
  5. Сразу ли Зима ушла, увидев Весну? Что же она делала? Прочитайте.
  6. Как вела себя весна? Расскажите, как вы себе представляете картину борьбы Зимы с Весной. Обратите внимание на то, что поэт изображает Весну и зиму как живые существа.

  1. Ещё раз прочитайте стихотворение самостоятельно и подчеркните слова, которые показывают действия Весны и Зимы.

7. Игра “Внимательный читатель”

На доске появляется запись: “Весна”, “Зима”.

На карточках записаны слова, которые надо отнести либо к “Весне”, либо к “Зиме”.

Весна Зима
  • Стучится
  • Гонит (Зиму)
  • Хохочет
  • Шумит
  • Умылася
  • Стала румяней
  • Злится
  • Хлопочет
  • Ворчит
  • Взбесилась
  • Пустила

– Почему же Ф.И.Тютчев называет весну “прекрасное дитя”, а Зиму – “злой ведьмой”?

Вопросы учебника.

8. Подготовка к выразительному чтению.

1) Чтение парами вслух.
2) Чтение по строчкам.
3) Чтение с конца стихотворения.

– Что значит прочитать стихотворение выразительно?
– Как мы будем читать это стихотворение? Быстро, медленно, в умеренном темпе, везде одинаково? Тихо, громко? Грустно, весело, радостно?

9. Выразительное чтение.

Осуществляется детьми с одновременным анализом: что получилось, что нет и почему?

IV. Рисование иллюстрации к стихотворению

– Дорисуйте иллюстрации к стихотворению.

V. Подведение итогов урока

1. Вопросы учителя.

– Изучение какой новой темы мы начали сегодня на уроке? Почему эта тема так озаглавлена? Какие произведения будем читать?
– Какое произведение открывает эту тему? Кто автор?
– Что можете рассказать о жизни и творчестве Ф.И.Тютчева?

2. Выставка рисунков.

Коллективное обсуждение детских работ.

3. Анализ работы учащихся на уроке.

Выставление отметок.
Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.

Примечание: интегрированный урок можно провести совместно с преподавателями изобразительного искусства и музыки (Приложение 1).