В современном российском обществе все больше внимания уделяется семье. Изменились приоритеты. Отныне признается не воспитание члена общества, а воспитание и развитие индивидуальности, личности. Ушло в прошлое - когда детский сад и школы, институты считались основным местом, где воспитывался человек, где он формировался как личность. Теперь всеми признается и подчеркивается роль семьи. Именно там закладываются основы личности.
Достижение целей образования и воспитания воспитанников ДОУ предполагает самое активное участие их родителей, которые должны не только знать и понимать, что предпринимает персонал учреждения, но и продолжать, дополнять его усилия в домашних условиях. Родители - "профессия" педагогическая, но очень часто им не хватает элементарных психолого - педагогических знаний, умения найти выход из той или иной ситуации. Поэтому родители являются одним из субъектов сопровождения развития ребенка.
Целью работы нашего педагогического коллектива с семьей является создание условий для осознания родителями престижности "родительства", формирование у них умения принять на себя ответственность за воспитание и развитие своих детей.
Задачи, которые мы решаем для достижения поставленной цели:
- Создание атмосферы общности интересов и воспитательных усилий детского сада и семьи;
- Повышение психолого-педагогической культуры родителей.
- Формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей.
Работа с родителями - это целостная система и как всякая система, она строится на определенных принципах:
Принцип целенаправленности.
Любое мероприятие: беседа, лекция, выставка рисунков - должно быть направлено на достижение определенных целей. Педагоги должны знать, зачем они это делают и чего хотят достичь.
Принцип актуальности.
Тема встречи не может быть взята "с потолка", только потому, что хорошо знакома и интересна самому педагогу. А это можно выявить, проводя различные формы опроса родителей, либо интересуясь особенностями развития и взаимодействия детей в данной конкретной аудитории.
Принцип практической направленности.
Любая информация, даваемая родителям кроме теории должна содержать советы и рекомендации, т. е готовые рецепты к использованию (Н-р, в папке - передвижке "Как развивать память детей" 20 % должны занимать вопросы теоретического характера, а 80% - описание игр и упражнений по развитию памяти).
Принцип включенности родителей в процесс просвещения.
Этому способствует правильная организация пространства, активный диалог с родителями, зрительные опоры, для более полноценного восприятия (схемы, таблицы, лист ватмана с маркером для фиксации высказываний родителей, выставка фотографий, рисунков и т.п.), а так же активизация чувств, воспоминаний родителей (н-р. "погружение в детство"), которая помогает понять и почувствовать причины сегодняшнего поведения детей.
Принцип информационной открытости.
Вся информация о детях, о делах, происходящих в детском саду открыта и доступна родителям. Этому способствует своевременное оповещение о проводимых мероприятиях через рекламу, объявления, индивидуальные приглашения и информация о проведенных мероприятиях через фотомонтажи, стенгазеты, газета ДОУ;
Принцип фасцинации (от англ. - очарование) - создание интереса, "очарование родителей":
- Красочным, ярким, эстетичным оформлением материалов;
- Показом видеофрагментов из жизни ДОУ; Выступлениями детей.
- Аудиозаписью детских голосов (рассуждения на заданную тему);
Принцип этичности
Уважение к проблемам родителя, его просьбам, показ искренней заинтересованности в ребенке, его трудностях и достижениях.
Принцип культуросообразности:
- Культура внешнего вида речи и поведения педагога;
- Культура помещения, где происходит встреча с родителями.
Изменение цели в организации работы с родителями потребовало от нас тщательного отбора форм и поиска наиболее эффективных. Чаще всего старые, стандартные формы наполнялись новым содержанием.
Рассмотрим более подробно каждую из задач, конкретизируя формы и методы работы, используемые нами для их решения.
Решение первой задачи: "Создание атмосферы общности интересов и воспитательных усилий" - требует высокого уровня доверия и информированности обеих сторон. Для этой цели мы используем "наглядную пропаганду".
Информационные стенды в коридорах детского сада привлекают внимание родителей к жизни в ДОУ. Доступно, кратко, иллюстративно, с большим количеством фотографий из жизни детей освещаем основные особенности ДОУ, линии развития, рассказываем о специалистах:
Информационные стенды в группах рассказывают как живут дети, чем занимаются, как развиваются.
На доске объявлений на входе в ДОУ помещается:
- официальная информация обо всех делах в ДОУ: когда будет собрание, субботник, какие принятые решения, как они выполняются и т.п.;
- выражение признательности и гордости за участие в мероприятиях, благодарности, поздравления;
- умные мысли и высказывания - как информация к размышлению о жизни и воспитании детей.
В каждой группе имеется социальный паспорт, где оформляется обобщенная информация о педагогах, родителях, детях ( количество, интересы, традиции, успехи и достижения), помещаются фотографии, рисунки детей, грамоты и "похвальбушки", заработанные группой.
Отчетные концерты и открытые показы делают жизнь детского сада ближе, рассказывают об успехах и достижениях детей, об интересных находках специалистов в работе с детьми.
Для повышения психолого-педагогической культуры родителей наряду с традиционными формами: информация в пригрупповых стендах, папки - передвижки, - у нас появились новые, нетрадиционные.
"Родительские встречи" заменили такую форму как "родительское собрание".
Это форма группового психолого-педагогического консультирования родителей. Зародилась она в 50-е годы в США. В ее основе лежит использование закономерностей межличностного взаимодействия в группе для достижения физического и психического благополучия человека. Психологами доказано, что групповые формы способствуют более легкой ломке стереотипов поведения, а осознание наличия таких же ошибок у других родителей, помогает избежать чувства вины и направить все свои силы на искоренение ошибок, а не на "самоедство".
Существует поговорка: "Вы можете подвести лошадь к воде, но заставить пить вы ее не можете". Так и мы, можем и даем замечательные советы по воспитанию. Но родители далеко не всегда ими пользуются. Почему? Чтобы родители смогли и захотели изменить свои стереотипы в поведении и воспитании - должно измениться их сознание. Они должны понять, принять и захотеть помочь своему ребенку сами. Психологи утверждают, что это возможно только при организации эмоционально - насыщенного взаимодействия. Положительные эмоции, испытываемые в ходе взаимодействия, помогают изменить взгляды, отношения, заставляют думать, размышлять.
И так, основные отличительные черты "встреч с родителями":
- общение в режиме "партнеров": на равных, когда говорят и слушают оба, когда мнения каждого важны;
- опора на все репрезентативные системы человека при подаче теоретического характера: широко используем не только информационные материалы на слух, но и наглядность (таблицы, схемы, иллюстрации) и, конечно же, телесно - ориентированные упражнения (проживание, прочувствование помогает легче понять и освоить вопросы теоретического характера);
- тренинги умений: родители получают практический опыт, учатся тому, чего не умели раньше.
В структуре группового консультирования условно можно выделить три части.
I часть. "Введение". Его цель: снятие эмоционального напряжения у всех участников, установление доверительных отношений.
Различные психотехнические игры и упражнения: "Знакомство", "Ледоколы", подвижные и музыкально - ритмические игры, направленные на выполнение общих действий всеми частниками встречи способствуют снятию психо - эмоционального напряжения и создают ощущение единства.
II часть. "Основная", направлена на организацию эмоционально-насыщенного взаимодействия со всеми участниками встречи, повышение психолого -педагогической культуры родителей.
Для этого используются:
1. Психотехнические упражнения "Погружение" (Воспоминание о чем-то, что было в прошлом). В литературе обычно предлагается статичное, образное погружение, когда участники сидят и, закрыв глаза, вспоминают о каком-то событии. Мы же используем и динамичное погружение, когда участникам предлагается подвигаться и с помощью движений вернуться к каким-либо ощущениям и чувствам. Основная цель данного упражнения: введение в тему разговора, побуждение к обмену мнениями, к вербализации своих чувств, овладение навыками самоанализа.
2. Упражнение "Дискуссия по кругу": коллективное обсуждение, размышление, ассоциации по обсуждаемой теме. Именно этот прием помогает определить имеющийся уровень знаний, представлений по обозначенной теме у участников встречи, достичь общего мнения по теме.
3. "Мини-лекция", направленная на уточнение, систематизацию, расширение знаний, имеющихся у родителей. Основные требования: краткость и доступность изложения, иллюстрация примерами, образами, использование схем, моделей.
4. "Размышлялки" или "Решение проблемных ситуаций". Вместе с родителями размышляем, ищем выход из предложенных ситуаций, выбираем варианты ответов, угадываем по описанию, или заканчиваем рассказ. Цель приема: обогащение поведенческого репертуара родителей.
5."Телесно-ориентированные упражнения" позволяют "прожить", "прочувствовать" проблему для лучшего осознания и выработки новой стратегии поведения.
6. "Рефлексия", направленная на самопознание и самооценку помогает родителям реалистично оценить имеющиеся у них знания, умения и навыки, пережитые чувства, впечатления от встречи.
7. "Тренинги умений" развивают практические навыки и умения родителей(рисовать, лепить, фантазировать), которые помогут им в дальнейшем наладить контакт с детьми;
8. "Мини - тестирование" дает реалистичные представлений о себе, как личности и как родителе. Обратите внимание, что именно мини - тестирование, которое занимает 5-7 минут и дает общее представление о себе каждому из родителей.
9. Прием "Информация о:" формирует реальные представления родителей об обсуждаемой теме. Это может быть: анализ анкетирования или интервью с родителями и детьми, "Детский взгляд" по обсуждаемой проблеме и т. п. (Даются общие цифры без имен и фамилий).
Все приемы, перечисленные в основной части могут варьироваться, меняться местами. Их выбор и количество зависит от темы встречи.
III часть. "Заключительная" В ее ходе подводятся итоги, даются пожелания, вручаются "памятки":
"Открытая обратная связь" может проходить:
а) в форме ответов родителей на вопросы: Что нового узнали? Что показалось вам самым интересным? Чему научились? Что будете делать теперь по-другому?
б) в форме аплодисментов (Если вам понравилось вы можете похлопать, если не понравилось - потопать ногами).
в) сигнальных карточек (по типу светофора: зеленый -полезно, красный - бесполезно, желтый - не все, но что-то было полезным)
"Пожелания" ведущего даются в различных формах: слова от всего сердца стихотворение сказки легенды, афоризмы
"Памятки" предлагаются как напоминание: о чем был разговор.
С целью оптимизации детско-родительских отношений в нашем ДОУ организованы семейные тренинги "Школа счастливых родителей". Которые ведет педагог - психолог.
5 встреч с родителями и 5 встреч "дети - родители" вместе позволяют решить следующие задачи:
1.Формирование умения принимать на себя ответственность за отношения внутри семьи.
2. Обогащение опыта родителей по общению с детьми.
3. Эмоциональная поддержка родителей в уверенности в собственных педагогических возможностях.
Занятия в детско - родительском клубе "Солнечные лучики", созданном на базе групп раннего возраста, на которые приходят вместе мама (либо папа) и ребенок позволяют решить следующие задачи:
1. Снять психоэмоциональное напряжение, связанное с адаптацией детей к новым социальным условиям у детей и их родителей.
2. Оказать помощь в установлении доверительных отношений между детьми и воспитателями
3. Установить первые позитивные контакты ребенка со сверстниками.
4. Оптимизировать детско-родительские отношения.
Работа семейного клуба "Здравушка" направлена на актуализацию опыта родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни и ознакомление их со здоровьесберегающими техниками, способствующими укреплению психофизического здоровья детей. Заседания проходят в не формальной обстановке, за чашкой травяного чая. В их ходе родители обмениваются рецептами по оздоровлению и закаливанию детей, лечению простудных заболеваний, приготовлению полезных витаминных блюд, проводят собственные мастер - классы: н-р "Аптекарский огород", где р рассказывают о пользе овощных культур для здоровья и готовят полезные овощные салаты, обмениваются рецептами.
Решая задачу "Формирование активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей" следует помнить, что у разных семей разные интересы, ресурсы и образ жизни. Что подходит одной семье, не подходит другой. Т.е. планируемые мероприятия должны быть разнообразными. У нас стали традиционными следующие формы работы:
- Конференция "На пороге школы". Ежегодно учителя школ приходят в детский сад и "рекламируют" себя: рассказывают о школе, об особенностях обучения, о своих пожеланиях. Это помогает родителям в выборе школы и учителя с учетом индивидуальных особенностей детей.
- Конкурс "Ключик семейного счастья", который проводится в течение года и имеет свои этапы:
Очумелые ручки" - Выставка поделок, предметов рукоделия, самодеятельного творчества, изготовленных любым членом семьи
"Папа может все, что угодно" - музыкально - спортивное развлечение
"Мамы всякие важны" - конкурс "Миссис детского сада"
"Минута славы" - праздник семьи
Победителей определяют по итогам всех конкурсов. В конкурсе участвуют все члены семьи: мамы, папы, братья, сестры, что способствует их сближению, формированию общих интересов.
- Соревнования "Папа, мама, я - спортивная семья", которые проводятся как внутри ДОУ, так и в рамках городской программы "Любовь к спорту с детства", не только формируют привычку к здоровому образу жизни, но и сплачивают детей и родителей, создают круг общих увлечений, создают положительный эмоциональный настрой.
- "Сладкий вечер" - совместные чаепития, праздники (мамин день, папин день, праздник дня рождения), где родители вместе с детьми готовят угощение, а потом пьют чай, проводят различные конкурсы;
- Утренники, развлечения, на которых родители являются не только "зрителями", но и активными участниками, которые играют, танцуют и поют песни вместе со своими детьми.
Создание эффективной системы взаимодействия с родителями дает свои результаты:
- Дети групп раннего возраста проходят адаптационный период легче и быстрее;
- Анализ анкетирования показывает стабильно высокую степень удовлетворенности и заинтересованности родителей деятельностью ДОУ;
- Анализ посещаемости мероприятий показывает, что все больше родителей становятся их активными участниками.
А самый главный результат - это, конечно же, нормализация детско - родительских отношений: дети и родители становятся ближе и понятнее друг другу, родители начинают лучше понимать своих детей, активнее интересоваться тем, что происходит с ними в детском саду и не перекладывают ответственность за их воспитание на педагогов, а сами занимают активную позицию в вопросах воспитания и развития своих детей.