Цель: Воспитание патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
- Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
- Показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;
- Воспитывать у учащихся бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Оформление и оборудование класса:
- русские народные костюмы;
- рушник, поднос, солоничка, хлеб;
- первобытный человек, трава, зерна;
- ёлки;
- плакаты «Безделица», «Суховей», «Труд»;
- костюмы морозов (Красный и синий нос, парики, шубы);
- решето, лапти, кушак, косоворотка;
- фонограммы (русская народная мелодия, «Священная война», «Едут новосёлы» муз.. Радыгина, сл. Солохиной
Надписи с высказываниями:
- «Чудо земли - хлеб
- Есть хлеб – будет и песня.
- Хлеб – всему голова.
- Не будет хлеба – не будет обеда.
- Цена хлебу – жизнь.
- Без хлеба куска везде тоска.
- Без хлеба сыт не будешь.
- Горька работа, зато сладок хлеб.
- Пот на спине – хлеб на столе.
- Хлебом люди не шутят.
Ход классного часа
Зал украшен высказываниями о хлебе. На сцене на полу стоят колоски, в стороне зеленые елочки.
Ведущий: Сегодня, наш праздник посвящен хлебу. Хлеб! Сколько смысла в этом коротком слове! Хлеб это бесценное народное достояние, хлеб это самоотверженный труд многих людей.
Выходят девочка и мальчик в народных русских костюмах. У девочки на подносе с рушником каравай хлеба.
Мальчик: Слава миру на Земле!
Девочка: Слава Хлебу на столе!
Мальчик:
Если мы хотим кого – то
Встретить честно и с почётом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Девочка:
С караваем хлеб подносим,
Поклоняясь, отведать просим:
-Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб – соль из рук.
Ученик 1:
Пышный, мягкий, пропеченный
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шёл к тебе издалека.
Ученик 2:
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл,
В нем здоровье, наша сила
В нём - чудесное тепло
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло?
Ученик 3:
В нём земли родимой соки.
Солнца свет весёлый в нём
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём.
Ведущий:
Как ты пришёл к людям хлеб?
Это было давным-давно. Так давно, что ещё не было на свете ни бабушек, ни дедушек, ни даже прабабушек наших бабушек. Людям жилось очень трудно: они не умели приручать животных, выращивать растения, делать одежду и, чтобы не умереть с голоду, бродили по дремучим лесам и полянам в поисках съедобных трав, кореньев, плодов. На это уходило много времени и сил, голод постоянно мучил человека. И вот однажды… (инсценировка «Первобытный человек»)
Он устало бредет, понурив голову. Вдруг останавливается у дерева, рассматривает траву, срывает, кладет в рот семена. На лице его появляется улыбка, и он радостно кричит: «О – о – э!!! Чудо, какими вкусными показались семена эти человеку. Учёные предполагают, что это был дикорастущий ячмень. (первый хлеб)
А теперь послушайте сказку.
Роли исполняют дети:
- Ведущий
- Безделица
- Труд
- Человек
- Морозы
- Ветры- суховеи
Жили – были на свете Солнце, Земля, Труд. Жили, не тужили. Земля питала каждую травинку, солнышко ласкало, Труд оберегал. Но вот откуда, ни возьмись… (входит Безделица)
Безделица: Ох, люблю бездельничать! Ох, люблю. Недаром зовусь Безделицей. Больше всего не люблю Труд. Вы его, ребята, не видели?
(Появляется Труд, в руках он несет зерно)
Труд: Какое ты маленькое, а сколько в тебе добра.
Безделица набрасывается сзади на него, пытается отнять зернышко. Они борются.
Безделица: Всё равно я стану владычицей Земли. Не бывать по твоему!
Труд: Владыкой мира будет труд!
Безделица: Ха! давай позовём человека. Пусть он решит, то ли ему обливаться потом, то ли ничего не делать, полёживать в тени…
Труд : Будь, по-твоему! (Появляется человек) Вот тебе горсть зерна, сумеешь вырастить хороший урожай – принесёшь всем радость…
Безделица: А уж коли не вырастишь, коли захочется тебе (зевает) подремать да понежиться (потягивается), уж тогда мы с тобой друзьями станем.
Человек: (кланяется Труду). Спасибо тебе, батюшка Труд, я тебя не подведу! (Звучит русская народная мелодия. Он сеет зёрна)
Безделица: ну надо же! Труд верх берёт! Эх, была не была! Позову – кА я мороза, пусть заморозит всходы! Эй вы, Морозы лютые! Сюда! Сюда! На помощь!
(Вбегают Морозы)
Ведущий: Ребята, Беда может случиться! Скорее в круг! Не отдадим Морозам зеленые всходы хлеба!
Морозы: Я Мороз – Красный нос. Я Мороз – синий нос! Померяемся силой! Если мы перетянем канат – наши всходы.
(Игра «Перетягивание каната». Дети выигрывают, так как их много. Морозы убегают.)
Безделица: Ох, и бездельники эти Морозы! Ну да у меня ещё Ветры – суховеи про запас есть! Ветры! Ветры – суховеи! Отзовитесь! Появитесь! (вбегают Ветры – суховеи) Ну, суши! Ну, губи!
Человек: Нашим всходам нужна влага! В воде их спасение. Там вдали озеро. Необходимо сюда доставить как можно больше влаги! Но ветры - суховеи постараются овладеть водой, поэтому мне нужна ваша помощь!
(игра «Не пролей воду». ) На середину зала – миски с водой. Это озеро. Надо ложкой зачерпнуть воду и быстро перенести её в стакан. В чьём стакане окажется больше воды?
Ведущий: Спасибо, ребята, напоили колоски водой. Теперь бы солнышко их согрело.
Безделица: Я закрыла его тучами с градом.
Труд: Ребята, вы не знаете, как человек научился бороться с градом? Как видишь Безделица и град можно победить.
Безделица: Горе мне, горе! Ухожу я от вас! Фу, какая противная ваша сказка!
Труд:
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Ученик 4:
На свете я видела хлеба немало.
Крестьянка его из печи вынимала
И клала на стол, осеняя крестом.
Он отдыхал, накрытый холстом.
В горнице пахло сильно и сладко
Хлеб грозным казался, во имя отца
За трапезой ели его без остатка,
Ни крошки, ни корки, ломоть до конца.
Ведущий: У войны свой хлеб. Небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но ещё более необходимый в военное время. Есть только одно слово, которое равнозначно слову «хлеб». Это слово ЖИЗНЬ. Что может быть важнее хлеба?! Никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба. В музее Истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осажденного города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Живой – значит победа!
Ученик 5:
Даже не верится, что когда – то
На поле, сожженном огнём батарей
Перед атакой герои – солдаты
Делили остатки ржаных сухарей.
Ученик 6:
Корочка хлеба
Хлебная крошка,
Что – это
Много или немножко.
Ученик 7:
В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп
Шёл народ в огне сражений
За свободу и за хлеб
Значит, правильны слова
Хлеб всей жизни голова.
Ученик 8:
В дыму Ленинградское небо
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
Ученик 9:
Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной
Ученик 10:
Берегите каждый колос
Наших радостных полей
Словно песен тихий голос
Громкой родины своей!
Ученик 11:
Не хотим мы видеть чёрных
Зерен, выжженных войной
Пусть сияет нам узорный
Золотистых волн прибой.
Ученик 12:
Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы, люди,
Научитесь хлеб беречь!»
Ведущий: Слова «целина» и « хлеб» - неразделимы. Целина сегодня – это главная житница страны. В 1954 году началось историческое освоение целинных земель. Целинные земли осваивались и в нашем Оренбургском крае. Появлялись новые совхозы в Адамовском, Светлинском, Домбаровском районе. Ехали люди на целину из разных уголков нашей Родины. На целинных землях вырастали новые города, строились заводы и школы. Главной заботой целинников был хлеб.
Ученик 13:
Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,
Видишь, пробивается хлебный стебелёк,
Сколько в это зернышко вложено труда,
Знает только солнышко, ветер да вода…
Для него, для зернышка, через всю страну
Молодые ехали жить на целину.
Ведущий: В 1956 и 1959 годах Оренбургская область за большие (богатые) урожаи была удостоена высших правительственных наград 2 орденов Ленина.
Да, больших трудов стоит хлеб. Не мало сюрпризов подбрасывает и погода. То сильная сушь, то затяжные дожди. Бывает, вредители полей посягают на урожай. Одним словом 7 потов сойдет с земледельца, прежде чем зерна окажутся в закромах. Поле не терпит бездельников. Я сейчас расскажу вам басню, а вы попробуйте придумать для неё название.
На пахоте два плуга
Остановились друг против друга
Один – старообразный, ржавый
Другой – сияющий и моложавый.
Плуг старый молодому говорит:
-Смотрю я, одного мы года
И одного завода
Но у тебя блестящий вид,
А я, хоть и берег себя везде,-
Бывало, камешек на борозде,
И тот миную стороною,-
Совсем, совсем больной,
Едва скриплю, от немочи дрожа,
Нутро изъела ржа!
В тебе ж не видно изменения,
Как пух ворочаешь каменья!
В чём тут секрет?
Плуг моложавый произнес в ответ:
Я камни обходить не знал заботы,
А блеск мой – это от работы.
Ведущий: Хлеба у нас вдоволь. Посмотрите на полках магазинов пшеничный и ржаной, булочки и бублики. Это богатство – наше завоевание, наше счастье. И порой становиться обидно, что многие люди, особенно те, кто не изведал голодного лиха, не ценят хлеб. Не крохоборства ради мы ведем разговор о бережливости, а потому что бережливость – мать богатства, один из важных факторов экономического могущества нашей Родины.
Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что люди преломляют его за общей едой. Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что его раздают в годину бедствий. Вкус разделенного хлеба несравним ни с чем.
Ученик 14:
Когда за столом вы, ребята, сидите,
То помните, кто для вас хлеб создает:
Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,
Шахтёр, машинист, металлург – НАРОД.
Ученик 15: Живи так, чтобы хлеб твой был всегда честным. Запомни и скажи всем, кого знаешь, с кем дружишь: в хлебе – душа твоей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд.
Ученик 16: И ещё помни: для того чтобы хлеб был у всех сегодня, и завтра, и всегда, трудится вся страна. Судьба хлеба зависит от каждого из нас.
Ученик 17:
Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба
Нужен труд десятков рук
Взором радостным объемлю даль бескрайнюю полей
Слава тем, кто любит землю,
Тем, кто трудится на ней!
(конкурс пословиц о хлебе)
Ведущий: Святое дело вырастить хлеб. Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки. Для выпечки только одного батона требуются более 10 тысяч зерен. Сколько же надо, чтобы прокормить народ?
Если каждый человек за 1 день не доест и бросит 50 г хлеба (показывает кусочек хлеба весом 50 г) это составит по школе 20кг, по городу -200кг, то есть около 200 буханок хлеба окажутся выброшенными.
Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб – драгоценность! Им не сори!
Ученик 18:
Так повелось на моей земле:
Из года в год, из рода в род – веками
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.
Ученик 19:
Он их теплом, он их добром пропах
И с песней той, что жаворонком спета
Под синим небом в золотых хлебах
В июльский полдень солнечного лета.
Ученик 20:
Пройдется пахарь утром по жнивью
И сыну, указав рукой на поле,
Негромко молвит» Поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле!»
Ученик 21:
Ты вырастишь и через много лет
Опять сюда вернешься на рассвете
И скажешь: «Ничего дороже нет,
Чем теплый хлеб на этом белом свете!»
Давайте споем песню «Урожайная» муз. Филиппенко, сл. Волгиной