Цель урока: формировать умение вычитать дроби с одинаковым знаменателем.
Задачи:
- вывести алгоритм вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
- тренировать навыки сравнения дробей, решения текстовых задач, вычислительные навыки;
- развивать речь, мышление, внимание, интерес к математике;
- воспитывать самоконтроль, взаимоконтроль, дружбу.
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, экран, компьютер, карточки с заданием к слайдам 7,8.
Ход урока
1. Организационная часть.
Сегодня в нашей школе проходит День профилактики, поэтому нас ожидает необычный урок математики.
Нам предстоит закрепить знания, полученные на предыдущих уроках; познакомиться с новым действием, которое можно выполнять с дробями, а также повторить и узнать много интересного о правилах дорожного движения.
2. Актуализация знаний.
- Почему важно знать и соблюдать правила дорожного движения?
На экране кинопроектора Презентация <Слайд 1> .
Детей за воротами дома, школы подстерегают серьёзные опасности на дорогах. А причиной ДТП чаще всего являются сами дети, т. к. они не умеют в должной степени управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, не знают либо не соблюдают ПДД.
Вот что из этого получается:
1. Задание. Запишите в тетрадь все числа, которые встречаются в данных статистики. (Данные 2008 года)
Ежегодно во всём мире в ДТП гибнет людей больше, чем в результате военных действий.
На дорогах России каждый год страдает почти 2000 человек.
Каждый день в России под колёса автомобиля попадают более 70 детей, шестеро из которых получают смертельные травмы.
За прошлый год на дорогах Московской области погибло 65 детей.
Вторая часть (половина) всех ДТП в Московской области, которые произошли по вине детей, случились из-за перехода проезжей части в неустановленном месте
В Луховицком районе за нарушение ПДД при переходе дороги в этом году было задержано 208 детей. Участниками ДТП стало 10 детей.
- Прочитайте числовой ряд.
(2000, 70, 6, 65, 1/2, 208, 10)
- Какое число "лишнее"? Почему?
(1/2 - дробь, а остальные числа - натуральные)
- Для чего служат натуральные числа, а для чего - дроби?
(Натуральные числа служат для счёта предметов, а дроби - для выражения их частей.)
- Что называют дробью?
(Дробью называют одну или несколько равных долей целого).
- Как называется число под дробной чертой?
(Знаменатель)
- Как называется число над дробной чертой
(Числитель)
- Что показывает знаменатель?
(На сколько равных частей разделили целый предмет)
- Что показывает числитель?
(Сколько частей взяли)
2 задание. На карточках по вариантам: <Слайд 2>
1 вариант. Расставьте дроби в порядке возрастания и вы узнаете фамилию создателя первого русского автомобиля.
(1/12, 3/12, 5/12, 7/12, 8/12, 10/12, 11/12) (слово "Яковлев")
- Да, действительно, Евгений Александрович Яковлев - основоположник отечественного авто. Это удалось осуществить в 1896 году. По внешнему виду и по конструкции первый русский автомобиль напоминал автомобиль Карла Бенца, построенного на 11 лет раньше. Но точно доказано, что автомобиль Яковлева был полностью изготовлен в России.
<Слайд 3>
2 вариант. Расставьте дроби в порядке убывания и вы узнаете как называли первый русский автомобиль.
(11/12, 10/12, 8/12, 7/12, 5/12, 3/12, 1/12) (слово "самоход")
- Правильно. "Самоход вполне русского производства" - с таким заголовком вышли газеты после Всероссийской промышленной выставки, на которой был представлен автомобиль Е.А.Яковлева, прошедшей в 1896 году в городе Нижний Новгород.
Отправляемся в путь по дорогам математики на первом автомобиле. Сегодня мы впервые окажемся в роли водителей, а значит, познакомимся с новыми дорожными знаками.
- Какой знак на автомобиле предупреждает о том, что за рулём новичок?
("Учебное транспортное средство") <Слайд 4>
Сегодня мы впервые окажемся в роли водителей, а значит, познакомимся с новыми дорожными знаками. Вот один из них. <Слайд 5>
- На что указывает этот знак?
(Направление движения. "Дорога с односторонним движением")
- Какие правила должен соблюдать каждый водитель? (ПДД)
И у нас на пути ещё один знак. <Слайд 6>
- Что означает этот знак?
("Движение без остановки запрещено")
Сделаем остановку, чтобы выполнить следующее задание и узнаем, в каком году в нашей стране были введены ПДД,
Задание 3. Сравни дроби.
- Что общего у дробей, записанных в тетради?
(Одинаковый знаменатель)
- Как сравнить дроби с одинаковым знаменателем?
(Из двух дробей с одинаковым знаменателем больше та, у которой числитель больше)
- Как сравнить дроби с одинаковым числителем?
(Из двух дробей с одинаковым числителем больше та, у которой знаменатель меньше)
-Что такое проценты?
(Части величин, которые выражаются дробями со знаменателем 100)
- Сравните дроби. <Слайд 7>
- Проверьте ответы. <Слайд 8>
- Какой из них правильный? Переверните карточку.
Правильно. В 1920 году был издан декрет Совета Народных Комиссаров "Об автодвижении по г. Москве и её окрестностям", который положил начало организации автомобильного движения в России.
Задание 4.
<Слайд 9>
-Что означает знак? "Опасный поворот".
Двигаемся дальше.
Задача 1.
В населённых пунктах разрешается движение транспорта со скоростью 60 км/ч. 4/12 от этой скорости мог развивать 1-й автомобиль. С какой скоростью поедем?
- Что будем искать часть от числа или число по его части?
- Как найти часть числа?
(Нужно число разделить на знаменатель и умножить на числитель дроби)
Запишите решение самостоятельно.
(60:12*4=20 (км/ч)- скорость первого автомобиля.)
Задача 2.
1-й автомобиль мог развивать скорость до 20 км/ч., что составляет 2/11 от предельно допустимой скорости на автомагистралях. С какой скоростью можем ехать по автомагистрали?
Решите самостоятельно.
(20:2*11=110 (км/ч) - допустимая скорость на автомагистралях)
- Что искали в задаче?
- Как найти число по его части?
(Надо разделить эту часть на числитель и умножить на знаменатель дроби).
Зарядка для глаз.
- Какой знак впереди? ("Прочие опасности") <Слайд 10>
3. Постановка проблемы.
До опасного поворота мы поехали 5/12 всего пути, а после поворота - 3/12 всего пути. Какую часть пути мы проехали?
- Что известно в задаче?
- Что надо найти?
- Как найдём?
(Будем складывать дробные числа)
- Как сложить дроби с одинаковым знаменателем?
(Нужно сложить числители, а знаменатель оставить тот же).
<Слайд 11>
Решите задачу самостоятельно.
Проверка с комментированием. (5/12 проехали до поворота, 3/12 - после поворота.
5/12 + 3/12 = 8/12 - проехали всего).
Задайте такой вопрос к задаче, чтобы она решалась вычитанием.
(На сколько больше проехали до поворота, чем после?)
-Таким образом, цель урока - учиться вычитать дроби с одинаковым знаменателем.
4. Открытие нового знания.
-Как будем решать задачу?
(По аналогии с правилом сложения дробей с одинаковым знаменателем)
-Решите задачу.
(5/12 - 3/12 = 2/12 (ч) Ответ: на 2/12 первая часть пути больше.)
- Сформулируйте правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
(При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями числители вычитаем, а знаменатель остаётся неизменным)
- Прочитайте правило на странице 10 и сравните с нашим выводом.
(Они одинаковые)
На экране появляется опорная схема. <Слайд 12>
С успехом миновали опасный поворот и видим следующий дорожный знак. <Слайд 13>
- На что указывает следующий дорожный знак?
(Светофорное регулирование)
5. Физкультминутка.
Выходит ученик (ЮИД)
Светофор - это специальное устройство для подачи световых сигналов, регулирующих движение на дорогах.
Первый светофор появился на улицах Москвы в 1924 году. Он имел форму круга со стрелкой и был установлен на углу улицы Петровка и Кузнецкого моста. В то время это было самое оживлённое место движения городского транспорта. На других улицах города регулировали движение транспорта и пешеходов постовые.
Постовой стоит упрямый (шагаем на месте)
Людям машет: Не ходи! (движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)
Здесь машины едут прямо (руки перед собой)
Пешеход, ты погоди! (руки в стороны)
Посмотрите, улыбнулся (руки на пояс)
Приглашает нас идти (шагаем на месте)
Вы, машины, не спешите (хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (шагаем на месте).
6. Первичное закрепление.
- Какой знак у нас на пути? <Слайд 14>
("Опасные повороты")
с. 10 №2 - выполняется фронтально
с. 10 № 3 - фронтально
с.10 №4 - самостоятельно (проверка в парах)
7. Повторение.
1. - Какой знак перед нами? <Слайд 15>
("Круговое движение")
Решите цепочку примеров. <Слайд 16>
- Что заметили?
(Решили круговые примеры)
2. - Что означает следующий дорожный знак? <Слайд 17>
("Движение направо или налево")
Перед вами два уравнения. Выберите то, с которым вы сможете справиться. <Слайд 18>
8. Домашнее задание.
Стр. 12 № 14 - "Числовой кроссворд"
9. Итог урока. <Слайд 19>
- Какой знак перед нами?
- Наш урок подошёл к концу. Давайте подведём итоги.
- Какие задания мы сегодня выполняли?
- Что нового узнали?
- Какие задания оказались сложными?
- Что понравилось на уроке?
Оцените свою работу на уроке.
Я работал на уроке с желанием, был
уверен в себе. Мне было интересно. З |
Я работал на уроке с желанием, но не
очень уверенно, чувствовал какое-то неудобство,
волновался. Ж |
Я работал на уроке без желания,
боялся отвечать и выполнять работу. К |
А знание ПДД оценит наш сегодняшний гость (Выступление инспектора ДПС).
Список использованной литературы:
- Л.Г. Петерсон. Математика. 4 класс: Методические рекомендации для учителей. Издательство "Ювента", 2007г.
- В.И. Ковалько. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. "ВАКО", 2004г.