Интегрированный урок (математика + ОБЖ) "Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. ПДД" по программе "Школа–2100". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: формировать умение вычитать дроби с одинаковым знаменателем.

Задачи:

  • вывести алгоритм вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
  • тренировать навыки сравнения дробей, решения текстовых задач, вычислительные навыки;
  • развивать речь, мышление, внимание, интерес к математике;
  • воспитывать самоконтроль, взаимоконтроль, дружбу.

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, экран, компьютер, карточки с заданием к слайдам 7,8.

Ход урока

1. Организационная часть.

Сегодня в нашей школе проходит День профилактики, поэтому нас ожидает необычный урок математики.

Нам предстоит закрепить знания, полученные на предыдущих уроках; познакомиться с новым действием, которое можно выполнять с дробями, а также повторить и узнать много интересного о правилах дорожного движения.

2. Актуализация знаний.

- Почему важно знать и соблюдать правила дорожного движения?

На экране кинопроектора Презентация <Слайд 1> .

Детей за воротами дома, школы подстерегают серьёзные опасности на дорогах. А причиной ДТП чаще всего являются сами дети, т. к. они не умеют в должной степени управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, не знают либо не соблюдают ПДД.

Вот что из этого получается:

1. Задание. Запишите в тетрадь все числа, которые встречаются в данных статистики. (Данные 2008 года)

Ежегодно во всём мире в ДТП гибнет людей больше, чем в результате военных действий.

На дорогах России каждый год страдает почти 2000 человек.

Каждый день в России под колёса автомобиля попадают более 70 детей, шестеро из которых получают смертельные травмы.

За прошлый год на дорогах Московской области погибло 65 детей.

Вторая часть (половина) всех ДТП в Московской области, которые произошли по вине детей, случились из-за перехода проезжей части в неустановленном месте

В Луховицком районе за нарушение ПДД при переходе дороги в этом году было задержано 208 детей. Участниками ДТП стало 10 детей.

- Прочитайте числовой ряд.

(2000, 70, 6, 65, 1/2, 208, 10)

- Какое число "лишнее"? Почему?

(1/2 - дробь, а остальные числа - натуральные)

- Для чего служат натуральные числа, а для чего - дроби?

(Натуральные числа служат для счёта предметов, а дроби - для выражения их частей.)

- Что называют дробью?

(Дробью называют одну или несколько равных долей целого).

- Как называется число под дробной чертой?

(Знаменатель)

- Как называется число над дробной чертой

(Числитель)

- Что показывает знаменатель?

(На сколько равных частей разделили целый предмет)

- Что показывает числитель?

(Сколько частей взяли)

2 задание. На карточках по вариантам: <Слайд 2>

1 вариант. Расставьте дроби в порядке возрастания и вы узнаете фамилию создателя первого русского автомобиля.

(1/12, 3/12, 5/12, 7/12, 8/12, 10/12, 11/12) (слово "Яковлев")

- Да, действительно, Евгений Александрович Яковлев - основоположник отечественного авто. Это удалось осуществить в 1896 году. По внешнему виду и по конструкции первый русский автомобиль напоминал автомобиль Карла Бенца, построенного на 11 лет раньше. Но точно доказано, что автомобиль Яковлева был полностью изготовлен в России.

<Слайд 3>

2 вариант. Расставьте дроби в порядке убывания и вы узнаете как называли первый русский автомобиль.

(11/12, 10/12, 8/12, 7/12, 5/12, 3/12, 1/12) (слово "самоход")

- Правильно. "Самоход вполне русского производства" - с таким заголовком вышли газеты после Всероссийской промышленной выставки, на которой был представлен автомобиль Е.А.Яковлева, прошедшей в 1896 году в городе Нижний Новгород.

Отправляемся в путь по дорогам математики на первом автомобиле. Сегодня мы впервые окажемся в роли водителей, а значит, познакомимся с новыми дорожными знаками.

- Какой знак на автомобиле предупреждает о том, что за рулём новичок?

("Учебное транспортное средство") <Слайд 4>

Сегодня мы впервые окажемся в роли водителей, а значит, познакомимся с новыми дорожными знаками. Вот один из них. <Слайд 5>

- На что указывает этот знак?

(Направление движения. "Дорога с односторонним движением")

- Какие правила должен соблюдать каждый водитель? (ПДД)

И у нас на пути ещё один знак. <Слайд 6>

- Что означает этот знак?

("Движение без остановки запрещено")

Сделаем остановку, чтобы выполнить следующее задание и узнаем, в каком году в нашей стране были введены ПДД,

Задание 3. Сравни дроби.

- Что общего у дробей, записанных в тетради?

(Одинаковый знаменатель)

- Как сравнить дроби с одинаковым знаменателем?

(Из двух дробей с одинаковым знаменателем больше та, у которой числитель больше)

- Как сравнить дроби с одинаковым числителем?

(Из двух дробей с одинаковым числителем больше та, у которой знаменатель меньше)

-Что такое проценты?

(Части величин, которые выражаются дробями со знаменателем 100)

- Сравните дроби. <Слайд 7>

- Проверьте ответы. <Слайд 8>

- Какой из них правильный? Переверните карточку.

Правильно. В 1920 году был издан декрет Совета Народных Комиссаров "Об автодвижении по г. Москве и её окрестностям", который положил начало организации автомобильного движения в России.

Задание 4.

<Слайд 9>

-Что означает знак? "Опасный поворот".

Двигаемся дальше.

Задача 1.

В населённых пунктах разрешается движение транспорта со скоростью 60 км/ч. 4/12 от этой скорости мог развивать 1-й автомобиль. С какой скоростью поедем?

- Что будем искать часть от числа или число по его части?

- Как найти часть числа?

(Нужно число разделить на знаменатель и умножить на числитель дроби)

Запишите решение самостоятельно.

(60:12*4=20 (км/ч)- скорость первого автомобиля.)

Задача 2.

1-й автомобиль мог развивать скорость до 20 км/ч., что составляет 2/11 от предельно допустимой скорости на автомагистралях. С какой скоростью можем ехать по автомагистрали?

Решите самостоятельно.

(20:2*11=110 (км/ч) - допустимая скорость на автомагистралях)

- Что искали в задаче?

- Как найти число по его части?

(Надо разделить эту часть на числитель и умножить на знаменатель дроби).

Зарядка для глаз.

- Какой знак впереди? ("Прочие опасности") <Слайд 10>

3. Постановка проблемы.

До опасного поворота мы поехали 5/12 всего пути, а после поворота - 3/12 всего пути. Какую часть пути мы проехали?

- Что известно в задаче?

- Что надо найти?

- Как найдём?

(Будем складывать дробные числа)

- Как сложить дроби с одинаковым знаменателем?

(Нужно сложить числители, а знаменатель оставить тот же).

<Слайд 11>

Решите задачу самостоятельно.

Проверка с комментированием. (5/12 проехали до поворота, 3/12 - после поворота.

5/12 + 3/12 = 8/12 - проехали всего).

Задайте такой вопрос к задаче, чтобы она решалась вычитанием.

(На сколько больше проехали до поворота, чем после?)

-Таким образом, цель урока - учиться вычитать дроби с одинаковым знаменателем.

4. Открытие нового знания.

-Как будем решать задачу?

(По аналогии с правилом сложения дробей с одинаковым знаменателем)

-Решите задачу.

(5/12 - 3/12 = 2/12 (ч) Ответ: на 2/12 первая часть пути больше.)

- Сформулируйте правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

(При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями числители вычитаем, а знаменатель остаётся неизменным)

- Прочитайте правило на странице 10 и сравните с нашим выводом.

(Они одинаковые)

На экране появляется опорная схема. <Слайд 12>

С успехом миновали опасный поворот и видим следующий дорожный знак. <Слайд 13>

- На что указывает следующий дорожный знак?

(Светофорное регулирование)

5. Физкультминутка.

Выходит ученик (ЮИД)

Светофор - это специальное устройство для подачи световых сигналов, регулирующих движение на дорогах.

Первый светофор появился на улицах Москвы в 1924 году. Он имел форму круга со стрелкой и был установлен на углу улицы Петровка и Кузнецкого моста. В то время это было самое оживлённое место движения городского транспорта. На других улицах города регулировали движение транспорта и пешеходов постовые.

Постовой стоит упрямый (шагаем на месте)
Людям машет: Не ходи! (движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)
Здесь машины едут прямо (руки перед собой)
Пешеход, ты погоди! (руки в стороны)
Посмотрите, улыбнулся (руки на пояс)
Приглашает нас идти (шагаем на месте)
Вы, машины, не спешите (хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (шагаем на месте).

6. Первичное закрепление.

- Какой знак у нас на пути? <Слайд 14>

("Опасные повороты")

с. 10 №2 - выполняется фронтально

с. 10 № 3 - фронтально

с.10 №4 - самостоятельно (проверка в парах)

7. Повторение.

1. - Какой знак перед нами? <Слайд 15>

("Круговое движение")

Решите цепочку примеров. <Слайд 16>

- Что заметили?

(Решили круговые примеры)

2. - Что означает следующий дорожный знак? <Слайд 17>

("Движение направо или налево")

Перед вами два уравнения. Выберите то, с которым вы сможете справиться. <Слайд 18>

8. Домашнее задание.

Стр. 12 № 14 - "Числовой кроссворд"

9. Итог урока. <Слайд 19>

- Какой знак перед нами?

- Наш урок подошёл к концу. Давайте подведём итоги.

- Какие задания мы сегодня выполняли?

- Что нового узнали?

- Какие задания оказались сложными?

- Что понравилось на уроке?

Оцените свою работу на уроке.

Я работал на уроке с желанием, был уверен в себе. Мне было интересно.

З

Я работал на уроке с желанием, но не очень уверенно, чувствовал какое-то неудобство, волновался.

Ж

Я работал на уроке без желания, боялся отвечать и выполнять работу.

К

А знание ПДД оценит наш сегодняшний гость (Выступление инспектора ДПС).

Список использованной литературы:

  1. Л.Г. Петерсон. Математика. 4 класс: Методические рекомендации для учителей. Издательство "Ювента", 2007г.
  2. В.И. Ковалько. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. "ВАКО", 2004г.

Приложение.