Цели и задачи:
- Познакомить детей с понятием "лексика" и ее ролью в языке.
- Учить детей подбирать синонимы и антонимы, использовать их в речи.
- Обогащать словарный запас детей.
- Развивать грамотную и связную речь, учить отвечать полными ответами;
- Воспитывать интерес и любовь к родному языку.
Оборудование: иллюстрации с изображением зимнего леса, толковые словари В.Даля, С.Ожегова, словарь синонимов и антонимов, карточки для работы в парах.
Ход урока
Орг.момент.
Сообщение темы урока.
- Я вам прочитаю стихотворение, а вы догадайтесь, что у меня в руке.
Спускаются с неба и в вальсе кружатся,
На землю тихонько, неслышно ложатся.
Под снежным покровом земля засыпает,
На солнце покров огоньками сверкает.
А с неба всё падают эти пушинки:
Зовут их и нежно, и снежно:::.(снежинки)
- Вспомните, какие снежинки вы видели и опишите их, используя прилагательные.
-Сегодня мы отправимся в сказочную снежную страну, а как она называется, вы узнаете, отгадав этот ряд. Буквы перепутались.
КЕСЛИКА
- В прошлый раз мы были в гостях у Фонетики. Что такое Фонетика?
А сегодня мы отправляемся в гости к Лексике. Что же такое Лексика, ваши предположения?
-Верны ли они мы узнаем во время урока.
Работа по теме.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Запишите тему сегодняшнего урока- "Лексика". Посмотрите, как пишется это слово.
- Мы отправляемся в путь. На чем зимой можно отправиться в лес?
- Но сани не поедут, пока мы не охарактеризуем это слово, т.е. не сделаем фонетический разбор (у доски и в тетрадях).
- Мы садимся в сани и мчимся через волшебный лес.
(стихотворение об осеннем лесе).
Славная Осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит.
Около леса, как в мягкой постели
Выспаться можно - покой и простор! -
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер:
Н.А. Некрасов
- О каком лесе это стихотворение?
-Мы превратим его в зимний. Расскажите о зимнем лесе по картинкам на доске. Что нам помогло изменить лес? (стихотворение о зимнем лесе).
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Ф.И.Тютчев
-Мы доехали до ворот замка. Здесь нас встречают министры: Синонимы и Антонимы.
- Кто же они такие? А зачем они нужны?
Игра "Летающий синоним".
- Я бросаю мячик, а вы называете синонимы к данному слову.
Сердечный, светлый, секретный, смелый, сумрачный::
Игра "Летающий антоним".
- Я называю слово, а вы антоним.
Трусливый, кислый, темный, пасмурный, тесный:..
-Задание в тетради. Закончи пословицу, добавив антоним.
Доброе дело лечит, а (злое)- калечит.
Веревка хороша длинная, а речь - (короткая).
Осенью дни ненастные, а весной - (ясные).
Родная сторона- мать, а (чужая)- мачеха.
Платье хорошо новое, а друг (старый).
- Объясни значение.
- Помочь нам подбирать синонимы и антонимы поможет специальный словарь
(показ словаря синонимов и антонимов).
- А если мы не знаем значения слова, к какому словарю можно обратиться? (показ толковых словарей).
Подберите антоним и синоним к слову "большой".
Самая большая книга находится в Америке. Ее высота 3 метра, ширина-1 метр. А самая маленькая - в Санкт-Петербурге. Она меньше, чем спичечный коробок. Это книга "Басни Крылова".
На доске картинки.
-Выпишите в тетрадь только те слова, к которым можно подобрать синоним.
Лошадь
Собака
Месяц
Яблоко
Лев
Пальто
- Запишите слова вместе с синонимом.
Наш язык постоянно обогащается, появляются новые слова, заимствованные из других языков, есть устаревшие слова, которые мы можем встретить в произведениях Пушкина, Толстого, Лермонтова.
-Запишем в тетрадь в столбик слова:
Лоб-
Глаз-
Губы-
Щеки-
Палец-
-Как назывались эти части лица, а так же "палец" раньше? (чело, око, уста, ланиты, перст)
-От какого слова образовалось слово "наперсток"?
-Такие устаревшие слова называются "Архаизмы".
Вот этим всем-развитием языка, словарным запасом слов, красотой нашей речи, синонимами и антонимами, архаизмами - управляет царица Лексика.
Работа в парах.
-У вас на партах карточки с заданием. Выполните его в парах.
синоним | Задуманное слово | антоним |
смелый | ||
старый | ||
светлый | ||
студеный |
Итог урока.