Цели:
- Образовательные – повторить, обобщить, систематизировать материал темы. Создать условия контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений.
- Развивающие – способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
- Воспитательные – воспитывать интерес к математике и ее приложениям, активность, мобильность, умение общаться, общую культуру.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Методы обучения: личностно-ориентированные, поисково-исследовательский, тестовая проверка уровня знаний, работа по опорным схемам, по обобщающей схеме, системные обобщения, самопроверка, взаимопроверка.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, парная.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, лист учета знаний, системно-обобщающая схема.
План:
- Организационный момент – 2 мин.
- Устная работа – 8 мин.
- Систематизация умений и навыков – 18 мин.
- Дифференцированная самостоятельная работа – 10 мин.
- Проверка самостоятельной работы – 4 мин.
- Итог урока – 3 мин.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Сегодня у нас заключительный урок по теме “Метод промежутков для уравнений и неравенств”. Повторяем, обобщаем, приводим в систему изученные виды, типы, методы и приемы решения уравнений и неравенств методом интервалов.
Перед вами стоит задача – показать свои знания и умения по решению уравнений и неравенств методом интервалов.
Метод интервалов использует свойство функций. Какое? (Непрерывность.)
Функция, непрерывная в каждой точке интервала, будет непрерывна на всем интервале. Непрерывная на интервале функция сохраняет постоянный знак в каждой точке интервала. Это свойство и легло в основу метода интервалов. Нули функции разбивают область определения функции на промежутки, в каждом из которых функция сохраняет постоянный знак. Определяя знак в одной произвольной точке интервала, делаем вывод о знаке функции на всем интервале. Этот метод используют при решении уравнений с модулем и при решении неравенств.
2. Работа устно
I. Выберите промежутки непрерывности данных функций:
1. у = log(x2 + 3x)
a)
б)
в)
г) .
2. у =
а)
б)
в)
г)
II. Найди ошибку:
1.
Решение:
2.
Решение:
3.
Решение:
4.
Решение:
III. Полезно знать:
III. Работа по индивидуальным карточкам:
а) Найдите рациональные корни уравнения
1) 1 2) 4 3) -4 4) 1+ 4
б) Найдите сумму корней уравнения
1) -1
2) - 3
3) 0
4) 2
в) Решите неравенство
1)
2)
3)
4)
г) Решите неравенство
1) (6;8)
2) (-1; 6)(6 ; 8)
3) (- 1; 8)
4) (8 ; + ).
2. Систематизация умений и навыков
Цель: привести в систему умения и навыки по типам и методам решения уравнений и неравенств методом интервалов.
1. На доске написаны уравнения и неравенства, которые необходимо решить с помощью метода интервалов. Одному варианту для решения дано уравнение с модулями, второму – неравенство с модулями, один человек у доски решает неравенство самостоятельно, другой решает самостоятельно на месте по индивидуальной карточке.
I вариант
II вариант
индивидуальное задание у доски:
Задание по индивидуальной карточке:
2. Проверка решений на доске, а также индивидуальных заданий:
I вариант
Ответ:
II вариант
Ответ:
Задание у доски
Ответ:
Задание по карточке
Ответ:
3. Второй блок заданий для решения на доске и по индивидуальной карточке на месте:
I вариант
II вариант
Индивидуальное задание на доске:
Индивидуальное задание для работы на месте:
4. Проверка решений:
I вариант
Ответ:
II вариант
Ответ:
На доске:
Ответ:
На месте:
Ответ:
4. Дифференцированная самостоятельная работа
1. Контролирующая самостоятельная работа с проверкой в классе. Два человека решают на обратной стороне доски, все остальные в тетрадях.
I вариант
II вариант
Индивидуальное задание из ЕГЭ: найдите сумму наибольшего и наименьшего целого числа, входящего в область определения функции у = arcsin
(
2. Проверка заданий:
I вариант
Ответ: (-6;-1) (1 ; 2 ).
II вариант
Ответ: (-9; - 4) (-2 ; 2 ) (5 ; 9 )
Задание из ЕГЭ
Ответ: 6
5. Подведение итогов урока
Закрепили метод промежутков при решении
уравнений и неравенств.
Выставление оценок за работу на уроке.