Окончание имен прилагательных мужского, женского и среднего рода единственного числа в именительном падеже

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока: формирование у учащихся навыка определения рода имени прилагательного, закрепление знаний об окончаниях прилагательных мужского, женского и среднего рода единственного числа в именительном падеже, применение этих знаний на практике.

Задачи урока:

  • обучающие – отработка алгоритма определения рода имени прилагательного; упражнение в написании окончаний имён прилагательных единственного числа в именительном падеже;
  • развивающие – развитие памяти, быстроты реакции;
  • воспитательные – воспитание бережного отношения к русскому языку, любви к природе.

Оборудование: компьютерная презентация к уроку.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Сообщение темы урока.

Тема урока записана на доске. Объявление темы урока.

3. Чистописание.

На доске:

оро
оло

– Запишите в тетрадях на одной строке сочетание букв оро, на второй – сочетание букв оло.

Вспомните словарные слова-названия птиц, в которых есть эти сочетания букв. (Воробей, ворона, сорока, соловей).

– Запишите на следующей строке.

– Проверим.

Приложение. Слайд 1, 2, 3, 4.

4. Разминка.

Восстановите устойчивые выражения, которые используются для того, чтобы речь была точной, выразительной и красивой.

Приложение. Слайд 5, 6, 7, 8.

Приложение. Слайд 9.

– Найдите и прочитайте два устойчивых выражения с одинаковым смыслом. (Как корова языком слизала. Пропал, как молодой месяц).

– Когда так говорят?

– Произнесите ещё раз третье и четвёртое выражения. (Чёрная работа. Тёпленькое местечко).

– Близки они по смыслу или противоположны?

– Что означает выражение “чёрная работа”?

– Как понимаете выражение “тёпленькое местечко”?

– Спишите то выражение, в котором есть прилагательное с одним из сочетаний букв оро или оло.

– Какое выражение записали? (Пропал, как молодой месяц).

5. Упражнение в определении рода имени прилагательного.

1) Приложение. Слайд 9 (продолжение работы).

– Найдите в записанном вами выражении имя прилагательное. Произнесите его

с существительным, с которым оно связано по смыслу.

– Как определяем род прилагательного? (Отвечающий должен воспроизвести алгоритм определения рода имени прилагательного: находим существительное, с которым связано прилагательное, определяем род существительного, значит, в этом же роде употреблено и прилагательное).

– Определите род прилагательного, выделите окончание.

– Назовите ещё словосочетания с прилагательными. (Чёрная работа, тёпленькое местечко).

– Запишите их. Определите род прилагательных, выделите окончания.

– Какие окончания у прилагательных мужского рода?

– Женского рода?

– Среднего рода?

Приложение. Слайд 10. (Учитель показывает этот слайд после ответов учащихся

на вопросы, приведённые выше).

2) Приложение. Слайд 11.

– Запомните слова в том порядке, каком они представлены на экране. (Упражнение направлено на тренировку быстроты реакции и развитие памяти. На запоминание отводится около минуты. Далее учитель закрывает этот слайд. Можно показать слайд 12 – пустой).

– Запишите прилагательное, которое было на экране последним, вместе с существительным, подходящим по смыслу;

– запишите прилагательное, которое употреблено в женском роде, вместе с существительным;

– вспомните прилагательное, которое согласуется с существительным “утро”, запишите это словосочетание;

– вспомните и запишите первое прилагательное с подходящим по смыслу существительным.

– А теперь проверим. Какое словосочетание записали первым?

– Какое словосочетание записали вторым?

– Какое словосочетание записали третьим (с существительным “утро”)?

– Какое словосочетание записали последним? Приложение. Слайд 13. (Учитель показывает этот слайд после ответов учащихся на вопросы, приведённые выше).

– Какая часть слова изменяется у прилагательных?

– Выделите окончания прилагательных. С чем связано изменение у прилагательных окончания? (С изменением по родам).

– У какого из данных прилагательных нельзя определить род? (Весенние).

– Почему? (У прилагательных во множественном числе род определить нельзя).

– Определите род прилагательных в единственном числе. (При проверке отвечающий должен воспроизвести рассуждение, т. е. как определил род прилагательного).

Физминутка.

3) Работа с текстом.

– Послушайте несколько предложений.

Весна в лесу

Хороша ранняя весна в лесу! Ласково светит весеннее солнце. Лёгкие облака украшают голубое небо. Слышна чудесная трель птиц. Смолой запахли душистые почки. Появилась молодая травка. Выглянул голубенький подснежник. С пригорка зажурчал говорливый ручеёк.

– Можно ли эти предложения назвать текстом? (Можно).

– Почему? (В данном тексте несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу; есть заголовок, отражающий тему текста).

– Задание: я читаю по одному предложению, а вы находите и записываете прилагательные вместе с существительными, и у прилагательных в единственном числе определяете род, выделяете окончания. (Учащиеся выполняют последовательно за учителем данное задание, по одному ученику учитель вызывает к доске).

– Подберите антоним к слову “ранняя”. Приложение. Слайд 14. (Слайд демонстрируется после ответа учащегося).

– Подберите антоним к слову “лёгкие”. Приложение. Слайд 15. (Слайд демонстрируется после ответа учащегося).

– Подберите синоним к слову “душистые”. Приложение. Слайд 16. (Слайд демонстрируется после ответов учащихся).

– Какое получится предложение, если вместо слова “душистые” употребить слово “пахучие”?

– Красивое предложение?

– Почему?

– Итак, какие окончания у прилагательных мужского рода?

– Женского рода?

– Среднего рода? Приложение. Слайд 17. (Учитель показывает этот слайд после ответов учащихся на вопросы, приведённые выше).

– Как определить род имени прилагательного?

– Найдите в тексте прилагательное, обозначающее оттенок основного цвета. (Голубенький).

– Почему в тексте употребили словосочетание “голубенький подснежник”, а не “голубой подснежник”? (Чтобы передать более прозрачный оттенок подснежника).

– Подберите синонимы к названию цвета “голубой”. (Лазурный, небесный – цвет весеннего неба, весенних облаков).

– А какого цвета бывает небо в пасмурную погоду? Отгадать вам помогут оттенки этого цвета: мышиный, свинцовый, пепельный. Приложение. Слайд 18.

– А цвет солнца – жёлтый. Подберите прилагательные-синонимы, обозначающие оттенки этого цвета. (Лимонный, золотой, песочный, канареечный, янтарный, соломенный, яичный, шафрановый или шафранный). Приложение. Слайд 19. (Учитель показывает этот слайд после ответов учащихся).

– Послушайте ещё раз последнее предложение:

С пригорка зажурчал говорливый ручеёк.

– Найдите существительное, употреблённое в родительном падеже.

– Запишите в именительном падеже. (Пригорок).

4) Работа с однокоренными словами.

– Из данных слов выберите и запишите к слову “пригорок” однокоренные:

Горит, гора, пригорюнился, горка, горный. Приложение. Слайд 20.

– Какие записали слова? Приложение. Слайд 21. (Учитель показывает этот слайд после ответов учащихся).

– Почему эти слова однокоренные?

– Почему слова “горит” и “пригорюнился” не являются однокоренными к слову “пригорок”?

– А между собой?

– Что означает слово “пригорюнился”?

– Из записанных однокоренных слов найдите прилагательное.

– Подумайте, с каким существительным сочетается это прилагательное. Назовите словосочетание. (Горный козёл, горный воздух).

– Горный воздух, – какой это воздух?

– Запишите: горный воздух. Укажите род прилагательного, выделите окончание.

– Замените существительное мужского рода на существительные женского и среднего рода, измените окончания прилагательных. Какие получились словосочетания? (Горная река, горное озеро).

– Запишите.

– Горная река, – какая это река по своему течению (бурная или спокойная)?

– Укажите род, выделите окончания прилагательных.

– А теперь проверим.

– Со словосочетанием “горная река” составьте предложение, в котором есть противопоставление. Приложение. Слайд 22.

(Горная река бурная, а равнинная – спокойная). Приложение. Слайд 23. (Учитель показывает этот слайд после ответов учащихся).

6. Итог урока.

– Над какой темой работали?

– Как изменяются прилагательные?

– В каком числе изменяются прилагательные по родам?

– Как определить род прилагательных?

– Какие окончания у прилагательных мужского рода?

– Женского рода?

– Среднего рода? Приложение. Слайд 24. (Учитель показывает этот слайд после ответов учащихся).

7. Выставление отметок за урок.

8. Домашнее задание.

Использованная литература:

  1. http://images.yandex.ru/Воробей
  2. http://images.yandex.ru/Ворона
  3. http://images.yandex.ru/Сорока
  4. http://images.yandex.ru/Соловей
  5. http://www.edudic.ru/sin/1129/