Цели урока: формирование у учащихся навыка определения рода имени прилагательного, закрепление знаний об окончаниях прилагательных мужского, женского и среднего рода единственного числа в именительном падеже, применение этих знаний на практике.
Задачи урока:
- обучающие – отработка алгоритма определения рода имени прилагательного; упражнение в написании окончаний имён прилагательных единственного числа в именительном падеже;
- развивающие – развитие памяти, быстроты реакции;
- воспитательные – воспитание бережного отношения к русскому языку, любви к природе.
Оборудование: компьютерная презентация к уроку.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Сообщение темы урока.
Тема урока записана на доске. Объявление темы урока.
3. Чистописание.
На доске:
оро
оло
– Запишите в тетрадях на одной строке сочетание букв оро, на второй – сочетание букв оло.
– Вспомните словарные слова-названия птиц, в которых есть эти сочетания букв. (Воробей, ворона, сорока, соловей).
– Запишите на следующей строке.
– Проверим.
Приложение. Слайд 1, 2, 3, 4.
4. Разминка.
– Восстановите устойчивые выражения, которые используются для того, чтобы речь была точной, выразительной и красивой.
Приложение. Слайд 5, 6, 7, 8.
Приложение. Слайд 9.
– Найдите и прочитайте два устойчивых выражения с одинаковым смыслом. (Как корова языком слизала. Пропал, как молодой месяц).
– Когда так говорят?
– Произнесите ещё раз третье и четвёртое выражения. (Чёрная работа. Тёпленькое местечко).
– Близки они по смыслу или противоположны?
– Что означает выражение “чёрная работа”?
– Как понимаете выражение “тёпленькое местечко”?
– Спишите то выражение, в котором есть прилагательное с одним из сочетаний букв оро или оло.
– Какое выражение записали? (Пропал, как молодой месяц).
5. Упражнение в определении рода имени прилагательного.
1) Приложение. Слайд 9 (продолжение работы).
– Найдите в записанном вами выражении имя прилагательное. Произнесите его
с существительным, с которым оно связано по смыслу.
– Как определяем род прилагательного? (Отвечающий должен воспроизвести алгоритм определения рода имени прилагательного: находим существительное, с которым связано прилагательное, определяем род существительного, значит, в этом же роде употреблено и прилагательное).
– Определите род прилагательного, выделите окончание.
– Назовите ещё словосочетания с прилагательными. (Чёрная работа, тёпленькое местечко).
– Запишите их. Определите род прилагательных, выделите окончания.
– Какие окончания у прилагательных мужского рода?
– Женского рода?
– Среднего рода?
Приложение. Слайд 10. (Учитель показывает этот слайд после ответов учащихся
на вопросы, приведённые выше).
2) Приложение. Слайд 11.
– Запомните слова в том порядке, каком они представлены на экране. (Упражнение направлено на тренировку быстроты реакции и развитие памяти. На запоминание отводится около минуты. Далее учитель закрывает этот слайд. Можно показать слайд 12 – пустой).
– Запишите прилагательное, которое было на экране последним, вместе с существительным, подходящим по смыслу;
– запишите прилагательное, которое употреблено в женском роде, вместе с существительным;
– вспомните прилагательное, которое согласуется с существительным “утро”, запишите это словосочетание;
– вспомните и запишите первое прилагательное с подходящим по смыслу существительным.
– А теперь проверим. Какое словосочетание записали первым?
– Какое словосочетание записали вторым?
– Какое словосочетание записали третьим (с существительным “утро”)?
– Какое словосочетание записали последним? Приложение. Слайд 13. (Учитель показывает этот слайд после ответов учащихся на вопросы, приведённые выше).
– Какая часть слова изменяется у прилагательных?
– Выделите окончания прилагательных. С чем связано изменение у прилагательных окончания? (С изменением по родам).
– У какого из данных прилагательных нельзя определить род? (Весенние).
– Почему? (У прилагательных во множественном числе род определить нельзя).
– Определите род прилагательных в единственном числе. (При проверке отвечающий должен воспроизвести рассуждение, т. е. как определил род прилагательного).
Физминутка.
3) Работа с текстом.
– Послушайте несколько предложений.
Весна в лесу
Хороша ранняя весна в лесу! Ласково светит весеннее солнце. Лёгкие облака украшают голубое небо. Слышна чудесная трель птиц. Смолой запахли душистые почки. Появилась молодая травка. Выглянул голубенький подснежник. С пригорка зажурчал говорливый ручеёк.
– Можно ли эти предложения назвать текстом? (Можно).
– Почему? (В данном тексте несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу; есть заголовок, отражающий тему текста).
– Задание: я читаю по одному предложению, а вы находите и записываете прилагательные вместе с существительными, и у прилагательных в единственном числе определяете род, выделяете окончания. (Учащиеся выполняют последовательно за учителем данное задание, по одному ученику учитель вызывает к доске).
– Подберите антоним к слову “ранняя”. Приложение. Слайд 14. (Слайд демонстрируется после ответа учащегося).
– Подберите антоним к слову “лёгкие”. Приложение. Слайд 15. (Слайд демонстрируется после ответа учащегося).
– Подберите синоним к слову “душистые”. Приложение. Слайд 16. (Слайд демонстрируется после ответов учащихся).
– Какое получится предложение, если вместо слова “душистые” употребить слово “пахучие”?
– Красивое предложение?
– Почему?
– Итак, какие окончания у прилагательных мужского рода?
– Женского рода?
– Среднего рода? Приложение. Слайд 17. (Учитель показывает этот слайд после ответов учащихся на вопросы, приведённые выше).
– Как определить род имени прилагательного?
– Найдите в тексте прилагательное, обозначающее оттенок основного цвета. (Голубенький).
– Почему в тексте употребили словосочетание “голубенький подснежник”, а не “голубой подснежник”? (Чтобы передать более прозрачный оттенок подснежника).
– Подберите синонимы к названию цвета “голубой”. (Лазурный, небесный – цвет весеннего неба, весенних облаков).
– А какого цвета бывает небо в пасмурную погоду? Отгадать вам помогут оттенки этого цвета: мышиный, свинцовый, пепельный. Приложение. Слайд 18.
– А цвет солнца – жёлтый. Подберите прилагательные-синонимы, обозначающие оттенки этого цвета. (Лимонный, золотой, песочный, канареечный, янтарный, соломенный, яичный, шафрановый или шафранный). Приложение. Слайд 19. (Учитель показывает этот слайд после ответов учащихся).
– Послушайте ещё раз последнее предложение:
С пригорка зажурчал говорливый ручеёк.
– Найдите существительное, употреблённое в родительном падеже.
– Запишите в именительном падеже. (Пригорок).
4) Работа с однокоренными словами.
– Из данных слов выберите и запишите к слову “пригорок” однокоренные:
Горит, гора, пригорюнился, горка, горный. Приложение. Слайд 20.
– Какие записали слова? Приложение. Слайд 21. (Учитель показывает этот слайд после ответов учащихся).
– Почему эти слова однокоренные?
– Почему слова “горит” и “пригорюнился” не являются однокоренными к слову “пригорок”?
– А между собой?
– Что означает слово “пригорюнился”?
– Из записанных однокоренных слов найдите прилагательное.
– Подумайте, с каким существительным сочетается это прилагательное. Назовите словосочетание. (Горный козёл, горный воздух).
– Горный воздух, – какой это воздух?
– Запишите: горный воздух. Укажите род прилагательного, выделите окончание.
– Замените существительное мужского рода на существительные женского и среднего рода, измените окончания прилагательных. Какие получились словосочетания? (Горная река, горное озеро).
– Запишите.
– Горная река, – какая это река по своему течению (бурная или спокойная)?
– Укажите род, выделите окончания прилагательных.
– А теперь проверим.
– Со словосочетанием “горная река” составьте предложение, в котором есть противопоставление. Приложение. Слайд 22.
(Горная река бурная, а равнинная – спокойная). Приложение. Слайд 23. (Учитель показывает этот слайд после ответов учащихся).
6. Итог урока.
– Над какой темой работали?
– Как изменяются прилагательные?
– В каком числе изменяются прилагательные по родам?
– Как определить род прилагательных?
– Какие окончания у прилагательных мужского рода?
– Женского рода?
– Среднего рода? Приложение. Слайд 24. (Учитель показывает этот слайд после ответов учащихся).
7. Выставление отметок за урок.
8. Домашнее задание.
Использованная литература:
- http://images.yandex.ru/Воробей
- http://images.yandex.ru/Ворона
- http://images.yandex.ru/Сорока
- http://images.yandex.ru/Соловей
- http://www.edudic.ru/sin/1129/