Изучение оптических систем

Разделы: Физика


Тип учебного занятия: урок применения знаний.

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная):

  • сформировать новые понятия: оптическая система;
  • закрепить ранее пройденный материал «Линза. Формула тонкой линзы. Оптическая сила линзы»;
  • освоить приемы построения изображений с помощью вспомогательных лучей и фокальной плоскости;
  • отработать умение применять формулу тонкой линзы.

Задачи общеучебные:

  1. Формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий.
  2. Формирование умения и навыка аналитического и критического мышления.
  3. Развитие навыков исследовательской деятельности.
  4. Формирование умения поставить задачу и ее решить, оценить полученный результат.
  5. Формирование навыков самоконтроля.

Задачи развивающие:

  1. Работать над формированием умений сравнивать, делать выводы.
  2. Работать над развитием монологической речи.

Оборудование:

  • компьютерный класс с установленным ПО и ЦОР: «Физика 7-11 », ООО «Физикон»,1996-2001;
  • проектор, интерактивная доска, презентация «Изучение оптических систем» (см. Приложение 1).

Дидактические материалы к учебному занятию:

Ход учебного занятия

Этап занятия Время Цель Компетенции Формы Используемые ЦОР
Знания Умения
I. Организационный момент. 3 минуты. Повторить пройденный материал и подготовить уч-ся к восприятию новой темы. Линза.

Изображения в линзе.

  Беседа. Приложение 1 Слайды 1-5
Деятельность учителя Деятельность ученика
Приветствует уч-ся, проверяет готовность к уроку, озвучивает планы на урок:

«Телескоп, фотоаппарат, диапроектор, бинокль и микроскоп… Все это оптические приборы, довольно часто встречающиеся нам в жизни. Вспомните, как можно, используя одну лишь собирающую линзу, получить изображения: увеличенное или уменьшенное, действительное или мнимое? Заглянув внутрь оптических приборов, мы обнаружим там не одну линзу, а некую систему оптических деталей. Даже глаз человека – довольно сложная оптическая система.

Цель нашего занятия:

  1. Изучить оптическую систему, состоящую из двух линз.
  2. Научиться строить изображение предмета в системе, состоящей из двух линз.
  3. Отработать умение применять формулу тонкой линзы к оптической системе.

На уроке мы выполним практическую работу. Работать будем по плану:

  1. Дадим теоретическое обоснование работы.
  2. Выполним построения и расчеты.
  3. Проверим решенные задачи на компьютерной модели.
  4. Подведем итоги.
Приветствуют учителя, прослушивают речь учителя о планах на урок, отвечают на вопросы учителя.
Этап занятия Время Цель Компетенции Формы Используемые ЦОР
Знания Умения
II. Теоретическое обоснование работы. 15 минут. Дать теоретическое обоснование работы.

Вывести формулы.

Отработать навыки построения в линзах.

Линза.

Формула тонкой линзы.

Оптическая сила линзы.

Построение изображений в линзе.

Вывод формул.

Лекция теоретического конструирования.

Самост. работа с частичной проверкой.

Слайды 6-10

Деятельность учителя Деятельность ученика
На уроке мы рассмотрим три случая комбинации двух линз:
  1. Две собирающие линзы, расстояние между которыми больше суммы их фокусных расстояний.
  2. Две собирающие линзы, расстояние между которыми меньше суммы их фокусных расстояний.
  3. Собирающая и рассеивающая линза.

В каждом случае необходимо построить изображение предмета в системе линз, дать характеристики изображения, рассчитать расстояние до изображения от системы и поперечное увеличение, даваемое системой.

Решим задачу (см. Приложение 1). Начнем с построения.

Один человек строит изображение на интерактивной доске, проговаривая все этапы построения.

После этого построение учащегося проверяется (по щелчку мыши появляются лучи).

Затем учитель предлагает другой вариант построения с помощью вспомогательных лучей и предлагает учащимся произвести построение №1 в бланке, предложенным учителем способом (см. Приложение 3).

Далее учитель выводит с помощью класса формулы, необходимые для решения задачи.

Учащиеся производят построение №1 в бланке, предложенным учителем способом. Далее записывают в бланк необходимые для решения задачи формулы.
Этап занятия Время Цель Компетенции Формы Используемые ЦОР
Знания Умения
III. Практическая работа. 15 минут. Освоить приемы работы с лучами, идущими не параллельно главной оптической оси, построение с помощью вспомогательных лучей и фокальной плоскости, отработать умение применять формулу тонкой линзы. Линза.

Формула тонкой линзы.

Оптическая сила линзы.

Построение изображений в линзе.

Вывод формул.

Практическая работа. «Физика7-11». ООО «Физикон», 1996-2001.

Модель «Система из двух линз».

Деятельность учителя Деятельность ученика
Предлагает учащимся выполнить построения на бланке для второго и третьего случаев. Учащиеся выполняют работу по вариантам согласно инструкции для выполнения работы, в бланке вычислений записывают необходимые расчеты (см. Приложение 2). Учитель следит за выполнением работы, оказывает помощь учащимся.

При необходимости можно произвести проверку построения по слайдам 11-12.

Производят построение в бланках, выполняют вычисления, проверяют правильность выполнения на компьютерной модели.
Этап занятия Время Цель Компетенции Формы Используемые ЦОР
Знания Умения
IV. Итог урока. 5 минут. Сделать выводы из работы, подвести итоги урока, задать домашнее задание. Линза.

Формула тонкой линзы.

Оптическая сила линзы.

Беседа. Слайды 13-15
Деятельность учителя Деятельность ученика
Организует анализ работы (см. вопросы в приложении 1). Подводит итоги урока, выставляет отметки, формулирует домашнее задание: Стр. 162, задача №6, № 43.12 №43.13. Отвечают на вопросы.

Сдают бланки с работами. Осмысливают и записывают домашнее задание.

Литература:

  1. «Физика: 11 класс с углубленным изучением.» Под редакцией А.А.Пинского, О.Ф.Кабардина, -М.: Просвещение, 2005.