Тип учебного занятия: урок применения знаний.
Цели (образовательная, развивающая, воспитательная):
- сформировать новые понятия: оптическая система;
- закрепить ранее пройденный материал «Линза. Формула тонкой линзы. Оптическая сила линзы»;
- освоить приемы построения изображений с помощью вспомогательных лучей и фокальной плоскости;
- отработать умение применять формулу тонкой линзы.
Задачи общеучебные:
- Формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий.
- Формирование умения и навыка аналитического и критического мышления.
- Развитие навыков исследовательской деятельности.
- Формирование умения поставить задачу и ее решить, оценить полученный результат.
- Формирование навыков самоконтроля.
Задачи развивающие:
- Работать над формированием умений сравнивать, делать выводы.
- Работать над развитием монологической речи.
Оборудование:
- компьютерный класс с установленным ПО и ЦОР: «Физика 7-11 », ООО «Физикон»,1996-2001;
- проектор, интерактивная доска, презентация «Изучение оптических систем» (см. Приложение 1).
Дидактические материалы к учебному занятию:
- инструкция к практической работе (см. Приложение 2);
- бланк для записи результатов работы (см. Приложение 3).
Ход учебного занятия
Этап занятия | Время | Цель | Компетенции | Формы | Используемые ЦОР | |
Знания | Умения | |||||
I. Организационный момент. | 3 минуты. | Повторить пройденный материал и подготовить уч-ся к восприятию новой темы. | Линза. Изображения в линзе. |
Беседа. | Приложение 1 Слайды 1-5 | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||
Приветствует уч-ся, проверяет
готовность к уроку, озвучивает планы на урок:
«Телескоп, фотоаппарат, диапроектор, бинокль и микроскоп… Все это оптические приборы, довольно часто встречающиеся нам в жизни. Вспомните, как можно, используя одну лишь собирающую линзу, получить изображения: увеличенное или уменьшенное, действительное или мнимое? Заглянув внутрь оптических приборов, мы обнаружим там не одну линзу, а некую систему оптических деталей. Даже глаз человека – довольно сложная оптическая система. Цель нашего занятия:
На уроке мы выполним практическую работу. Работать будем по плану:
| Приветствуют учителя, прослушивают речь учителя о планах на урок, отвечают на вопросы учителя. | |||||
Этап занятия | Время | Цель | Компетенции | Формы | Используемые ЦОР | |
Знания | Умения | |||||
II. Теоретическое обоснование работы. | 15 минут. | Дать теоретическое
обоснование работы. Вывести формулы. Отработать навыки построения в линзах. |
Линза. Формула тонкой линзы. Оптическая сила линзы. |
Построение изображений в
линзе. Вывод формул. |
Лекция теоретического
конструирования. Самост. работа с частичной проверкой. |
Слайды 6-10 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||
На уроке мы
рассмотрим три случая комбинации двух линз:
В каждом случае необходимо построить изображение предмета в системе линз, дать характеристики изображения, рассчитать расстояние до изображения от системы и поперечное увеличение, даваемое системой. Решим задачу (см. Приложение 1). Начнем с построения. Один человек строит изображение на интерактивной доске, проговаривая все этапы построения. После этого построение учащегося проверяется (по щелчку мыши появляются лучи). Затем учитель предлагает другой вариант построения с помощью вспомогательных лучей и предлагает учащимся произвести построение №1 в бланке, предложенным учителем способом (см. Приложение 3). Далее учитель выводит с помощью класса формулы, необходимые для решения задачи. |
Учащиеся производят построение №1 в бланке, предложенным учителем способом. Далее записывают в бланк необходимые для решения задачи формулы. | |||||
Этап занятия | Время | Цель | Компетенции | Формы | Используемые ЦОР | |
Знания | Умения | |||||
III. Практическая работа. | 15 минут. | Освоить приемы работы с лучами, идущими не параллельно главной оптической оси, построение с помощью вспомогательных лучей и фокальной плоскости, отработать умение применять формулу тонкой линзы. | Линза.
Формула тонкой линзы. Оптическая сила линзы. |
Построение изображений в
линзе. Вывод формул. |
Практическая работа. | «Физика7-11». ООО «Физикон», 1996-2001.
Модель «Система из двух линз». |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||
Предлагает
учащимся выполнить построения на бланке для второго и третьего случаев.
Учащиеся выполняют работу по вариантам согласно инструкции для
выполнения работы, в бланке вычислений записывают необходимые расчеты
(см. Приложение 2). Учитель следит за выполнением работы, оказывает помощь
учащимся.
При необходимости можно произвести проверку построения по слайдам 11-12. |
Производят построение в бланках, выполняют вычисления, проверяют правильность выполнения на компьютерной модели. | |||||
Этап занятия | Время | Цель | Компетенции | Формы | Используемые ЦОР | |
Знания | Умения | |||||
IV. Итог урока. | 5 минут. | Сделать выводы из работы, подвести итоги урока, задать домашнее задание. | Линза. Формула тонкой линзы. Оптическая сила линзы. |
Беседа. | Слайды 13-15 | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||
Организует анализ работы (см. вопросы в приложении 1). Подводит итоги урока, выставляет отметки, формулирует домашнее задание: Стр. 162, задача №6, № 43.12 №43.13. | Отвечают на
вопросы.
Сдают бланки с работами. Осмысливают и записывают домашнее задание. |
Литература:
- «Физика: 11 класс с углубленным изучением.» Под редакцией А.А.Пинского, О.Ф.Кабардина, -М.: Просвещение, 2005.