Цель: Введение звука [Ш] в слоги и слова.
Задачи:
- Обучающие: Продолжать учить правильно произносить звук [Ш] в слогах и словах, умение характеризовать звук. Вырабатывать чёткие движения и правильные положения органов артикуляционного аппарата при произнесении звука [Ш]. Формировать направленную воздушную струю.
- Коррекционные: Развить артикуляционную моторику речедвигательного аппарата, мелкую моторику кистей и пальцев рук, фонематический слух, зрительное восприятие.
- Воспитательные: Создать эмоционально приподнятое настроение и условия для максимальной реализации потребности ребенка в речевом общении с педагогом и сверстниками. Привить навыки самоконтроля при выполнении упражнений, артикуляции звука, умение слушать произносимую речь.
Оборудование: Мягкая игрушка "Крош", рюкзак с сюрпризом и карточками-символами с заданиями, массажный шарик с пружинками (Су-Джок терапия), картинки со звуком [Ш] и без него, компьютер, диск с программой "Домашний логопед. Практический курс", дыхательный тренажер "Бабочки".
Ход занятия
1. Орг. момент. Сюрпризный момент.
- Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришел гость. Скажи кто это? Назови его друзей. Как назвать их всех одним словом? Крош пришел к нам на занятие не просто, а принёс с собой задания в виде вот таких карточек. Крош еще не умеет писать и изобразил задания в виде рисунков. Попробуем их выполнить?
2. Артикуляционная гимнастика "Зарядка с Язычком".
-Как ты думаешь, какое первое задание приготовил нам Крош? Правильно, это артикуляционная гимнастика. Крош и его друзья каждое утро выполняют зарядку. Хочешь узнать какую зарядку делает Крош? Тогда слушай и помогай мне рассказывать, но не словами, а язычком.
Все ребята по порядку
Утром делают зарядку.
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.
-Решил язычок сделать зарядку.
Потянул он резиночку ("Заборчик").
Затем он стал крутить обруч ("Бублик").
Устал Язычок и лег на матрасик ("Лопатка").
Прогнул свою спинку ("Чашечка").
З. Упражнение на развитие длительной, направленной воздушной струи и интонационной выразительности речи: "Бабочки".
- Крош очень любит играть с бабочками. Посмотри, какое задание приготовил Крош. Правильно, мы будем учиться правильно дуть, но не просто так, а на бабочки, чтобы они полетели.
4. Самомассаж кистей и пальцев рук "Шарик".
- Какое у нас следующее задание? Что нарисовано на карточке? Будем разминать пальчики волшебным мячиком.
5. Уточнение артикуляции и характеристика звука [Ш].
-Полина, следующее задание очень трудное. Крош просит нас рассказать о звуке [Ш]. Произнеси этот звук. Скажи, что происходит с нашим язычком, при произнесении звука. Что происходит с губами? Полина, а звук [Ш] гласный или согласный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой? Каким цветом обозначается?
6. Игра на развитие фонематического слуха "Мы со звуком [Ш] играем".
- Крош, предлагает нам поиграть со звуком [Ш]. Перед тобой лежат картинки. Я тебе буду читать звучалку, а ты выбирай картинки со словами которые услышишь и отложи их в сторону. Готова? Я начинаю:
Мы со звуком Ш играем
И картинки называем:
Карандаш, машина, книжка,
Шляпа, бабушка, малышка,
Ландыш, дедушка, подушка,
Мишка, шорты и лягушка.
-Какие картинки ты отобрала? Назови их. Какой звук общий в этих словах? Повтори еще раз слова со звуком [Ш], четко выделяя его. Молодец!
7. Работа с ноутбуком по программе "Домашний логопед. Практический курс". Игра на автоматизацию звука в слогах и словах "Звуковичок".
-Что изображено на следующей карточке, как ты думаешь? Правильно, это компьютер. Поиграем в компьютер. Я буду нажимать на кнопку, а ты повторяй за голосом, четко выделяя звук [Ш] в чистоговорках:
Ша - ша - ша - Маша больно хороша.
Шо - шо - шо - это будет хорошо.
Шу - шу - шу - я собачку причешу.
Ши - ши - ши - побежали в камыши.
8. Итог занятия.
- Скажи, какой звук мы с тобой сегодня проговаривали?
- Вспомни слова, в которых встречается звук [Ш]?
9. Подведение результатов деятельности ребенка на занятии. Сюрпризный момент.
- Посмотри, остались ли еще карточки? Что изображено на карточке? Крошу очень понравилось как ты занималась и он тебе принес маленький подарок в своем рюкзачке. Засунь в рюкзак руку и угадай, что там лежит? Крошу пора возвращаться. Мы его еще позовем на занятие?