Цели:
- Закрепить понятие, почему некоторые согласные называют непроизносимыми, какие согласные бывают непроизносимыми, как проверить их правописание, уметь определять тему урока, формулировать цели и задачи.
- Развивать речь, мышление, навыки грамотного написания слов с непроизносимыми согласными, умения подбирать проверочные слова, применять свои знания в нестандартной ситуации
- Воспитывать интерес к предмету, формировать умение работать в команде, аккуратность, самостоятельность
Ход урока
I. Организационный момент.
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растёт.
Я как, разведчик, всё замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов (а) к работе.
Работаю.
Вашему вниманию предлагаю загадки:
СЛАЙД №2
1. День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
/сердце/
СЛАЙД №3
2. Не огонь, а больно жжёт.
Не фонарь, а ярко светит.
/солнце/
СЛАЙД№4
3. Сделал шаг - стал ростом выше.
Так "дорос" до самой крыши.
А потом назад пошел -
К росту прежнему пришел.
/лестница/
Что объединяет все эти загадки?/в отгадках слова с непроизносимой согласной/
- Спасибо!
- О чём вам говорит этот слайд?
СЛАЙД №5
Что это за буквы?
/Звуки этих букв при произношении не произносятся/
СЛАЙД №6
Как думаете, над какой темой мы будем продолжать работать?
/Правописание непроизносимых согласных в словах/
Я надеюсь, что вы постараетесь показать приобретённые знания по этой теме, умения подбирать проверочные слова. Будем развивать наблюдательность, свою речь, обогащать словарный запас.
Как не ошибиться в написании слов с непроизносимой согласной?
СЛАЙД № 7
II. Самостоятельная работа.
Прочитайте слова, что общего в этих словах?/непроизносимая согласная/
Извес?ный, гиган?ский, влас?ный, чес?ный, доблес?ный, праз?ник.
Записать слова, вставить пропущенные орфограмм. Устно подобрать проверочные слова.
Встретились трудности при подборе проверочных слов? /праздник/
-Как думаете, что это за слово? /словарное/, а что оно обозначает?
Однажды суффикс и корень поспорили между собой. Суффикс утверждает, что это его орфограмма, а корень, что его. Кто же из них прав? Я думаю, вы сможете разрешить спор, если послушаете историю происхождения этого слова. Оно произошло от древнерусского слова праздь, что означало нерабочий день. В этой части заключено значение, значит, в какой части слова вставляли букву? (В корне)
Запишите это слово в словарики и запомните его написание.
СЛАЙД№ 9
-Составьте из слов предложение.
будни, и, праздник, ленивому, в
Ленивому и в будни праздник.
Что это за предложение? Какой вид литературного жанра?
Запишите пословицу и запомните.
Сейчас вы будете работать в группах. Помните - важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь не только личный результат, но и результат работы всей группы, приведет к успеху всего класса.
СЛАЙД № 10
III. Творческие задания (Внутригрупповая дискуссия, самопроверка, взаимопроверка, взаимопомощь)
- А сейчас, творческое задание. У каждой группы на карточках даны предложения. Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными. Можно пользоваться карточками - подсказками, чтобы проконтролировать свое решение. В тетради записать предложения.
ДЕВИЗ: Вместе мыслить интересней!
Мы сотрудничаем вместе!
Позади веселое лето. Прошла красивая золотая осень. Стоят дождливые дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.
- ненастные
- поздней
- яростный
- радостное
- чудесная
В лесу страшная грязь. Желтые и алые листья уже потемнели. Они лежат на земле отвратительной скользкой массой. Ночью редко можно увидеть необыкновенное в огнях небо.
- красные
- безобразной
- прекрасное
- звездное
- ужасная
Голубой свод скрывают серые тучи. Привет, утреннее солнышко! Но зря низкое светило хочет удержать теплую погоду. Часто случаются ночные заморозки - первые посланцы близкой зимы.
- небесный
- здравствуй
- напрасно
- солнце
- вестники
Сегодня самый волшебный утренник глубокой осени. На аллеях группы людей сгребают огромные охапки листьев. Природа напевает прощальную тихую мелодию.
- чудесный
- праздник
- поздней
- гигантские
- песню
Прочитайте, что у вас получилось. Объясните написание слов с непроизносимыми согласными.
Ребята, а сейчас проведем тестирования, определим уровень наших знаний.
IV. ТЕСТ
I. В КАКОЙ СТРОЧКЕ ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАНЫ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА?
1. ЧУДЕСНЫЙ - ЧУДО
2. ОКРЕСТНОСТЬ - ОКРЕСТНЫЙ
3. ПРЕЛЕСТНЫЙ - ПРЕЛЕСТИ
4. ПРЕКРАСНЫЙ - ПРЕКРАСНО
II. В КАКОЙ СТРОЧКЕ ВСЕ СЛОВА С ОШИБКАМИ?
1. ЗДРАВСТВУЙТЕ МЕСТНЫЙ ЯСНЫЙ
2. МЕС . НЫЙ ОКРЕС . НОСТЬ ЧУС . ТВА
3. КАПУСНЫЙ СОНЦЕ СЧАСТЛИВЫЙ4.ПОЗНИЙ КРАСНЫЙ ЛЕСНИЦА
III. КАКИЕ НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ НУЖНО ПРОВЕРЯТЬ В СЛОВАХ?
1. Л Д
2. Л Д Т
3. Л Д Т В
4. Л П Д Т
IV. ВЫБЕРИ ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО К ПРИЛАГАТЕЛЬНОМУ ПОЗДНИЙ
1. ПОЗДНЯЯ
2. ПОЕЗДА
3. ПОЗДНО
4. ОПОЗДАЛ
V. В КАКОМ СЛОВЕ ДОПУЩЕНА ОШИБКА?
1. КАПУСНЫЙ
2. ВКУСНЫЙ
3. ПРАЗДНИЧНЫЙ
VI. НАЙДИТЕ СЛОВО С НЕПРОИЗНОСИМОЙ СОГЛАСНОЙ
1. ЛЕС...НИЦА
2. ЗАПАС...ЛИВЫЙ
3. НАПРАС...НЫЙ
4. ИНТЕРЕС...НЫЙ
VII. В КАКОЙ СТРОЧКЕ ВСЕ СЛОВА ПИШУТСЯ С "Т"?
1. ЗВЕЗ...НЫЙ ПРАЗ...НИК СЕР...ЦЕ
2. ИЗВЕС...НЫЙ ЯРОС...НЫЙ ГРУС...НЫЙ
3. ЧУДЕС...НЫЙ ОПАС...НЫЙ
4. ЧЕС...НЫЙ СЧАС...ЛИВЫЙ ЯС...НЫЙ
VIII. НАЙДИТЕ СЛОВА С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ
1. ТРОСТНИК МЕСТНЫЙ
2. ДОРОЖКА ПОДРУЖКА
3. ЗЕЛЕНЫЙ ГОЛОСИСТЫЙ
4. ЛИМОННЫЙ АККУРАТНЫЙ
САМОПРОВЕРКА тестирования
СЛАЙД № 19
V. Итог.
-Какие задачи решали на уроке?
-Что удалось? Не удалось?
Как не ошибиться в написании слов с непроизносимой согласной?
Порой в словах встречаются
Ужасные согласные.
Они не произносятся,
И что писать, не ясно нам:
Чтобы знать, как писать
Надо слово изменять.
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
Кто чувствовал себя нужным на уроке? Почему?
СЛАЙД № 20.
Домашнее задание.
По выбору с.118 упр.233; с.122.упр 243
Спасибо за совместный труд.
Мои пожелания:
Будьте как, солнце красивыми!
Будьте ПРЕЛЕСТНЫМИ, милыми!
Между собою ЧЕСТНЫМИ!
Будьте всегда СЧАСТЛИВЫМИ!