Роль общения с родной природой в духовно-нравственном развитии дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм.
С лесами, тянувшими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток.
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда.
Будь сердцем чуток.
Не оскверняй её святынь.

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Воспитание любви к своей Родине. А с чего начинается Родина? Вот как по-разному выражают свои чувства великие поэты.

Тихая моя Родина!
Ивы, река, соловьи. Н. Рубцов

Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что разгадать не могу. С. Есенин.

Опять она, родная сторона,
С ее земным и благодатным летом
Да, только здесь могу я быть поэтом. Н. Некрасов.

А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а душистые поля, а розовая весна и золотистая осень, разве не они были нашими воспитателями.

Во всех этих словах мы слышим признание в любви, чувство восторга, восхищения.

Вы хотите научить ребенка быть патриотом, любить Родину, тогда научите его чувствовать красоту природы и восторгаться ею. Такие рекомендации давал великий педагог В. А. Сухомлинский.

И мы присоединяемся к мысли известного педагога, что ребенок восхищается тем, что видит перед собой и все, чему он учится, вызывает отклик в его душе. Понятно, что многие впечатления еще не осознаны глубоко, но если они пропущены через детское восприятие, то они играют огромную роль в становлении личности патриотизма.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ и ощущение неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство страны. Задачи, стоящие перед педагогами детского сада по воспитанию патриотизма так же многогранны:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, краю;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городе, крае в котором живет;
  • знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижение страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам и их традициям.

Все эти задачи по формированию патриотизма и воспитанию любви к Родине решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в совместной трудовой деятельности, в быту, на экскурсиях.

Одной из них является формирование бережного отношения к природе и всему живому. Действительно, вся жизнь ребенка в детском саду проникнута любовью к семье, дому, детскому саду, улице, городу, краю. Одним из мощнейших стимулом для развития патриотизма является природа. И философия света нашего сада неразрывно связана с философией природы. Тем более что для этого у нас созданы все условия.

На участке нашего детского сада находятся:

  • березовый парк (естественный, большой, красивый)
  • разнообразные цветники;
  • огороды для каждой группы, где выращиваются картофель, укроп, черемша, мята, клубника;
  • кустарники;
  • альпийские горки;
  • экологическая тропа;
  • стадион, на котором занятия проводятся круглый год.

Три четверти занятий по формированию экологической культуры проводятся на природе "Под голубыми небесами" и в совместной трудовой деятельности.

Конечно, для успешной работы необходимо:

  • непосредственное участие ребенка в процессе;
  • продвижению от опыта к знанию;
  • использование народного опыта непосредственно в жизни детей;
  • усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями и сотрудниками.

И мы всей страной "Семицветик", которая живет в Апатитах, с аппетитом занимаемся:

  • озеленением территории, работаем в цветнике, высаживаем цветочную рассаду, выращиванием ромашки в подарок нашим выпускникам, гостям, а так же для пациентов Хосписа в Дни милосердия, работаем на огороде: сажаем картофель, укроп, лук, черемшу, мяту и собираем урожай, выращиваем, наблюдаем и собираем лекарственные травы Хибин на альпийских горках;
  • целевыми прогулками: "В лес, полный радостных чудес", в городской парк "Аллея могучих лиственниц", в парк Академии наук "И на Севере цветут яблони";
  • подготовкой и проведением летних праздников.

Именно так ребенок не только видит, слышит, осязает окружающий мир, он сам участник, автор, садовник, строитель. Это создает у него более яркие эмоционально-насыщенные, запоминающиеся образы. И ребенок чувствует, что детский сад - это второй дом. И этот дом надо любить, ухаживать, беречь и быть в нем хозяином. Так зарождаются нежные нравственные чувства не только к семье, к дому, а и ко второму дому детскому саду.

Жизнь детского сада наполнена разнообразным опытом по работе с детьми в природе и по воспитанию всесторонне развитой личности. А мне бы хотелось подробнее остановиться на летней работе в природе.

Что может быть удивительней для ребенка, чем наше короткое, разноцветное лето.

Северное лето это много света.
Это горы, это лес.
Это тысячи чудес.

Как прекрасна, интересна, необычна, познавательна, волшебна, ароматна, удивительна северная природа летом. Тут не только у ребенка, а и у взрослого захватывает дух. Наполненные живым цветом, ароматом, звуком, разноцветной палитрой меняющейся почти ежедневно. Желтой, когда одуванчики сплошным солнечным ковром украшают город, а за ними разноцветные страницы синего, васильки, незабудки, колокольчики, а затем розовые царственные свечи душистого иван-чая. И каждый день пропитан разноцветным, разнообразным содержанием. Ни один день не похож на другой. Да чего только не происходит в жизни детского сада летом:

  • Физкультурные досуги;
  • Дни театра;
  • Литературные гостиные;
  • Музыкальные калейдоскопы и угадай мелодии;
  • Экскурсии, целевые прогулки;
  • Экологические развлечения.

Летние праздники.

А какое же лето без праздников. Это еще одно богатейшее средство патриотического и духовно-нравственного воспитания. Еще К.Д. Ушинский говорил, что праздник для детей означает совсем не то, что для взрослых,- ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Летние праздники наиболее радостны для детей. В основном они проводятся на природе, и ребенок начинает ощущать себя частью природы, непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, запоминающиеся образы, а значит, закладываются первые ростки патриотического воспитания. Много праздников летом. Каждый решает свои задачи.

Классификация летних праздников:

Физкультурные - направлены на укрепление здоровья, воспитание физических качеств, приобщению к здоровому образу жизни, формированию интереса к спорту:

  • "Летние Малые Олимпийские Игры",
  • "Мой Веселый Звонкий Мяч",
  • "Бегай, прыгай и играй - свое здоровье укрепляй",
  • "Делай, как я, делай, как мы, делай лучше нас".

Календарные - направлены на расширение представлений детей о государственных праздниках, развивающие чувство сопричастности к народным торжествам:

01.06-День защиты детей,

05.06-День охраны окружающей среды,

06.06-Пушкинский день России, "На золотом крыльце сидели",

12.06-День независимости России,

17.06-День мед. работника,

05.07-День железнодорожника,

12.07-День строителя,

08.07-Всероссийский день семьи, любви и верности,

25.07-День авиации,

08.08-День рыбака,

15.08-День металлурга.

Православные - направлены на духовное воспитание ребенка, знакомство с православными традициями, знакомство с культурно-историческим наследием:

Троицын день - праздник русской березки,

07.07-День Ивана Купала или День летнего солнцестояния,

14.08-Медовый спас,

19.08-Яблочный спас,

29.08-Ореховый спас.

Бытовые и семейные - направлены формирование потребности творчески поводить свободное время, занимаясь различной деятельностью:

  • "Карнавал Цветов",
  • "Божья коровка и ее друзья"
  • "Праздник одуванчиков" - фирменный знак нашего лета.
  • "Вот оно какое, наше лето"
  • "Что бы лето не кончалось".

Издавна на Руси было принято, чтобы долгая череда будничных дней, взрывалась бурным праздником. Мы поддерживаем эту традицию и каждую неделю планируем и разрабатываем мини-сценариий праздника или развлечения. Подбираем легенды, песни, стихи, игры, загадки ведь в них воплощена народная культура в доступной для дошкольника форме, обязательно обращаемся за помощью к родителям, бабушкам и дедушкам.

Праздник русской березки. Глубокий след оставляет он в душе ребят. Специально для улицы выполнены костюмы: сарафаны, рубахи. "Из веточек березовых мы заплетем Венок, корою бело-розовой украсим кузовок" с каким удовольствием водят ребята хороводы, украшают березки лентами, лоскутками, участвуют в "Конкурсе загадок", много нового узнают о бересте и, конечно же, попробуют березовый сок и ватрушки.

А знаете ли вы, как превратить песочницу в тридевятое царство в тридесятое государство или как любой участок превратить в театральную гостиную? Полюбуйтесь, пожалуйста. Смотри и вслушивайся маленький человек это сказки А. С. Пушкина. Так наши малыши осваивают основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Кто знает? Возможно, после праздника одуванчика Родина для кого-то из наших воспитанников начинается с этого маленького, солнечного цветка. Как были удивлены ребята, что этот цветок таит в себе столько интересного.

Самый яркий праздник лета "Карнавал цветов". Это самый красивый, пестрый и ароматный праздник. Готовясь к нему, мы подбираем стихи, песни, загадки, игры и легенды. Ребята приходят в восторг узнав, что каждый цветок - это упавшая с неба звезда. А какие удивительные костюмы создают родители для этого праздника.

Говоря о летних праздниках нельзя не вспомнить "Яблочный Спас". Как много ребята узнали о народных традициях, как пополнилась наша "Копилка народной мудрости".

- От одного порченого яблока загнивает целый воз.

А сможете ли вы ответить на вопросы сказочной викторины о яблоках?

Какой волшебный предмет заменял в сказке телевизор?

Что подарила злая мачеха своей падчерице в сказке А.С.Пушкина?

Какие волшебные фрукты в сказках могли обернуть старых людей молодыми?

Быстро пролетает короткое северное лето, но путешествие по нему оставляет неизгладимый след в душе ребенка. И мы говорим: Ты подрастай, ума разума набирайся. Ты научился чувствовать, любить, помогать. Мы вместе с тобой путешествовали по страницам книги о природе, а значит и по Родине. Ведь природа и Родина неотделимы.

А в заключении хочется сказать такие слова. Когда ты вырастешь, то вспомнишь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспомнишь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал.

Так с чего начинается Родина? Конечно же, чувство Родины начинается с того, что тебя окружает, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе: одуванчик, березка, а может и божья коровка.

Природа действительно храм. Святой храм для души, для сердца большого и маленького. И может быть именно короткое северное лето, которое ребенок провел с нами садовницами. Зажгут в его маленьком сердце первые искорки любви к своей Родине.

Только любовью можно воспитать любовь к Родине.

Любите детей!