Цели урока:
- Обучающие: наблюдение за способами обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова, знакомство и закрепление правила, отработка написания слов с изучаемой орфограммой.
- Развивающие: развитие внимания, орфографической зоркости учащихся, умение работать в парах.
- Воспитывающие: привить интерес к предмету, аккуратность, трудолюбие.
Ход урока
1. Орг. Момент.
- Здравствуйте. Рада приветствовать вас на нашем любимом уроке - уроке русского языка. Надеюсь, сегодня мы откроем для себя еще одну тайну великого русского языка.
2. Чистописание.
- Посмотрите на доску. Какие буквосочетания мы будем тренироваться сегодня писать? (цы, ци)
- Зачем нам это нужно? ( Чтобы писать красиво и аккуратно)
Пропишите эти сочетания. На какие особенности написания нужно обратить внимание?
3. Актуализация знаний.
- Почему именно этими буквосочетаниями мы начали урок?
- Попробуйте назвать слова, в которых встречаются эти сочетания букв. (варианты ответов)
- Как правильно написать слово "цифра" или "цирк"
- Каким правилом вы руководствуетесь?
Давайте вспомним орфографические правила, которые помогают нам писать грамотно. Работаем в парах несколько минут.
- А теперь попробуем записать эти правила на доске.
(учитель записывает правила, называемые учениками, получается схема)
- На какие группы можно разбить все орфограммы? (орфограммы корня, суффикса, приставки)
- Нашли ли мы правило написания буквосочетаний ЦЫ и ЦИ? (нет)
- Какие звуки мы слышим после [ц]? (звук [и])
- Как быть? (вывести необходимое правило)
4. Изучение нового материала.
- Понаблюдайте за словами и разделите их на три группы (на карточках у учеников и на доске)
ЦИРК, СИНИЦЫ, СЕКЦИЯ, ЦИРКУЛЬ, СКВОРЦЫ,
АКАЦИЯ, ЦИФРА, ПТЕНЦЫ, СТАНЦИЯ
Распределение слов по столбикам:
Цирк | синицы | секция |
Циркуль | скворцы | акация |
Цифра | птенцы | станция |
- Что общего у всех слов первого столбика? (Во всех словах звук [ы] обозначен буквой и, во всех этих словах орфограмма в корне)
- Какой буквой обозначен звук [ы] после [ц] в корне слова?
- В какую часть слова входит орфограмма в словах второго столбика?
- Какой буквой обозначается звук [ы] после [ц] в окончаниях слов?
- Какое общее буквосочетание есть на конце слов третьего столбика?
- Что объединяет слова третьего столбика? (в словах, оканчивающихся на -ция пишется буква и)
- От чего зависит выбор буквы ы или и? (Оттого, в какой части слова находится орфограмма)
- Попробуйте сформулировать правило, какой буквой записывается звук [ы] после звука [ц]?
Давайте проверим наши предположения и прочитаем рубрику "Тайны языка" в учебнике на стр. 102 (чтение про себя и несколько раз вслух)
- Можно ли сказать, что мы были правы?
Слова-исключения: цыган, цыпленок, цыц, на цыпочках, цыкать
Запомним погворку-помощницу: цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул цыц.
Мы узнали правило, что дальше? (Нужно научиться его применять)
- Есть предположения как это сделать? (ответы учащихся)
- Молодцы. Прочитаем рубрику "Учись применять правило". Все ли мы правильно сказали?
Нам встретились новые слова циклон и цилиндр. Как можно узнать значение этих слов? (спросить у взрослых, посмотреть в словаре)
- Давайте попросим двоих учеников посмотреть значение этих слов в словаре и познакомить нас.
5. Физкультминутка.
Если я говорю слово, в котором есть сочетание ци мальчики приседают, если в слове нет сочетания ци - приседают девочки: циркач, клоун, циркуль, карандаш, цифра, один, птицы, синица.
6. Первичное закрепление.
Осталось потренироваться в применении правила.
Дифференцированное задание: слабые ученики выполняют упражнении в варианте учебника (с.103 №1) - классифицировать слова по месту нахождения орфограммы, сильные - сначала выбирают необходимые слова из текста, а затем выполняют классификацию.
(Росла циркач в лесу спицы дикая куницы яблоня. Осенью цыпленок упало традиция с нее циклон яблоко. Птички цыган склевали рукавицы яблоко. Зёрнышко нарцисс спряталось зайцы в землю концы. Весной цыплячий солнышко цилиндр пригрело цыкать мокрую землю. Зерно акация проросло.)
- Какие слова из тех, о которых говорилось в правиле, окажутся не выписанными? (слова на -ция)
Выполнение проверки устно, фронтально.
С. 103 упр.№2.
Следующее упражнение выполняем устно. Читаем слово и объясняем какую букву и почему нужно вставить.
7. Рефлексия.
- Поднимите руку, кто получил сегодня на уроке новые знания.
- Что нового узнали?
- Чем занимались на уроке?
- Можем ли дополнить схему, составленную в начале урока?
- К какой группе орфограмм можно отнести написание звука [ы] после [ц]?
- Кто может повторить изученное правило?
- В каком блоке работали? (правописание)
Зачем учиться правильно писать?
8. Выставление оценок, домашнее задание.
Домашнее задание - в тетради на печатной основе потренируетесь в применении нового правила.
- Большое спасибо за урок.