Урок развития речи для СКОШИ VIII вида. 4-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 4


Цель:

  1. Познакомить с простейшими формами земной поверхности – равнинами и горами.
  2. Коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь через выполнение различных заданий.
  3. Воспитание любви к природе.

Оборудование: Картины с изображением равнины и гор, дидактические карточки в конвертах с изображением равнины, гор, рисунки для раскрашивания гор и равнины, таблица для составления общего устного рассказа, карандаши зелёного и коричневого цвета, атласы Сахалинской области, атлас “Мир вокруг нас”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного.

На уроках развития речи мы изучаем природу, потому что природа – это окружающий нас мир. Мир, который мы видим, выходя на экскурсию, когда рассматриваем растения, наблюдаем за изменениями, происходящими с деревьями, травами, цветами. Замечаем, что природа прекрасна и удивительна. Каждое время года она раскрашивает в свой цвет.

  • В какой цвет раскрашена природа зимой?
  • Весной?
  • Летом?
  • Осенью?
  • Какое сейчас время года?
  • Как вы догадались?
  • Чем богата осень?
  • Что надо сделать для того, чтобы вырастить хороший урожай?
  • Как надо подготовить землю?
  • Как надо ухаживать за растениями?

Чтобы вырастить хороший урожай, надо подготовить землю. Перекопать, разрыхлить, посеять семена, высадить рассаду, тщательно за ней ухаживать. Поливать, рыхлить, и только тогда земля раскроет свои кладовые и подарит богатый урожай.

III. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить о формах земной поверхности. О равнинах и горах. Научимся находить и различать их на карте.

Открывает тему “Горы и равнины”. Демонстрирует перед учениками физическую карту полушарий из атласа “Мир вокруг нас”.

IV. Работа по теме урока.

  • Что изображено на данной карте?
  • Какую форму имеет Земля?

Если пройти по нашему земному шару пешком, то можно увидеть, что земная поверхность не везде одинаковая. Земля на карте раскрашена в различные цвета.

  • Что означает синий цвет?
  • Как выдумаете , что означает коричневый цвет?
  • А зелёный?

В коричневый цвет на карте окрашены горы, а в зелёные – равнины. Горы – самые высокие места на земном шаре, а равнины – самые низкие.

Убирает атлас, вывешивает картину “Равнина”.

Перед вами равнина. Это ровные или почти ровные участки земной поверхности. Вы видите ровное место, покрытое травой, мелким кустарником, цветами. Очень часто равнины тянутся на сотни и тысячи километров. Через равнину идёт ровная дорога. По такой дороге очень легко идти и ехать, т.к. место ровное, нет ям и горок. Ярко светит солнце. Вдали видны горы. Они гораздо выше равнины.

  • Что изображено на картине?
  • Что такое равнина?
  • Что растёт на равнине?
  • Что ниже? Горы или равнина?

Вывешивает рядом с картиной “Равнина” картину “Горы”.

Перед вами горы. Это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью. Одиночную гору можно встретить редко, чаще всего горы располагаются рядами – горными хребтами. Горы могут быть очень высокими, часто на вершинах лежит снег, который не тает даже летом. Склоны гор покрыты травой, лесами.

  • Что такое горы ?
  • Что лежит на вершинах гор и не тает даже летом?
  • Что выше, горы или равнина?

Из-за того, что горы в основном состоят из камней, и там очень мало земли, пригодной для выращивания овощей и фруктов, люди почти там не живут, или живёт их очень мало.

Они выращивают фрукты, овощи, разводят домашних животных в очень малых количествах. На равнинах людей живёт гораздо больше. Много городов и сёл, заводов и фабрик, дорог. Люди выращивают овощи и фрукты, домашних животных, собирают богатые урожаи

Сейчас мы с вами с помощью таблицы составим рассказ о горах и равнина

Вывешивает таблицу для составления устного рассказа.

Равнины

Горы

Ровные или почти ровные участки земной поверхности. Живёт много людей. Много городов, сёл. Выращивают овощи, фрукты, домашних животных. Очень хорошая земля. Обозначены зелёным цветом. Неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью. Мало хорошей земли, почва каменистая. Мало людей. Выращивают овощи и фрукты, домашних животных. Обозначены коричневым цветом.

Учитель составляет примерный рассказ, затем рассказы составляют ученики.

V. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре!
Мы пойти в поход решили.
Высоко поднялись в горы,
Сразу стало холодно.
Лучше мы пойдём домой, спустимся к равнине,
Посидим, отдохнём,
В школу бодрыми придём!

VI. Работа с атласами Сахалинской области.

Продолжим нашу работу. У каждого из вас на партах лежат атласы Сахалинской области. Откройте их на стр. 5.

Открывают физическую карту Сахалинской области.

Перед вами остров, похожий на рыбку.

  • Как зовут эту рыбку?
  • В какой цвет окрашен остров Сахалин?
  • Что закрашено в коричневый цвет?
  • Что закрашено в зелёный цвет?
  • Прочитайте названия равнины в верхней части острова.
  • Прочитайте название равнины в центре острова.
  • Прочитайте названия городов, расположенных на равнинах.
  • Есть города в горах? Поищите их.
  • Где находится наш город Поронайск?
  • Хотели бы вы уехать из города? Если да, то почему?
  • Если нет, то почему?

Вновь обращает внимание на картины с изображением равнины и гор.

Сейчас я открою вам маленький секрет. На этих картинах изображена природа нашего родного острова. Обратите внимание на неповторимую красоту, обилие красок. Всё это радует глаз, становится легко, испытываешь чувство гордости за то, что мы живём в таком, дивном, сказочном крае.

Приближается лето, а летом очень часто по вине людей происходят пожары. В огне гибнут деревья, цветы, гибнет красота, гибнут животные. Вы тоже будете ходить в лес и ваша задача состоит в том, чтобы не нарушать правила нахождения в лесу, помнить о том , что вы приходите в лес в гости, а гостях необходимо вести себя прилично.

VII. Практическая работа.

Сейчас я раздам вам рисунки с изображением равнины и гор.

  • У кого горы?
  • У кого равнина?

Раскрасьте горы и равнину по образцу.

Вывешивает образец на доске. Ученики выполняют задание по образцу. Затем группа учеников с рисунками равнины выходят к доске, а оставшиеся на местах задают им вопросы, затем меняются местами, выходят дети с рисунками гор.

  • Что изображено на рисунке?
  • Что такое равнина?
  • Что такое горы?

VIII. Итог урока.

  • С какими формами земной поверхности вы познакомились сегодня?
  • Что такое горы?
  • Что такое равнина?
  • Каким цветом на карте обозначаются горы?
  • Каким цветом на карте обозначаются равнины?
  • Чем горы отличаются от равнины?
  • Оценки учащихся за урок.