Цель: Систематизировать сведения о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки
Задачи:
- Обобщить знания о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки, по указанию на число, падеж и род слова в высказывании
- Выявлять постоянную и переменную работы окончаний в названиях предметов и признаков
- Определять падеж слова в словосочетании путем подстановки слова стена (по таблице падежных окончаний)
- Применять основной закон русского письма и основное орфографическое правило для проверки орфограмм слабых позиций в разных частях слова
Ход урока
Учитель:
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ручки,
Разомните пальчики.
Разминка для пальчиков
Минутка чистописания
Вв ол ог ор
Век долог, а час короток.
– Прочитайте пословицу.
– Как понимаете ее смысл? (Каждый час своей долгой жизни нужно расходовать с пользой.)
– Надеюсь, этот урок тоже проведем с пользой. Настроились на рабочий лад.
Словарная работа
– Назови одним словом:
1) Крытое углубление в земле, вырытое для жилья
(Яма, нора, землянка)
2) Мужчина, достигший старости (Старик)
3) Жена царя (Царица)
4) Та, что исполняет желания и живет в синем море (Золотая
рыбка)
– Кто догадался, что общего у этих слов?
– Как правильно называется эта сказка?
– Начинается первый период: лицейский, где мы
подробно изучим творчество великого поэта
Александра Сергеевича Пушкина, особенно его
сказки (По плану воспитательной работы).
Проверка орфограмм слабых позиций
Карточки на доске
з_млянка ст_рик ц_рица з_лотая ры_ка
– Почему в этих словах пропали некоторые буквы? (Это орфограммы слабых позиций.)
– Спишите слова в столбик. Отметьте сильные и слабые позиции.
(У доски с объяснением 1 человек, остальные – в тетради)
– Какой закон русского письма вы хорошо знаете?
“Буквами на письме обозначаются не звуки, а фонемы, из которых состоят значимые части слова. Это основной закон русского письма”.
– Расскажите, какое орфографическое правило нужно применить при обозначении буквой фонемы в слабой позиции.
“Чтобы обозначить буквой фонему в слабой позиции, нужно проверить, какой буквой обозначается эта фонема в сильной позиции в той же значимой части слова”.
– Примените это орфографическое правило для проверки орфограмм в этих словах:
- Выделите в слове значимую часть с орфограммой.
- Подберите и запишите проверочное слово с этой фонемой в сильной позиции.
- Напишите слово без пропуска буквы.
(У доски с объяснением 1 человек)
З_МЛЯНКА (ЗЕМЛИ) ЗЕМЛЯНКА
СТ_РИК (СТАРЫЙ, СТАРОСТЬ) СТАРИК
Ц_РИЦА (ЦАРЬ) ЦАРИЦА
З_ЛОТАЯ (ЗОЛОТО) ЗОЛОТАЯ
РЫ_КА (РЫБА) РЫБКА
– Что нужно знать для проверки орфограмм слабых позиций? (Основной закон письма и основное орфографическое правило)
ФизкультминуткаМы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили все к зарядке.
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом – наоборот.
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз.
Приседай, не торопись!
И последний раз присели,
А теперь за парты сели.
– На какие две группы можно разбить эти слова? (Предметы и признаки.)
– Сегодня будем работать со словами – предметами и признаками. (Частичное открытие темы урока.)
Словарная работа– Запишите подходящие словосочетания, используя следующие признаки:
(На доске карточки)
ЗЕМЛЯНКА
ЦАРИЦА
РЫБКАЗОЛОТАЯ
ДРЯХЛАЯ
ГРОЗНАЯ
ВЕТХАЯ
СИНЯЯ
ДУБОВАЯ
– Объясните свой выбор.
– У кого по-другому? (Ветхая землянка или
дряхлая землянка?)
– Давайте разберемся. Посмотрите в толковом
словаре, что значит ветхий? дряхлый?
– Какой признак можно употребить в данном
словосочетании? О ком можете сказать “дряхлый”?
– Часть слова, которая изменяется, как
называется? (Окончание)
– Остальную же часть слова именуем мы …(Основой)
– О чем же пойдет речь дальше? (Об основе и
окончании)
(Полное открытие темы урока)
Определение грвницы знания – незнания– Все ли мы знаем об окончании?
– Что мы знаем об окончании? Покажем в виде схемы
(У доски 1 чел. объясняет)
– Давайте применим эти знания при выполнении
задания на карточках. (Работа в группах.)
– Выпиши выделенные словосочетания.
– Отметьте в них окончания.
– Укажите их работу.
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.“Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую”.В ноги он старухе поклонился,
Молвил: “Здравствуй, грозная царица!”
– Проверка работы в группе:
- В ветхой землянке
- Золотую рыбку
- Грозная царица
– Оцените себя. Поставьте знак +, если все
правильно.
– Прочитайте внимательно задание 1. Что заметили?
Все ли выделенные слова вы выписали?
– Какие слова пропустили? (Жили, поймал,
здравствуй)
– Что вы скажете о них? К какой части речи
относятся эти слова?
– Есть ли у них окончания? Выделите..
– Что вы можете сказать о работе этих окончаний?
(,,?)
– Попробуйте применить известные вам модели. Обсудите в группах, как построить модель слова для изучения работы окончаний в словах, называющих действия.
(Групповая работа)
– Проверка:
Подведение итогов– Так все ли мы знаем об окончании? (Не знаем о работе окончаний слов, называющих действия.) Эту тему будем изучать позже.
– А сегодня на уроке повторили:
- Основной закон письма и основное орфографическое правило
- Работу окончаний слов, называющих предметы (Постоянная работа – указание на род.)
- Работу окончаний слов, называющих признаки (Постоянной работы нет.)
– Кто помогал нам на уроке?
– Чью работу в своей группе вы бы хотели
отметить? (…)
– Какую пословицу вы назовете применительно ко
времени, проведенному на уроке? (Век долог, а
час – дорог.)
– Подготовиться к контрольной работе по теме.
– Сочинить стихи о работе окончаний слов,
называющих предметы и признаки.