Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина

Разделы: История и обществознание


Цели:

  1. способствовать формированию представления учащихся об особенностях социально-политического развития России 1907-1913гг.; о целях, основных направлениях, важнейших мероприятиях и итогах столыпинских реформ;
  2. способствовать развитию аналитического мышления, интерпретационных умений учащихся, навыков самостоятельной работы с учебным текстом, документами, работы в группе;
  3. способствовать воспитанию чувства ответственности за свои дела и поступки.

Оборудование:

  • карта «Российская империя в 1907-1914 гг.», атласы;
  • Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А.История России ХХ – начало ХХI века»;
  • проектор, экран;
  • рабочие листы с вопросами, заданиями, документами.

Тип урока: изучение нового материала.

Урок рассчитан на 2 учебных часа (пара).

На предыдущем уроке учащиеся получили опережающие задания:

  • подготовить сообщение о П.А. Столыпине (1 человек),
  • подготовить сообщение о реформах П.А. Столыпина (кроме аграрной, 1 человек).

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Формирование мотивации и определение целей урока.
  3. Организация работы по объяснению основных понятий, необходимых для изучения темы (фронтально)
  4. Изучение нового материала.
    1. П.А. Столыпин и его политика.
    2. Аграрная реформа П.А. Столыпина.
    3. Другие реформы П.А. Столыпина. Итоги реформ.
    4. Политический кризис 1912-1913 гг. (выносится на самостоятельное изучение дома)

Основные понятия: военно-полевые суды, прогрессивная партия, переселенческая политика, отруб, хутор, локаут.

Важнейшие события: III и IV Государственные думы, аграрная реформа П.А. Столыпина, Ленский расстрел.

Основные даты:

  • 1906 г. 19 августа – указ о введении военно-полевых судов,
  • 1906 г. – начало аграрной реформы П.А. Столыпина,
  • 1907-1912 гг. – работа III Государственной думы,
  • 1912 г. – расстрел рабочей демонстрации на Ленских приисках,
  • 1912-1917 гг. – работа IV Государственной думы
  1. Первичное закрепление материала.
  2. Подведение итогов урока.
  3. Домашнее задание.
  4. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Формирование мотивации и определение задач урока.

Проблема реформирования Российского государства в большей или меньшей степени заботит почти каждого гражданина нашей страны. Как изучить, понять со всей объективностью реформаторский курс сегодняшнего руководства страны?

Между тем исторический опыт представляет собой неисчерпаемый источник ценнейшей информации: конкретно-исторических примеров. Реформы П.А. Столыпина, проводимые в начале ХХ века – один из таких примеров.

Учащиеся мотивируются на серьезную работу на уроке, так как в конце урока будет проведен тест по новому материалу, выставлены оценки. Определение задач урока.

III. Организация работы по объяснению основных понятий, необходимых для изучения темы (фронтально)

Объясните термины: военно-полевые суды, Прогрессивная партия, хутор, отруб, переселенческая политика, локаут.

IV. Изучение нового материала.

1. П.А. Столыпин и его политика.

Вопросы:

  • Какое событие и почему явилось завершением революции 1905-1907 гг.?
  • Почему это событие вошло в историю как третьеиюньский государственный переворот?

Вступительное слово учителя: Одновременно с роспуском II Государственной думы был принят новый избирательный закон. Общее количество избирателей сохранялось, однако крестьянское представительство сокращалось вдвое, значительно уменьшилось число депутатов от национальных окраин, а некоторые регионы вообще были лишены представительства. Акты 3 июня 1907г. были грубыми нарушениями Манифеста 17 октября. Главным архитектором «Третьеиюньской» политической системы являлся П.А. Столыпин.

Сообщение учащегося о П.А. Столыпине (2 мин.)

Вопрос: Как определял свой политический курс П.А. Столыпин?

Организация работы учащихся с текстовым материалом с. 53-56 учебника.

После просмотра организуется обмен мнениями о политическом курсе Столыпина.

Особо выделяется сравнение состава III Государственной думы с предыдущими ( Приложение 1, Рабочий лист 1. Таблица «Состав депутатов I, II, III Государственных дум»)

Вопросы:

  • Сравни сословный и партийный состав III Государственной думы с предыдущими. Сделайте вывод. (Дума утратила свой демократический характер, она стала буржуазно-помещичьей)
  • Чем еще III государственная дума отличалась от предыдущих? (оппозиция правительству составляла меньшинство). Почему?
  • На какие политические силы в думе Столыпин мог опираться при проведении репрессивных мер? (монархисты, октябристы)
  • Какие политические силы могли поддержать Столыпина в проведении реформ? (либералы, кадеты, прогрессисты)
  • Добилось ли правительство своих целей, изменив избирательный закон? Сделайте вывод.

III Государственная дума была «послушной», управляемой со стороны власти. Столыпин умело манипулировал настроениями думцев, обеспечивая поддержку большинству своих начинаний. В III Государственной думе действовал «октябристский маятник». «Союз 17 октября» стал партией, поддержавшей П.А. Столыпина.

2. Аграрная реформа П.А. Столыпина.

Слово учителя: Жесткая политика правительства в отношении революционного движения в основном принесла желаемый результат. Левые партии оказались обескровлены арестами или эмиграцией лидеров, а также внутренними раздорами. Однако Столыпин не собирался ограничивать свою деятельность исключительно репрессивными мероприятиями. С первых же месяцев работы в качестве главы правительства он разрабатывает и пытается осуществить широкую программу реформ.

Проблемный вопрос: Как вы полагаете, почему спад революционного движения для П.А. Столыпина стал сигналом к проведению реформ, а не наоборот?

Беседа с учащимися, подведение их к выводу: для Столыпина было очевидно, что революция вызвана не «происками смутьянов», а реальными проблемами развития страны. Подавление революции эти проблемы само по себе не решило. Значит, либо в России будет сохраняться угроза новой революции, либо само правительство должно заняться решением проблем страны.

Учитель: П.А. Столыпин был крупным реформатором, он выступал за проведение социальных и политических реформ, направленных на то, чтобы Россия заняла достойное место среди развитых стран мира. Но главные свои усилия он направил на изменение общинного уклада русской деревни – аграрную реформу.

Основные цели реформы:

  • создание прочной социальной базы самодержавия в лице крепкого зажиточного крестьянина;
  • развитие капиталистических отношений в деревне, разрушение общины, передача крестьянам земли в частную собственность, создание хуторских и фермерских хозяйств;
  • образование широкого рынка для промышленности;
  • переселение революционно настроенных, малоземельных крестьян из центра на окраины.

Далее изучение данного вопроса организуется путем просмотра учебного материала с.56-58, ознакомления с содержанием документов (Приложение, Рабочие листы 2-4)

Задание учащимся:

  • Выделите основные направления аграрной реформы;
  • Интерпретируйте содержание каждого направления;
  • Подведите итоги аграрной реформы.

Обсуждение с учащимися выполненных заданий.

Учитель подводит к выводу: Аграрная реформа не была реализована полностью, так как проводилась бюрократическим аппаратом, доказавшим свою способность загубить на корню любую идею. «20 лет покоя» не было: вскоре начнется Первая мировая война и революции;

Реформа укрепила позиции богатого крестьянина;

Реформа не решила основных противоречий в деревне:

  1. сохранялось помещичье землевладение;
  2. не была разрушена община;
  3. обработка земли по-прежнему осуществлялась примитивными орудиями труда;
  4. 0,5 млн. крестьян вернулось.
  5. 3. Другие реформы П.А. Столыпина. Итоги реформ.

    Выступление учащегося о других реформах П.А. Столыпина (кратко)

    Вывод учащихся: Результаты столыпинских реформ были противоречивыми: несмотря на заметные успехи, в целом решить такими средствами аграрную проблему не удалось. Кроме того, возникли значительные социальные группы, пострадавшие в ходе реформы (разорившиеся крестьяне-единоличники, неудачные переселенцы)

    Как вы оцениваете политику третьеиюньской монархии? (политика лавирования, политика «кнута и пряника», ввожу понятие политика «бонапартизма»)

    Учитель: В историографии и публицистике сложились различные точки зрения на политику П.А. Столыпина. Одни полагают, что проводившиеся реформы отвечали глубоким интересам развития страны, дали значительные положительные результаты, и если бы на их реализацию историей был бы отпущен более длительный срок, привели бы к устойчивому развитию России. Другие, считают, что реформы были слабой попыткой совместить несовместимое – интересы развития страны и сохранения господства старой земельной аристократии. По их мнению, реформы в целом провалились, а их влияние на развитие России следует оценить отрицательно. Третья точка зрения заключается в оценке столыпинской политики как сложного и противоречивого явления, включавшего и консервативные и прогрессивные элементы. Итоги реформ выглядят как «половинчатые»: частичный успех соседствует с крупными просчетами.

    Организация работы учащихся в группах (3 группы)

    Задание. Используя материалы урока и текст учебника, провести подбор фактов и способ их изложения, соответствующий каждой из перечисленных позиций.(1 группа – 1-ая позиция, 2 группа – 2-ая позиция, 3 группа – 3-я позиция)

    Обсуждение результатов работы групп.

    4. Политический кризис 1912-1913 гг. (Самостоятельное изучение дома, составление тезисного плана с. 62-63)

    V. Первичное закрепление нового материала.

    Учащиеся выполняют тест (критерии оценок и ответы представлены на экране)

    1 вариант

    1. Политический режим называется третьеиюньским:
      А) по дате выпуска нового избирательного закона;
      Б) по дате создания нового законодательного органа;
      В) по названию обращения П.А. Столыпина к народу России.

    2. Основной политической силой в III Государственной думе были:
      А) социал-демократы и эсеры;
      Б) кадеты;
      В) октябристы.

    3. Девиз политического курса правительства П.А. Столыпина:
      А) «Даешь социалистические реформы»;
      Б) «Всем сословиям – равные права»;
      В) «Сначала успокоение, потом реформы».

    4. Переселенческая политика в ходе аграрной реформы предполагала:
      А) выезд крестьян в ближневосточные страны;
      Б) переселение крестьян из Сибири в европейскую часть страны;
      В) переселение крестьян из центра на окраины страны.

    5. Указ П.А. Столыпина о выходе крестьян из общины был принят:
      А) 10 октября 1906 г.;
      Б) 9 ноября 1906 г.;
      В) 7 ноября 1907 г.

    6. Столыпинская аграрная реформа не предполагала:
      А) свободный выход крестьян из общины;
      Б) переселение крестьян из центра в Сибирь и в Казахстан;
      В) частичный передел помещичьих земель;
      Г) создание индивидуальных крестьянских хозяйств/

    2 вариант

    1. Какая из приведенных характеристик состава III Государственной думы лишняя:
      А) количество трудовиков и социал-демократов незначительно;
      Б) октябристы являются основной политической силой;
      В) число кадетов резко увеличилось.

    2. В качестве необходимых условий для проведения своих реформ П.А. Столыпин выдвигал:
      А) согласие оппозиционных партий с реформами;
      Б) финансовую поддержку европейских стран;
      В) 20 лет спокойного развития.

    3. Реформы П.А. Столыпина в целом были направлены на:
      А) развитие буржуазных отношений в стране;
      Б) воссоздание дореволюционных порядков;
      В) развитие социалистических отношений в стране.

    4. Найдите верное утверждение:
      А) целью аграрной реформы П.А. Столыпина было усиление общины;
      Б) целью аграрной реформы Столыпина было уравнительное землепользование крестьян;
      В) целью аграрной реформы Столыпина было создание индивидуальных крестьянских хозяйств.

    5. Соотнесите термины и их определения:
      А) единый цельный наследственный участок, получаемый крестьянским хозяйством;
      Б) участок земли, получаемый крестьянином при выходе из общины, с переселением на него дома и хозяйственного двора.
      1) хутор; 2) отруб.

    6. Столыпинские реформы активно проводились в период:
      А) с 1906-1911 гг.;
      Б) с 1909-1914 гг.;
      В) с 1910-1914 гг.

    Критерии оценивания:

    • 6 баллов – оценка «5»;
    • 5 баллов – оценка «4»;
    • 4 балла – оценка «3»;
    • менее 4 баллов – оценка «2».

    Ответы:

    1 вариант: 1. а; 2. в; 3. в; 4. в; 5. б; 6. в;

    2 вариант: 1. в; 2. в; 3. а; 4. в; 5. а-2, б-1; 6. а.

    VI. Подведение итогов урока, выставление оценок.

    VII. Домашнее задание:

    параграф 6, термины и даты учить, вопрос о политическом кризисе – составить тезисный план.

    VIII. Рефлексия.