Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Цели:
- познакомить учащихся с математическим понятием угла, его элементами и видами, с измерительным инструментом – транспортиром;
- развить практические навыки построения и измерения углов транспортиром; развитие творческих способностей;
- воспитать умение слушать, выделять главное; умение работать в парах.
Оборудование: таблицы «Виды углов», «Построение углов с помощью транспортира», инструмент- транспортир для доски, на столах у учащихся индивидуальные транспортиры, дидактические карточки-тренажеры, листки бумаги, цветные карандаши.
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока.
После проверки готовности класса к уроку учащимся сообщается, что сегодня они познакомятся с новой геометрической фигурой – углом, инструментом для измерения углов – транспортиром. Ставятся задачи: научиться распознавать различные виды углов, строить и измерять их с помощью транспортира.
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
- Назовите изображенные на рисунке отрезки, лучи и прямую.
- Что называется прямой? Что называется лучом? Что называется отрезком? В чем разница этих линий?
III. Изложение новой темы.
1. - Мы познакомимся с новой геометрической фигурой – углом.
Точку с вами мы поставим,
Из нее лучи протянем,
Получается прямой, или острый, иль тупой,
Это- угол, вот такой!
Выполняется показ построения угла на доске. Дается понятие угла и его составляющих, а также их обозначение.
2. Познакомить учащихся с видами углов: развернутым, прямым, острым и тупым.
3. Вместе с детьми провести исследование «Можно ли измерить угол с помощью линейки?» (Пусть учащиеся попробуют это сделать.) И убедившись, что это нельзя сделать, познакомить с новым инструментом – транспортиром и его устройством. Сравнить его устройство с устройством линейки. Познакомить с единицей измерения углов. Показать, как с помощью транспортира строятся и измеряются углы.
4. Дать градусные меры острых, тупых, прямых и развернутых углов.
IV. Первичное осмысление и закрепление материала.
1. По таблице «Виды углов» попросить учащихся определить, где прямой, тупой, острый и развернутый углы.
2. Предложить учащимся привести примеры уже изученных ранее геометрических фигур, которые содержат углы.
Ответить на вопросы:
- Какие фигуры не содержат углов?
- Какие предметы окружающие вас содержат углы, и какие виды этих углов чаще всего встречаются?
3. Предложить учащимся темы для творческих исследовательских работ:
«Где встречаются углы?»
«В каких областях жизнедеятельности людей могут применяться знания об углах?»
«Во всех ли фигурах угол?» и др.
Данное задание лучше дать на дом, чтобы дети успели обдумать, обсудить с родителями, хорошо оформить свои работы. Работы могут быть и в виде рассказа, и в виде сказки, и в стихотворном стиле и др.
4. Следующее задание: работа с карточками-тренажерами.
На каждую парту раздаются по одной карточке, дети работают в парах. Учащиеся тренируются в распознавании углов по видам. В карточках проделаны сквозные отверстия и около них начерчены разные виды углов или их градусные меры, а на обороте – ответы. Карточку дети держат между собой. Первый ученик вставляет в отверстие острие карандаша или ручки, и, посмотрев на задание, сообщает, к какому виду относится угол. Второй ученик со своей стороны проверяет правильность ответа. Затем они меняются ролями. Совместно разбирают неправильные ответы.
(Задумка таких карточек-тренажеров была предложена А.А.Арнольд в журнале «Математика в школе»)
5. Следующее задание для учащихся это построение и измерение углов с элементами творчества.
Каждый ученик получает листок бумаги, на котором он должен изобразить все четыре изученных вида углов. Затем прикинуть на глаз градусную меру этих углов, а затем проверить свою прикидку с помощью транспортира. Дальше ученик проявляет свои художественные способности: дорисовать каждый из углов с помощью цветных карандашей до какого-нибудь предмета, встречающегося в жизни.
(Например, тупой угол- до зонтика, или до гриба, или до веера и т.д.)
Затем учащиеся меняются листками с соседом, и с помощью транспортира измеряют изображенные на карточках углы, сверяя полученные результаты с результатами измерений автора этих изображений, определяют вид углов. Дети данного возраста очень любят такие задания, они творят, раскрепощаются.
V. Постановка домашнего задания.
Прочитать § 41,42 учебника «Математика 5», Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов,А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.-М.: Мнемозина, 2000; ответить на контрольные вопросы в каждом параграфе; сообщение по одной из выбранных творческих исследовательских тем, выполнить № 1610, № 1653.
VI. Подведение итогов урока.
Сегодня познакомились с новой геометрической фигурой – углом. Подведем итоги урока, ответив на вопросы:
- Из чего состоит угол?
-Как обозначается угол?
- С какими видами углов вы познакомились?
-С помощью какого инструмента измеряются углы?
-Каковы градусные меры каждого из изученных видов углов?