Духовное возрождение народа не означает возврата к прошлому, простую реанимацию забытых или полузабытых ценностей. Оно прежде всего есть восстановление нарушенных функций социокультурных организмов в духовной жизни.
А возрождение нации требует коренного изменения отношения ко всем вопросам развития национальной школы.
В Республике Саха забота о подрастающем поколении воздвигнута на первый план государственной политики и является органической частью комплекса мер, направленных на возрождение народов республики.
При определении нового статуса республики, когда развернулся поиск путей способных вести к решению задач национального возрождения, многих побудило принять Концепцию обновления и развития национальных школ. В нем отмечалось, что жесткое централизованное определения содержания обучения и предметной структуры не позволяет проявлять должной заботы и сохранения языков коренных национальностей, приобщить молодежь к материальной и духовной культуре народа, его к прогрессивным традициям не способствовало воспитанию у подрастающего поколения национального самосознания, достоинства как основы общего культурного развития. Основополагающей идеей Концепции является возрождение национальных традиций, возвращения к своим духовным истокам.
Важнейшим фактором национального возрождения любого народа является национальная школа. Только школа обеспечивает преемственность развития национальной культуры, делает ее достижения достоянием каждого человека, формирует творческую личность как носителя и продолжателя самобытных традиций родного народа, а также общечеловеческих культурно-нравственных ценностей.
Понимание термина «национальная школа» не ограничивается родным языком. Главный признак национальной школы-это ее способность обеспечивать развитие ученика, как свободной, саморазвивающийся личности, от родной национальной культуры-к общероссийской и через нее к мировой.
Национальная культура - не замкнутая в себе изолированная система, а часть общечеловеческой культуры, конкретная форма ее проявления.
Национальная культура включает в себя язык; материальную, социальную, бытовую и духовную культуру, созданные определенным народом.
Сегодня нет ни одной национальной культуры, которая развивалась бы изолированно. Культуры народов России взаимодействуют друг с другом с русской культурой и через нее - с мировой.
Актуальность работы исходит из цели Концепции обновления и развития национальных школ в Республике Саха (Якутия), которая рассматривает воспитание подрастающего поколения на лучших традициях народа, на его нравственно-этических ценностях, формирование духовно богатой, самобытной личности, как залог сохранения и процветания нации.
В школах вводятся предметы культуры. Духовная ценность культуры воспринимается именно в школьном возрасте так, как культура-это жизненный уклад человека. Культура состоит из жизненных, материальных ценностей, который народ создал веками. В этом понятии отражается весь накопленный поколениями людей опыт, выражение материального мира, научного и художественного восприятия и толкования деятельности.
Таким образом, от освоения культуры родного народа начинается приобщение к мировой культуре.
И это требует от сегодняшнего учителя-культуролога нетрадиционного творческого подхода к методике преподавания национальной культуры народов Якутии. Методика преподавания национальной культуры народов Якутии требует решения следующих задач:
- Воспитать интерес к изучаемому предмету;
- Развить познавательные интересы учащихся, расширить их кругозор;
- Развить речь учащихся, умение пользоваться богатством и выразительными возможностями родного языка.
Следовательно, поставленные задачи помогают выявить следующий нетрадиционный метод формы урока, как урок-игра.
Проведение нетрадиционных форм уроков и использования методов, и средств обучения решения поставленных задач учителя-культуролога считаю актуальным.
Вопросы изучения методики предметов в школе в разных аспектах ставились и разрабатывались в трудах великих педагогов, дидактов Я.А.Коменского, М.Т.Песталоцци, К.Д.Ушинского и других.
Методологической основой для работы послужили труды психологов А.В.Петровского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и других, педагогов Л.Выготского, В.М.Коротова, К.Д.Ушинского и других.
Цель: опираясь на психолого-педагогические, методические материалы, а также на результаты проведения пробных уроков разработать методику проведения урока-игры, доказать игровую форму обучения как активную форму обучения национальной культуры народов Якутии. В связи с этим в работе ставятся такие цели:
- Ознакомить и изучить методическую литературу, теоретические работы в области научно-методической литературы;
- Раскрыть и определить формы и методы проведения урока-игры;
- Разработать методику проведения урока-дискуссии.
Практическая значимость работы состоит в том, что методические рекомендации к
уроку-игры могут быть использованы учителями-культурологами на уроках.
1. Преимущества игровой деятельности на уроках национальной культуры
В современных условиях, когда резко меняются системы как экономической жизни, так и культурно духовной, в условиях серьезного социокультурного кризиса, охватывающего различные сферы жизни общества, возникает впервые перед педагогикой реально, а не формально становится проблема воспитания не специалиста, а личности, творчески, автономно мыслящей, осознающий саму себя через единство взаимодействия, взаимообогощения с другими людьми.
Современная система образования должна быть переориентирована на решение тех проблем, которые являются совершенно новыми для будущего общества.
Все наиболее важное, чем обладает человечество-культура, искусство, технические достижения, основы всех высших человеческих ценностей. Все это закладывается в детстве, за первой школьной партой, в процессе взаимного влияния учителя и учеников.
На современном этапе демократизации общества в реализации важнейших задач гуманизации обучения и воспитания особое значение придается общечеловеческим ценностям, развитию культурного и интеллектуального потенциала личности человека.
И именно на уроках национальной культуры это имеет большое значение. Ведь каждый урок национальной культуры -это система своеобразного воспитания нравственности, доброты, национального достоинства, личности и духовности человека. Поэтому от учителей-культурологов требуется серьезное отношение, особый подход в преподавании предмета национальная культура народов Якутии (НКНЯ).
На сегодняшний день перед учителем стоит большая задача:
- Воспитать интерес к изучаемому предмету;
- Выработать у учащихся способности понять общечеловеческие и национально-культурные ценности родного народа.
- Формировать духовно богатую самобытную личность.
Для выполнения этих задач от учителя-культуролога требуется творческий подход к методам преподавания НКНЯ.
Успех обучения зависит как от правильного определения его целей и содержания, так и от способов достижения целей т.е. методов обучения.
Метод обучения-это совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности ребенка, развития его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, школьников между собой, с природной и общественной средой. Метод обучения реализуется в единстве целенаправленной познавательной деятельности педагога и учащихся, их активном движении к моменту педагогической истины-уяснению учащимися знаний, овладению умениями и навыками. В педагогической практике методический прием используется в целях активизации восприятии детьми учебного материала, углубления познания, стимулирования познавательной деятельности, формирования самобытно обогащенной личности.
В 90-е годы в развитии нашего общества ознаменовалась рядом важнейших событий, которые не могли не отразиться на образовании и воспитании подрастающего поколения.
Процесс демократизации поставил перед средней образовательной школой принципиально новые задачи. Одной из них является коренное изменение характера учебного процесса: отказ от авторитаризма и централизма и внедрение таких форм, методов, средств обучения, которые бы отражали творческую свободу учителя. Именно в 90-е годы наметилась четкая тенденция-широкое использование в преподавании так называемых «нетрадиционных» форм и методов обучения.
Как и любой педагог, учитель-культуролог должен решить такие цели:
- Развитие познавательных интересов учащихся, расширению их кругозора;
- Воздействие на эмоциональную сферу ребенка, на его чувства;
- Развитие речи учащихся, умение пользоваться богатством и выразительными возможностями родного языка;
Таким образом, поставленные цели и задачи помогают выявить следующий метод обучения – игровую деятельность.
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
Игра-это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
По Л.С.Выготскому, игра-это пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок. Д.Н.Узнадзе отметил, что игра-это форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры-развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в этнопедагогике.
В настоящее время широкое распространение получили деловые игры. Впервые игра в нашей стране была использована в 1932г. для обучения производственной деятельности.
Деловая игра-это создание ситуации выбора и принятии решения, в которой воспроизводятся условия, близкие к реальным. Как правило, деловая игра – это модель отрезка будущей профессиональной деятельности обучающихся.
Отличительными признаками деловой игры можно назвать: имитацию в игре реального процесса с помощью модели; распределение ролей между участниками игры, их взаимодействие друг с другом; различие интересов у участников игры и появление конфликтных ситуаций; наличие общей игровой цели у всего коллектива, которая достигается в процессе взаимодействия игроков и объединяет всех участников; учет результатов деятельности.
Несомненным достоинством деловых игр является то, что они соединяют теорию и практику, способствуя формированию, в том числе и профессиональных знаний, и практических умений. Игры повышают интерес к изучаемому предмету, так как они сопровождаются положительными эмоциями.
Деловые игры на уроках национальной культуры можно сгруппировать следующим образом:
- «Разминочные» игры типа «мозговой атаки», «клуба знатоков», тематические развлекательные игры. Их задача заключается в том, что раскрепостить интересы и воображение участников, активизировать игровую и коллективистическую мотивацию, ориентировать на нестандартный подход к изучаемому материалу. Например, в качестве проверки усвоения знаний между 5 классами можно проводить игру «Торообут дойдугун тоЬо билэ5ин?»(По великим просторам родной республики)
- Ситуативно-ролевые игры. Включает в себя анализ конкретных ситуаций и их ролевое проигрывание.
- Конструктивно-ролевые, проблемно-ролевые, дискуссионные игры. Целью их использования является формирование навыков принятия и эффективного исполнения деловых ролей, обучение взаимодействию и сплоченности, продуктивному сотрудничеству, участие в выработке коллективных решений.
- Творческие игры. Это коллективное творчество по созданию технических, художественных проектов. Включение учащихся в эти игры способствует развитию творческого потенциала, воспитанию инициативности, смелости, настойчивости, ответственности. По программе в 7 классах проходим тему «Зарождение и развитие театрального искусства», где можно задать в виде домашней работы - постановку сценки по современным проблемам молодежи.
Таким образом, учитель используя игровую деятельность на уроках национальной культуры решает часть поставленных перед ним задач, также способствует развитию интеллектуальных, личностных качеств ребенка.
2. Структуры и типы урока-игры
Основной и ведущей формой обучения является урок. Урок представляет собой ограниченную во времени, организованную систему обучения- воспитательного коллективно-индивидуального взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение детьми знаний, умений и навыков, развитие их способностей и совершенствование опыта педагога.Урок-это ограниченная во времени организационная единица учебного процесса, функция, которой состоит в достижении завершенной, но частичной цели обучения.
Ни один урок не может решать всех задач обучения. Он является частью темы, курса. Поэтому важно всегда сознавать, какое он место занимает в системе учебного предмета, темы, программы, каковы его дидактические цели.
Возрождение идеалов демократизма и гуманизма приводит к изменению традиционного урока, к новым формам и приемам работы с учащимися. В данном параграфе рассмотрим структуры и типы урока-игры. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы.
Наиболее распространенным типом занятия является комбинированный урок, где метод игры можно использовать в качестве закрепления новой темы. Например при проведении урока по теме «Сэтинньи-Байанай ыйа» (Ноябрь месяц-месяц духа охоты), можно применить проблемно-ролевые игры. Ведущий (учитель) предлагает учащимся разные ситуации из жизни охотников, которых они должны решить и демонстрировать перед классом.
Используя метод игры можно построить занятие по передаче-усвоению новых знаний, умений и навыков. Урок передачи-усвоения знаний акцентирует внимание на структурных элементах обучения, связанных с сообщением информации, демонстрацией новых явлений, с первоначальным постижением их смысла.
Заключение
Подводя итог, можно сделать вывод, что Концепция обновления национальной школы приобретает все большое значение в учебно-воспитательном процессе школы. Новые веяния в методике преподавания предметов, внедрение региональных программ, демократизация и гуманизация работы школы-все это порождает множество вопросов у учителей, культурологов в процессе работы с детьми по линии преподавания предметов, а также по воспитательной работе.
Успех обучения зависит как от правильного определения его целей и содержания, так и от способов достижения целей т.е. методов обучения.
И учитель должен помнить каково назначение уроков национальной культуры. Ведь урок национальной культуры-это урок нравственности, это основа воспитания якутских учащихся таких моралей, как национальная гордость, любовь к богатству родного языка. Исходя из этого, учителю следует подумать над содержанием, структурой, организацией урока.
Как и все предметы, предмет национальной культуры основывается на общих принципах дидактики.
В проведении урока учитель должен учитывать возрастные, психологические, умственные особенности учащихся. При использовании игровой деятельности учитель ставит перед собой такие задачи:
- Формировать восприятие обсуждаемого вопроса, что способствует глубокому проникновению в истину;
- Выработать у учащихся такие способности, как умение оценивать, анализировать, подходить творчески к учебной деятельности;
- Путем выбора игровой деятельности поднять интерес к изучаемому предмету.
Отсюда можно сказать, что данный вид деятельности способствует развитию мышления, творческого потенциала формированию у учащихся интереса к предмету национальная культура народов Якутии, к самому процессу приобретения знаний, умений и навыков.