Вопрос повышения эффективности управления образовательным учреждением в постоянно изменяющихся условиях развития современного общества является актуальным для каждого директора школы.
Шестнадцатый год я работаю директором муниципального общеобразовательного учреждения Шушенской средней общеобразовательной школы №1.
Именно инновационная и экспериментальная деятельность гарантирует высокое качество образования в нашей школе. Она и является причиной перевода управления школой и всеми внутришкольными процессами в новую плоскость, в основе которой - ориентация на человека и его потребности, создание в школе условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности каждого школьника и учителя, мотивация их на эффективную самоуправляемую и коллективную деятельность. И в быстро меняющихся современных условиях, я считаю, управление становится главным фактором дальнейшего развития школы. Оно должно быстро реагировать на изменения и предупреждать негативные моменты.
Анализируя собственную управленческую деятельность, мне хочется отметить актуальные для меня моменты, которые позволяют решать основную задачу - становление эффективной системы управления школой и образовательным процессом, направленной на развитие личности ученика и обеспечение качества образования в школе.
Всё управление и преобразование человеческой деятельности происходит в письменном виде, поэтому любая деятельность должна быть урегулирована с помощью правовых норм. В последние годы приводится в соответствие с требованиями государства, создаётся и обновляется нормативно-правовая база школы. Поэтому я, как директор школы, постоянно работаю и обновляю свой багаж правовых знаний, усваиваю правовые нормы. В этом мне помогает программа «Консультант плюс», справочники, Интернет-информация, юридические консультации. Большую роль при введении инноваций играют локальные акты школы, которые регламентируют эту деятельность и подводят под неё правовую основу. Поэтому директор школы, на мой взгляд, должен владеть технологией создания правовой нормы в рамках своего образовательного учреждения.
Понимание проблем и трудностей образовательного учреждения, необходимость применения адекватных мер для их решения ещё в середине 90-х годов привело меня к мысли, что основной управленческой технологией должно стать программирование и проектирование деятельности образовательного учреждения, учебно-воспитательного процесса. Данный подход отличается от планирования работы школы, которое широко было распространено практически до последнего времени. Планирование не предполагало развития образовательного учреждения, а лишь повторяло набор мероприятий, которые были необходимы для обычного функционирования школы, то есть для выполнения государственного заказа. Но каждая школа уникальна и отличается от других тем, что имеет определённые условия, возможности, потребности, заказ конкретных родителей и школьников для организации и обеспечения образовательного процесса. И интенсивные инновационные процессы, которые были запущены в школе, потребовали от управленческой команды, которую возглавляет директор, совершенно иных решений. Главное, что в данном случае должен уметь делать директор и его команда, - это определять стратегию развития своего образовательного учреждении:
- уметь видеть будущее школы (миссию школы), перспектив её развития;
- определять цели и задачи своего образовательного учреждения;
- уметь выбирать формы реализации стратегии;
- уметь реализовать стратегический замысел;
- уметь дать оценку реализации стратегии.
В связи с этим важное место в моей управленческой деятельности занимает анализ. Именно он позволяет выявить школьные проблемы. И чем он глубже, тем яснее вырисовывается перспектива. Увидеть, а затем прописать перспективы развития школы можно, если охватить аналитической работой всех участников учебно-воспитательного процесса: педагогов, учеников и родителей. В нашей школе такая деятельность стала нормой.
В 2009 году была разработана Программа развития школы до 2012 года. Программа включает в себя несколько подпрограмм и проектов:
- «Построение модели Базовой школы в системе профильного обучения Шушенского района»;
- «Дерзайте, вы талантливы!»;
- «Создание школьной модели информатизации учебно-воспитательного процесса, направленной на повышение качества образования»;
- «Школа – территория здоровья»;
- «Программа развития воспитательной системы школы»;
- «Формирование системы оценки качества образования в Шушенской средней школе №1 в соответствии с современными требованиями и условиями модернизации общего образования».
Но пространство между желаемым образом школы и фактическим результатом необходимо заполнить адекватными принимаемыми действиями по решению проблем и достижению результата. В данном случае моя позиция директора как управленца рассматривается с тактических позиций.
Важным моментом в организации деятельности управленческой команды школы является планирование действий и управленческих решений на учебный год по основным направлениям развития школы (план действий прикладывается к программе развития). По окончании учебного года проводится мониторинг выполненных действий и достигнутых результатов. Выявляются проблемы, проводится необходимая корректировка программ. Я, находясь в процессе работы, чётко вижу ещё и те проблемы, которые возникают в течение учебного года, по ходу выполнения программ. Одни из них решать нужно оперативно, другие влияют на процессы, происходящие в школе, и изменяют их. Фактически получается, что и управленческая команда, и директор, как лидер этой команды, должны находиться в постоянной рефлексивной позиции по отношению к тем процессам, которые протекают в школе и по отношению к своей собственной управленческой деятельности.
Каков результат реализации Программы развития школы на данный момент?
Наши старшеклассники обучаются по индивидуальным учебным планам. Технологию перехода на ИУПы школа разработала самостоятельно, а впоследствии наши наработки стали достоянием всех школ района. На реализацию Программы школы «Построение модели Базовой школы в системе профильного обучения Шушенского района» наше образовательное учреждение получило 2 гранта (Приоритетный национальный проект «Образование», 2006, 2007).
Хочется сказать и о некоторых результатах выполнения других подпрограмм и проектов, запущенных в рамках Программы развития и образовательной программы школы, так как они работают на одну идею - обеспечивают индивидуализацию обучения и повышение качества в школе.
Первые результаты запуска программы «Дерзайте, вы талантливы»
- становление практики написания исследовательских работ в школе. Работает научное общество учащихся, четыре года в школе проводятся научно-практические конференции школьников. Должанская Софья, ученица 10 б класса, за достигнутые результаты в области естественных наук получила Премию Президента РФ – 2010;
- развитие сотрудничества с ЗЕНШ (СФУ). Более 100 учащихся школы обучаются в заочной научной естественной школе, расширяя и углубляя предметные знания и компетентности.
Программа информатизации школы продолжается в области внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс. В школе два компьютерных класса, на 11 учащихся приходится 1 компьютер. Образовательное учреждение подключено к Интернету. В нашем учреждении работает школьный сайт. В 17 предметных кабинетах оборудованы автоматизированные рабочие места педагогов, 50% компьютеров заведены в школьную локальную сеть. Педагогами школы применяются информационно-коммуникационные компьютерные технологии: метод презентации, компьютерный контроль ЗУН. Для организации учебного процесса используются цифровые учебные ресурсы. Свободный доступ к Интернет-ресурсам в школе имеют как учителя, так и ученики. С декабря 2008 года работает ИНТЕРНЕТ-клуб «Паучок». Педагоги разрабатывают цифровые образовательные ресурсы, в школе формируется банк дидактических и методических материалов.
Успешна школа и в решении такой актуальной задачи Красноярского образования, как обеспечение здоровья обучающихся. С 2006 – 2007 учебного года школа - участник краевого регионального проекта «Школа – территория здоровья». Сейчас на базе ОУ работает физкультурно-спортивный клуб «Энергия», который объединяет молодёжь 1,2,3 микрорайонов посёлка. В 2007 году ФСК клуб «Энергия» стал победителем краевого конкурса проектов муниципальных общеобразовательных учреждений по устройству спортивных дворов и выиграл гранд. При клубе создана и активно работает ассоциация родителей-медиков. Появились новые формы оздоровительной направленности: походы, туристические поездки, «Клуб выходного дня», фитотерапия, психотерапия и т.п.
В школе разработана оздоровительная программа и для детей с хроническими заболеваниями, для детей - инвалидов - «Помоги себе сам». На протяжении многих лет проводятся уроки по лечебной физкультуре. В образовательный процесс введен 3 урок физкультуры.
Отслеживая динамику состояния здоровья учащихся, видно, что процент здоровых детей в 2009-2010 учебном году повысился по сравнению с прошлым годом на 0,9; а больных – снизился. Это говорит об эффективной, систематической, целенаправленной, всесторонней работе школы по укреплению здоровья учащихся.
Для меня, как для любого директора, важен не только процесс, но и его результаты. Именно мониторинг и контроль позволяют соотнести реальное положение с запланированным, выявить качество организации того или иного мероприятия, направленного на совершенствование учебно-воспитательного процесса, определить результативность учебной и воспитательной работы в целом.
Со своей главной задачей - дать учащимся качественное образование - педагогический коллектив школы успешно справляется. Показатели обучения в школе выше среднестатистических по району. А показатели ЕГЭ по таким предметам, как русский язык, математика, биология - выше краевых. Уровень сформированности ОУУН по школе равен среднему уровню. В среднем 70% выпускников поступают в ВУЗы на бюджетной основе.
Ещё один управленческий момент важен для меня, как директора школы, - это умение работать с информацией. В век информационного общества это умение определяет не только функционирование и развитие образовательного учреждения, но и своё собственное развитие как управленца. Огромный поток информации, необходимость принимать решения в условиях неопределённости, недостаток времени для оперативной работы с информацией создаёт трудности в управлении. Я для себя выработала алгоритм действий, который помогает мне ориентироваться в этом потоке информации: принимаю информацию - обрабатываю (фиксирую, сортирую по значимости) - структурирую (сворачиваю в схему, таблицу, выделяю ключевые понятия) - восстанавливаю при необходимости (понимаю, использую для дальнейшей работы). Поэтому особое место в управлении занимает информационно-компьютерные технологии. Создание баз данных по учреждению позволяет, прежде всего, работать в оперативном режиме, быстро реагировать на изменения. Кроме того, накопление статистических данных по учреждению переходит на качественный уровень и позволяет делать аналитические выводы, как протекает учебно-воспитательный процесс, как качественно изменяется педагогический коллектив и т.д. Позволяет также сравнивать своё учреждение с другими, просматривать и просчитывать шаги по изменению ситуации. Таким инструментом в нашем ОУ является информационно-аналитическая система «Ученик». Успешно функционируют программы: «Библиотека», «Расписание», создан электронный мониторинг «Новая оценка системы качества образования». В школе есть локальная сеть с выходом в Интернет, все административные компьютеры подключены к нему. В школе создаются базы данных по различным направлениям деятельности. Работает школьный сайт (http://shushschool1.ru/).
Но может ли руководитель школы быть профессионально компетентным во всех вопросах, решение которых выдвигается динамичной школьной жизнью? Обращаясь к своему опыту работы директора школы, особенно в последние годы, когда в образовании развернулись многочисленные инновационные процессы, я пришла к пониманию, что в этих условиях полноценное управление школой и учебно-воспитательным процессом возможно только в том случае, если в процесс управления будет включено всё школьное сообщество. По большому счёту, управление - это коллективная деятельность.
В настоящее время постоянный состав управленческой команды и управленческих семинаров состоит из администрации школы и учителей, которым делегированы административные полномочия на постоянной основе. Так, координатор по работе с одарёнными детьми - Сапрыкина Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы, ответственный за информатизацию школы - Берестина Елена Юрьевна, учитель информатики и т.д..
Расширенный состав управленческой команды и управленческих семинаров состоит из педагогов, заинтересованных конкретной темой, деятельностью. Так же команда создаётся под решение конкретных задач. В такой команде соблюдается принцип самоопределения, перераспределения ролей, общей ответственности за результат работы. Таким способом была организована работа над программой развития школы до 2012 проектами по созданию физкультурно-спортивного клуба «Энергия», отряда «Око Берендея», школьного научного общества учащихся, программой информатизации школы.
Совместная работа педагогического коллектива школы дала свои результаты. Наиболее значимые из них:
- МОУ Шушенская средняя общеобразовательная школа №1 - победитель конкурса образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы (ПНПО,2006,2007), краевого конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы (2009);
- ФСК «Энергия» - победитель краевого конкурса проектов муниципальных общеобразовательных учреждений по устройству спортивных дворов (2007);
- Десять педагогов школы - победители конкурса лучших учителей (ПНПО);
- по результатам ежегодно проводимого Управлением образования районного мониторинга в рейтинге образовательных учреждений наша школа шестой год занимает 1 место.
Задачу модернизации образования невозможно решать в границах только одной отрасли. Ведь образование не является отдельной частью общества, а органично вписывается в неё. Общество становится потребителем образовательных услуг. И поэтому интересы социума не могут не учитываться системой образования, и отдельной взятой школой в том числе. Поэтому ещё одной точкой прорыва в деле образования должно стать умение управленца выстраивать публичный диалог с общественностью. Логичным явилось создание коллегиального органа школьного управления - Управляющего совета, действующего на основе Устава школы и соответствующего Положения. Новая модель управления предполагает тесное сотрудничество, постоянный диалог и взаимодействие двух субъектов управления: государственного и общественного. Именно такой диалог влияет на качественные изменения в образовании и на образование в нашей школе. При администрации школы работает постоянно действующее собрание председателей классных родительских комитетов. На проводимых общешкольных собраниях рассматриваются вопросы организации совместных усилий по достойному образованию и воспитанию детей. В рамках работы школьного ФСК «Энергия» трудится общественная ассоциация родителей – медиков, которая помогает учащимся сохранить и укрепить своё здоровье.
Давнюю традицию имеет и школьное ученическое самоуправление. Для каждой возрастной ступени существует свое общественное объединение: клуб общения (1-4 классы), организация «Пламя» (5-7 классы), Союз молодежи (8-11 классы).
Большую роль в управлении и работе образовательного учреждения играет родительская общественность. Четырнадцать лет в школе работает Совет отцов, состоящий из представителей родителей-отцов от каждого класса. Совет отцов занимается профилактикой правонарушений и преступлений среди детей и подростков, оздоровлением обстановки в неблагополучных семьях и семьях группы «риска». Привлечение к такой работе отцов восполняет недостаток мужского воспитания в школе.
Школа отрыта для конструктивного диалога с родительской общественностью, с местным сообществом. В ноябре 2010 года Управляющий Совет школы утвердил очередной Отчётный публичный доклад школы за 2009-2010 учебный год. Текст доклада опубликован в СМИ, выставлен на школьном сайте. С ним может ознакомиться каждый родитель и ученик школы.
Управленческая команда постоянно проводит мониторинг удовлетворённости посредством анкетирования родительской общественности качеством образовательных услуг школы.
Школа - сложная многоуровневая система. И без решения хозяйственных и финансовых вопросов она не может функционировать и развиваться. А в условиях развития экономической самостоятельности школы повышаются и требования к директору, как главному менеджеру. Он должен научиться разбираться в новых экономических механизмах.
В системе прохожу курсы повышения квалификации. В 2006 году прошла курсовую подготовку «Информационные технологии в управлении образованием» (КК ИПК РО), в 2010 году - «Современный образовательный менеджмент» (КК ИПК РО).
Я думаю, что главную свою управленческую задачу - становление в инновационной школе коллективного управления, при котором увлекает общая цель и решаются общие задачи школы, - я выполняю.