Урок русского языка по развитию речи в 8-м классе "Что такое интервью"

Разделы: Русский язык


Тема: Что такое интервью? Задачи журналиста.

Цель урока: Познакомить учащихся со структурой интервью, видами интервью; заинтересовать работой журналиста; воспитывать в учащихся вежливость и интеллигентность.

Дабы в беседе быть
приятным, приноравливайся к характеру
и уму собеседника.

Б. Грасиан

Беседа – искусство, в
котором соперником человека
выступает все человечество.

Р.У. Эмерсон

Предварительное домашнее задание: подобрать в газетах, журналах тексты интервью с каким-нибудь собеседником. Послушать интервью по радио или телевизору.

Ход урока

Лексико-орфографическая работа.

Интервью, интервьюировать, обходительный, корректный, галантный, тактичный, вежливый, интеллигентность, авторитет, авторитетность, диалог

Беседа с учениками:

Прочитайте эпиграфы к уроку. Как вы их понимаете?

– Как вы думаете, к какой профессии применим первый эпиграф?

– Что вы знаете о профессии журналиста?

– Как вы понимаете, что такое интервью? Дайте определение своими словами.

Лекция учителя:

Итак, ребята, сегодня мы с вами попробуем разобраться в профессии журналиста, поговорим об одном из видов деятельности журналиста – это интервью.

Что же такое интервью? Интервью (англ. interview – беседа) – целенаправленная, зафиксированная беседа, предназначенная для распространения в печати (по радио, ТВ). Отличительной особенностью интервью является его двуадресность: журналист (интервьюер), обращаясь к своему непосредственному адресату (интервьюируемому), выстраивает особую публицистическую драматургию беседы в расчете на восприятие будущего читателя (адресат массовый). Интервью – беседа с каким-либо лицом на общественно значимые темы.

— Как вы думаете, чье мнение было бы интересно читателям или слушателям? (Ответы ребят)

Конечно, рассказы участников каких-либо событий, свидетелей происшествий, известных людей, чье мнение будет интересным огромному кругу читателей или слушателей.

В настоящее время интервью – активно развивающийся жанр, который позволяет осветить различные стороны окружающей нас действительности, сообщить мнение людей о происходящих в стране событиях, изложить суждение общественных деятелей о вопросах внешней и внутренней политики.

Интервью легко распознать: обычно оно строится в форме диалога. Журналист задает вопросы – собеседник отвечает на них. Это беседа чаще всего двух людей. Особая мера убедительности интервью обусловлена тем, что информация идет “в прямом эфире” от политика или экономиста, ученого или художника, чей авторитет в данной области несомненен.

— Когда будет наиболее интересным интервью? (Ответы ребят)

Когда журналист задает актуальные вопросы, вопросы, помогающие наиболее полно предоставить информацию как о каком-либо событии, так и о самом человеке. За кадром останется колоссальная работа журналиста – компетентного и заинтересованного партнера, сумевшего представить собеседника в наиболее выигрышном свете, выстроившего логическую схему интервью, сбалансировав два смысловых центра: “человек и его дело” или “проблема и человек, знающий проблему”.

– Как вы считаете, каковы же задачи журналиста? (Ответы ребят)

Задачи журналиста:

– получить информацию по разным вопросам общественной жизни,

– рассказать об интересном человеке.

Как же строится интервью?

Виды интервью:

Так, определяя форму “классического интервью” как “цепочку из звеньев (“вопрос-ответ”), выделяются такие разновидности: информативные, экспертные, проблемные, интервью-“знакомства”...

Смысловой центр трех первых – обсуждение собеседниками события, вопроса, проблемы; смысл последнего определен самим названием: знакомство с героем.

Целесообразно выделить эти основные типы:

а) социально-психологический портрет личности;

б) выявление точки зрения авторитетного лица на злободневную проблему.

Как же строится интервью? Вопросы журналиста и ответы собеседника представляют собой законченный текст, объединенный общим замыслом и состоящий из своеобразных блоков “вопрос—ответ”.

Как и в любом тексте, здесь можно выделить три части:

вступление, основную часть и заключение.

Это деление условное, единых правил построения интервью в публицистике нет. Но в любом интервью вначале нужно представить своего собеседника. Это, по сути, и будет вступление.

– Как же представить? Понаблюдайте в интервью, которые вы приготовили сегодня, как представляли журналисты своего собеседника. (Ответы ребят)

– Какие сведения о своих собеседниках собирают журналисты?

– Найдите среди них такое представление, в котором журналист передает свое отношение к собеседнику.

– Какое из отобранных вами интервью показалось вам наиболее удачным?

Давайте поиграем: Представьте человека, известного всему классу, но не называйте его. А ребята должны будут угадать его имя.

Что же такое вступительная часть интервью? Это реплики, которые служат для установки речевого контакты с собеседником, для того чтобы подготовить его к речевому общению, к обсуждению темы предстоящей беседы. Для вступительной части характерна краткость и лаконичность.

Для основной части интервью нужно определить тему или темы, на которые вы будете беседовать, продумать вопросы. Вопросы должны быть такими, чтобы на них не было односложных ответов (да или нет).

В заключение нужно поблагодарить собеседника. Пожелать ему всех благ.

И в заключении давайте поговорим о качествах журналиста, берущего интервью.

– Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать журналист? (Ответы ребят)

Перед вами лежат советы для журналиста, берущего интервью, давайте прочитаем их.

Что вы могли бы дополнить к этим советам? (Ответы ребят)

Советы журналисту, берущему интервью:

  • Стремитесь быть приятным в общении. Это значит внимательным, но не назойливым, предупредительным, но не утомительным, деликатным.
  • Организуя общение, пытайтесь представить, в какой мере оно приятно для партнера, если оно приносит удовлетворение вам — это не значит, что такие же ощущения испытывает собеседник.
  • Позаботьтесь об этикете общения: пространственном положении, внешнем виде, опрятности и манерах.
  • Стремитесь постоянно видеть себя как бы со стороны – это очень важно для самоконтроля и самопознания своего “я” в процессе общения.
  • Умейте не замечать недостатки других, оплошности в поведении, одежде, физические пороки, дефекты речи и т.д.
  • Следите за собственными интонациями: именно иногда из-за интонации возникает масса конфликтов и недоразумений, обид.
  • Всем известно, что хорошее интервью сделать очень сложно. Для подготовки недостаточно договориться с известным человеком о встрече, выбрать интересную тему, придумать оригинальные вопросы. Даже если все сделано правильно, разговора может и не получится. Будьте готовы к такой ситуации.
  • Многие журналисты, идя на встречу со своим будущим собеседником, совсем не учитывают роль психологической подготовки. Интервью – это диалог, то есть общение двух людей с целью получить информацию. Поэтому журналистский труд требует хорошей памяти, внимания, наблюдательности.
  • Журналист должен уметь слушать, чтобы вычленять самое важное, чтобы не запутаться в обилии фактов.
  • Для того чтобы быть заранее подготовленным к различным неожиданностям в ходе интервью, журналист должен проиграть множество возможных ситуаций. Он, словно актер перед спектаклем, настраивается на свою роль.

Ведь, по словам В.А. Сухомлинского, “ право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей”.

Рефлексия урока:

– Что вы узнали сегодня нового и интересного?

– Какой вам показалась профессия журналиста?

Домашняя работа: Вы можете выбрать 2 любых задания, которые вам будут интересны.

1. Напишите небольшое сочинение " О вежливости" Возьмите в качестве эпиграфа слова В.Г. Сухомлинского: " Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей”

  1. Найдите примеры высказываний разных людей на тему "Культура поведения"
  2. Попытайтесь ответить на вопрос : "Каким видят меня другие люди"
  3. Запишите представление человека, чье общение было бы вам интересно.
  4. Представьте себе, что вам нужно взять интервью у какой-либо “звезды”, подумайте, как вы ее представите, подумайте и запищите вопросы, которые вам бы хотелось задать.
  5. Попробуйте взять интервью у человека, которого хорошо знаете. Это могут быть учителя нашей школы.