Занятие по развитию речи "Путешествие по произведениям К.И. Чуковского"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель урока:

Закрепление знаний детей о творчестве детского писателя К. И. Чуковского.

Задачи урока:

  • Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К. И. Чуковского.
  • Закрепить полученные знания о творчестве писателя.
  • Продолжать совершенствовать диалогическую речь, понятно для слушателей отвечать на вопросы, побуждать к активному участию к беседе.
  • Упражнять детей в чтении стихов наизусть.
  • Воспитывать желание говорить как взрослые, поощрять попытки детей выяснить, правильно ли они ответили на заданный вопрос.
  • Активизировать словарный запас детей.

Предварительная работа:

  • Чтение произведений К. И. Чуковского.
  • Оформление выставки в книжном уголке “Любимый детский писатель”.
  • Заучивание отрывков из произведений.
  • Продуктивная деятельность: изготовление альбомов для рисования “Друзья Айболита”, лепка сказочных героев произведений К. И. Чуковского.
  • Игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры, драматизация сказок К. И. Чуковского.

Словарь:

Произведение, детский писатель, портрет, К. И. Чуковский, иллюстрация, герои сказок.

Материал к занятию:

  • Портрет К.И. Чуковского.
  • Иллюстрации из сказок К. И. Чуковского.
  • Фишки для бонусов.
  • Розетки под фишки.
  • Медали “Юные знатоки”.

Ход занятия

Дети сидят за столами полукругом.

Воспитатель показывает портрет К.И. Чуковского:

– Дети, чей это портрет? ( К. И. Чуковского)

– Кто такой К. И. Чуковский? (Детский писатель)

– Почему его называют детским писателем? (Потому что он писал для детей)

– Какие произведения К. И. Чуковского вы знаете? (Мойдодыр, Муха-Цокотуха, Тараканище, Путаница, Доктор Айболит, Топтыгин и Лиса, Краденое солнце, Телефон, Чудо-дерево, Федорино горе, Бармалей, Кракодил).

– Какое произведение тебе нравится больше всего? (2-3 ответа)

– Как по-другому можно назвать произведения К. И. Чуковского? (Сказки в стихах)

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по произведениям

К. И. Чуковского. Путешествие будет состоять из заданий, а за правильные ответы вы будете получать бонусы. В конце занятия мы подведём итог, и кто больше всех наберёт бонусов, тот получит приз.

Ответ принимается только тот, если вы поднимите руку и не будите выкрикивать с места.

1. “Сказка начинается, а как она называется?”

Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать,
Бить и обижать, –
Не ходите, дети,
В Африку гулять.

(Бармалей)

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла,
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры,
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
“Что такое? Почему?
Ничего я не пойму”.

(Федорино горе)

“Отчего ты плачешь,
Глупый ты Медведь?” –
“Как же мне, Медведю,
Не плакать, не реветь?
Бедный я, несчастный
Сирота,
Я на свет родился,
Без хвоста …”

(Топтыгин и Лиса)

Замяукали котята:
“Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!”
А за ними и утята:
“Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать”

(Путаница)

2. “Угадай героя сказки”.

Мальчик, который прилетел с Луны. (Бибигон)
Он лечил всех зверей. (Айболит)
Разбойник, из-за которого чуть не сгорел Айболит. (Бармалей)
Она нашла денежку и купила самовар. (Муха-Цокотуха)
Он проглотил солнце. (Крокодил)
Бабушка, которая не ухаживала за своей посудой. (Федора)
Он просил шоколад для сыночка. (Слон)
Рыжий и усатый, страшный великан. (Таракан)
Кривоногий и хромой умывальник. (Мойдодыр)
Он спас Муху-Цокотуху. (Комар)

Физминунка: (в парах)

Бежали мимо речки
Смешные человечки.
Прыгали, скакали,
Солнышко встречали.
Прыгнули на мостик
И забили гвоздик
Потом – бултых в речку.
А где же человечки?
(Пальцы (указательный и средний) “бегут” по рукам
от кисти до плеча товарища )
(Пальцы “прыгают” на плечах)
(Ласково взять лицо товарища ладонями)
(Положить друг другу руки на плечи)
(Постучать кулачками о кулачок)
(Взять друг дуга за руки и присесть)
(Встать и спрятать ладошки у товарища подмышками)

3. “Из какой сказки иллюстрация?”

Воспитатель показывает детям иллюстрации из произведений К.И. Чуковского:

“Муха-Цокотуха”, “Тараканище”, “Доктор Айболит”, “Бармалей”, “Мойдодыр”, “Федорино горе”, “Краденое солнце”, “Топтыгин и лиса”.

4. “Чей портрет?”

Зверь, которого нет ни в одном зоопарке, ведь его не поймаешь: у него две головы, и пока одна спит – другая сторожит. (Тянитолкай)

Как пойду я павлином
По горам, по долинам,
Так и ахнет звериный народ:
Ну что за красавец идёт! (Топтыгин)
Он рычит и кричит и усами шевелит:
Принесите-ка мне звери ваших детушек.
Я сегодня их за ужином скушаю! (Таракан)
А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе верёвками крутит,
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у неё выпивает. (Паук)
“Ах, ты гадкий, ах, ты грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста…” (Мальчик из “Мойдодыра”)

Психорелаксационная гимнастика “Тёплая водичка”

5. “Знаю сказку – не одну, рассказать её могу”.

Дети читают наизусть отрывки из произведений К.И. Чуковского (3-4 ребёнка)

Воспитатель: На этом наше путешествие по произведениям К. И. Чуковского закончилось. Давайте подведём итог: посчитайте свои бонусы.

Определяется победитель и ему вручается главный приз:  аплодисменты участников и зрителей.

А также всем участникам вручаются медали “Юные знатоки”.

Воспитатель благодарит и хвалит детей.