Использование самооценочных листов в рамках безотметочного обучения

Разделы: Начальная школа


В соответствии со Стандартом второго поколения на ступени начального общего образования осуществляется:

– формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. В содержании современного образования за последние десятилетия произошли изменения – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Это повлекло за собой и изменения системы оценивания.

Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей “отметочной ” системы.

Традиционная пятибальная система

  • не даёт возможности для формирования у учащегося ключевой компетенции, определяющей новое качество содержания российского образования – оценочной самостоятельности;
  • затрудняет индивидуализацию обучения (учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого ученика в сравнении с предыдущими результатами обучения);
  • является малоинформативной (нельзя определить направления дальнейших усилий);
  • часто является орудием давления на ребенка, что приводит к снижению интереса к обучению, тревожности, к ухудшению здоровья.

Отменяя отметки, ни в коем случае не отменяется оценивание. Отметка заменяется развернутой системой оценочных взаимоотношений, сотрудничеством учеников и учителя в производстве и применении оценок. Это сотрудничество направленно на развитие у школьников способностей и умений самооценивания, как важнейшей составляющей самообучения. Оцениванию должны подлежать не только знания, умения и навыки. Оценка творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни должна быть оформлена столь же весома, что и оценка навыковой стороны обучения.

Необходимо чтобы оценка творческих проявлений ребенка была социально оформлена, представлена и учителям и учащимся разных классов, родителям. Это сменные выставки (постоянно существующие классные; создание выставки начальных классов в фойе школы), публикации (создаются постоянные литературные журналы), участие во всемозможных конкурсах (ребята занимающиеся по системе Эльконина–Давыдова отличаются активностью, инициативностью, творческими проявлениями). Наряду с художественным творчеством находят социальное признание интеллектуальные проявления ребенка: умные вопросы, самостоятельный поиск детьми учебного материала, интересные догадки оформляются в специальной классной Тетради наших открытий; ребята получают звания и отличительный знак “Теоретик”.

Оцениванию не подлежат личные качества ребенка (темп работы, особенности памяти, внимания). Оценивается выполненная работа, а не её исполнитель.

Работая в рамках безотметочного обучения, не используются заменители отметочной системы: звездочки, зайчики, солнышко. А употребляюся такие средства оценивания: условные шкалы, графики, таблицы, “Банк контрольных работ”, “Тетради моих достижений”, “Тетради стартовых и итоговых работ”, “Портфель достижений ученика”, “Самооценочные листы”.

Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что учительской оценке предшествует самооценка ученика. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Для оценивания выбираются только такие задания, где существуют объективные однозначные критерии оценивания. Критерии и формы оценивания должны быть предметом договора между учителем и учениками.

В первом классе ребенок способен оценить себя по критериям, выработанным совместно с учителем. Сопоставить свою оценку с оценкой учителя, товарища и выяснить причины разногласия.

Во втором классе учащиеся способны самостоятельно определять критерии учебной деятельности, определять готовность и предъявлять результат своей деятельности. Ученик может определять границу своих возможностей, границу своего знания и незнания через прогностическую оценку.

В третьем классе ребенок может определить соответствии своих знаний заявленным уровнем и определить те критерии, которые его подвели в том или ином виде деятельности. Ученик по тексту работы может определить сформированность каких умений определяет эта работа, подобрать материал для отработки тех умений, уровень оценки которых не соответствует высокому.

Четвертый класс дает возможность совершенствовать контрольно-оценочную деятельность ребенка по отслеживанию своего роста. Ребенок сам выбирает часть работы, которую он хочет предъявить учителю для оценки. Это приучает школьников к ответственности оценочных действий. Содержательное самооценивание неотрывно от умений себя контролировать. В обучении используются особые задания, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом. Исходя из “Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”, основными результатами освоения основной образовательной программы начального образования являются личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированности мотивации к обучению и познанию; метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися УУД и обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основы умения учиться.

А воспитать субъекта учебной деятельности можно только в системе безотметочного обучения. Система развивающего обучения Д,Б.Эльконина– В.В.Давыдова позволяет это делать.

В своей педагогической практике я использую такие средства оценивания как самооценочные листы по ключевым темам основных предметов.

Предметом контроля и оценки в учебных предметах со стороны учащихся является:

  • Собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и возможных способов их преодоления. (“Что у меня получается?”, “Какие трудности не могу пока преодолеть и почему?”)
  • Последовательность действий в решении поставленных задач. (“Какие операции, действия я должен совершить, что бы решить задачу?”)
  • Личные достижения в изучении учебного материала (“Чему я научился?”)
  • Оценка своих возможностей (“Могу ли сделать больше я?”)
  • Сам выбор учебного материала для их выполнения (“Какие задания могу выполнять хорошо?”).

Самооценочные листы имеют три цвета:

  • зеленый цвет – знаю и умею хорошо;
  • желтый цвет – сомневаюсь;
  • красный цвет – не знаю, не умею.

После заполнения самооценочных листов, проводятся специальные тренировочные и коррекционные упражнения, которые проводятся на уроке по любому предмету учителем, ребятами-консультантами. Приложение образцов самооценочных листов по математике з класс системы Д,Б.Эльконина–В.В.Давыдова.

Приложение