Понятие о спряжении глагола. Образовательная программа "Школа–2100". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • развитие мышления, речи, орфографической зоркости;
  • ознакомление учащихся с понятием – спряжение и личными окончаниями глаголов I и II спряжения;
  • воспитание интереса и любви к русскому языку.

Технология проблемно-диалогического обучения.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

– Послушайте отрывок из стихотворения Кондрашова:

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду – всё в действие придёт:

Летит ракета, люди строят зданья,

И рожь в полях растёт.

– О какой части речи идёт речь?

– Почему вы так решили?

– Итак, тема нашего урока: “Глагол. Грамматические признаки глагола”. (Слайд №1)

Дома вы должны были подготовить рассказ по самостоятельно составленному плану на тему: “Что я знаю о глаголе”. (Заслушиваем два ответа)

– Проверим, обо всём ли сказали отвечающие. Посмотрите на опорные слова. (Слайд №2):

  • Самостоятельная
  • Обозначает
  • Вопросы
  • Роль
  • Суффиксы ти, ть, ч-чь
  • Не
  • Время
  • Суффикс л, род
  • Лицо, число

– Что такое склонение?

– Какие части речи, известные вам, склоняются?

– Можно ли просклонять глагол? Попробуйте просклонять глагол прыгать. Почему не получается? (Глаголы не изменяются по падежам).

– Как же изменяются глаголы? (В прошедшем времени – по числам, в единственном числе – по родам. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам.)

2. Постановка проблемы.

– Каковы же особенности словоизменения глагола?

3. Наблюдение.

– По ходу урока вы будите себя оценивать. (учащимся раздаются листы для самооценки) Когда ими воспользоваться, я вас предупрежу.

 

1

2

3

4

итог

Справился сам(а)

         

Справился с помощью

         
  1. Понаблюдаем, как изменяются глаголы по лицам и числам в настоящем времени, какие у них личные окончания (личное – от слова лицо). Формы глаголов идти, стоять записываются на доске, выделяются личные окончания и сравниваются. (образец для учителя: с. 66 упражнение 247) Вывод: В личных окончаниях глаголов в одном и том же лице и числе согласные буквы одинаковые, но изменяются гласные буквы.
  2. Упражнение 248 выполняется (на доске изменение двух глаголов: говорить, нести) и самостоятельно (сочинить, спасти)

– Самостоятельную работу проверяем с помощью слайдов №3, 4, после учащиеся оценивают себя на листке самооценки.

– Прочитайте, что получилось. Это новые слова или формы одного и того же слова? (формы слова)

– Как вы изменяли глаголы? (по лицам и числам)

Физкультминутка.

– Поскольку мы говорим о глаголе, поэтому и отдыхать будем с глаголами.

Раз – подняться, потянуться;
2 – нагнуться, разогнуться;
3 – руки в стороны развести;
на 4 – мы присели, встали, сели, встали;
а на 5 – можно и ногами поболтать.
6 – друг другу улыбнуться;
7 – на место всем вернуться.

4. Работа с определением.

– Как называется изменение глаголов по лицам и числам одним словом, вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд. Слайд № 4

– К словам, которые я вам буду называть, подберите однокоренные глаголы в неопределённой форме и вписывайте их в кроссворд. (Каждому ученику даётся листок с кроссвордом).

Слайд № 6.

Сверкающий – сверкать.

Печка – испечь.

Серебряный – серебрить.

Почуял – почуять.

Жужжание – жужжать.

Решение – решать.

Сочинение – сочинять.

Счётчик – считать.

Бережливый – беречь.

– Самостоятельную работу проверяем с помощью слайда № 7 и оцениваем себя на листке самооценки.

– Какое слово получилось по вертикали? (спряжение) Именно так называется изменение глаголов по лицам и числам.

– Учебник с. 67. Прочитайте вывод во второй рамке. Какая буква меняется в окончаниях?

– Назовите окончания 2-го лица ед. числа. Что пишется на конце? Какую роль играет в этом случае ь? (показатель определённой грамматической формы слова – а именно – 2-го лица, ед. числа глагола). Прочитайте предложение №1 после правила.

– Это орфограмма? (да) Как будем её обозначать? Запишите слова, обозначьте орфограмму.

– Рисуешь (2л., ед. ч.), молчишь (2л., ед.ч.) и т.д. (Слайд № 8)

– Прочитайте второе предложение. Запишите слова, выделите “длинные” окончания.

5. Первичное закрепление.

– Упражнение 249. Запись глаголов и выделение окончаний. Обозначение орфограммы.

– Самостоятельную работу проверяем с помощью слайдов 9, 10 и оцениваем себя на листке самооценки.

6. Знакомство с новым материалом.

1. Работа с текстом определения (с. 68).

– Прочитайте первое предложение. Сколько спряжений в русском языке? Как будем указывать спряжение глаголов? (римскими цифрами: I и II)

– Прочитайте второе предложение.

– Что вы уже заметили в личных окончаниях глаголов?

– Прочитайте личные окончания глаголов первого спряжения; второго спряжения.

– Как определяется спряжение глагола? (по окончанию)

– Прочитайте материал для запоминания после правила.

– Когда легко определить спряжение глагола? (Слайд №11)

Чтоб определить спряжение,
Посмотри на окончание.
И ещё на ударение
Обрати внимание!
Когда окончание под ударением,
Легко ты узнаешь, какое спряжение.

Вывод: Спряжение – это постоянный признак глагола. Это означает, что каждый глагол относится либо к I, либо ко II спряжению и в другое спряжение “перейти” не может.

2/ Упражнение 250. Комментированная запись.

Образец записи: (слайд №12)

Весело поют (I), пьют воду (I), громко пищит (II).

7. Итог урока. (Слайд 13)

– Закончите предложение: У имён существительных склонение, а у глаголов … (спряжение).

– Что такое спряжение?

– Какие окончания имеют глаголы I спряжения, какие – II спряжения?

– Подведите итог в листах самооценки. Если у вас все отметки стоят в графе “справился сам”, значит вы оцениваете свою работу на “отлично”, если одна или две отметки стоят в графе “справился с помощью”, значит на “хорошо”. Поставьте свои оценки в дневник.

8. Домашнее задание. (Слайд 14)

Дидактический материал с.70 упр. 138; сделать сигнальные карточки.

Приложение 1

Приложение 2

Презентация