Цели урока:
- развитие мышления, речи, орфографической зоркости;
- ознакомление учащихся с понятием – спряжение и личными окончаниями глаголов I и II спряжения;
- воспитание интереса и любви к русскому языку.
Технология проблемно-диалогического обучения.
Ход урока
1. Актуализация знаний.
– Послушайте отрывок из стихотворения Кондрашова:
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – всё в действие придёт:
Летит ракета, люди строят зданья,
И рожь в полях растёт.
– О какой части речи идёт речь?
– Почему вы так решили?
– Итак, тема нашего урока: “Глагол. Грамматические признаки глагола”. (Слайд №1)
Дома вы должны были подготовить рассказ по самостоятельно составленному плану на тему: “Что я знаю о глаголе”. (Заслушиваем два ответа)
– Проверим, обо всём ли сказали отвечающие. Посмотрите на опорные слова. (Слайд №2):
- Самостоятельная
- Обозначает
- Вопросы
- Роль
- Суффиксы ти, ть, ч-чь
- Не
- Время
- Суффикс л, род
- Лицо, число
– Что такое склонение?
– Какие части речи, известные вам, склоняются?
– Можно ли просклонять глагол? Попробуйте просклонять глагол прыгать. Почему не получается? (Глаголы не изменяются по падежам).
– Как же изменяются глаголы? (В прошедшем времени – по числам, в единственном числе – по родам. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам.)
2. Постановка проблемы.
– Каковы же особенности словоизменения глагола?
3. Наблюдение.
– По ходу урока вы будите себя оценивать. (учащимся раздаются листы для самооценки) Когда ими воспользоваться, я вас предупрежу.
1 |
2 |
3 |
4 |
итог |
|
Справился сам(а) |
|||||
Справился с помощью |
- Понаблюдаем, как изменяются глаголы по лицам и числам в настоящем времени, какие у них личные окончания (личное – от слова лицо). Формы глаголов идти, стоять записываются на доске, выделяются личные окончания и сравниваются. (образец для учителя: с. 66 упражнение 247) Вывод: В личных окончаниях глаголов в одном и том же лице и числе согласные буквы одинаковые, но изменяются гласные буквы.
- Упражнение 248 выполняется (на доске изменение двух глаголов: говорить, нести) и самостоятельно (сочинить, спасти)
– Самостоятельную работу проверяем с помощью слайдов №3, 4, после учащиеся оценивают себя на листке самооценки.
– Прочитайте, что получилось. Это новые слова или формы одного и того же слова? (формы слова)
– Как вы изменяли глаголы? (по лицам и числам)
Физкультминутка.
– Поскольку мы говорим о глаголе, поэтому и отдыхать будем с глаголами.
Раз – подняться, потянуться;
2 – нагнуться, разогнуться;
3 – руки в стороны развести;
на 4 – мы присели, встали, сели, встали;
а на 5 – можно и ногами поболтать.
6 – друг другу улыбнуться;
7 – на место всем вернуться.
4. Работа с определением.
– Как называется изменение глаголов по лицам и числам одним словом, вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд. Слайд № 4
– К словам, которые я вам буду называть, подберите однокоренные глаголы в неопределённой форме и вписывайте их в кроссворд. (Каждому ученику даётся листок с кроссвордом).
Слайд № 6.
Сверкающий – сверкать.
Печка – испечь.
Серебряный – серебрить.
Почуял – почуять.
Жужжание – жужжать.
Решение – решать.
Сочинение – сочинять.
Счётчик – считать.
Бережливый – беречь.
– Самостоятельную работу проверяем с помощью слайда № 7 и оцениваем себя на листке самооценки.
– Какое слово получилось по вертикали? (спряжение) Именно так называется изменение глаголов по лицам и числам.
– Учебник с. 67. Прочитайте вывод во второй рамке. Какая буква меняется в окончаниях?
– Назовите окончания 2-го лица ед. числа. Что пишется на конце? Какую роль играет в этом случае ь? (показатель определённой грамматической формы слова – а именно – 2-го лица, ед. числа глагола). Прочитайте предложение №1 после правила.
– Это орфограмма? (да) Как будем её обозначать? Запишите слова, обозначьте орфограмму.
– Рисуешь (2л., ед. ч.), молчишь (2л., ед.ч.) и т.д. (Слайд № 8)
– Прочитайте второе предложение. Запишите слова, выделите “длинные” окончания.
5. Первичное закрепление.
– Упражнение 249. Запись глаголов и выделение окончаний. Обозначение орфограммы.
– Самостоятельную работу проверяем с помощью слайдов 9, 10 и оцениваем себя на листке самооценки.
6. Знакомство с новым материалом.
1. Работа с текстом определения (с. 68).
– Прочитайте первое предложение. Сколько спряжений в русском языке? Как будем указывать спряжение глаголов? (римскими цифрами: I и II)
– Прочитайте второе предложение.
– Что вы уже заметили в личных окончаниях глаголов?
– Прочитайте личные окончания глаголов первого спряжения; второго спряжения.
– Как определяется спряжение глагола? (по окончанию)
– Прочитайте материал для запоминания после правила.
– Когда легко определить спряжение глагола? (Слайд №11)
Чтоб определить спряжение,
Посмотри на окончание.
И ещё на ударение
Обрати внимание!
Когда окончание под ударением,
Легко ты узнаешь, какое спряжение.
Вывод: Спряжение – это постоянный признак глагола. Это означает, что каждый глагол относится либо к I, либо ко II спряжению и в другое спряжение “перейти” не может.
2/ Упражнение 250. Комментированная запись.
Образец записи: (слайд №12)
Весело поют (I), пьют воду (I), громко пищит (II).
7. Итог урока.
(Слайд 13)– Закончите предложение: У имён существительных склонение, а у глаголов … (спряжение).
– Что такое спряжение?
– Какие окончания имеют глаголы I спряжения, какие – II спряжения?
– Подведите итог в листах самооценки. Если у вас все отметки стоят в графе “справился сам”, значит вы оцениваете свою работу на “отлично”, если одна или две отметки стоят в графе “справился с помощью”, значит на “хорошо”. Поставьте свои оценки в дневник.
8. Домашнее задание.
(Слайд 14)Дидактический материал с.70 упр. 138; сделать сигнальные карточки.