Цель: обучение чтению изученных букв, слогов, слов, предложений.
Задачи:
- учить читать слоги, слова, предложения, небольшие тексты с изученными буквами;
- развивать фонематический слух;
- развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать выводы.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, пары постоянного состава.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование:
- Презентация “Буквы Ч, ч; звук [ч,]”.
- ПК.
- Мультимедиа-проектор.
- Карточки (изображение рыбы), фишки.
- Картинки для рефлексии (солнышко, солнышко и тучка, тучка).
- Учебник “Азбука”.
- Рабочая тетрадь. Чтение 1 класс.
Ход урока
I. Организационный момент.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II.
Актуализация знаний.– Чему вы хотите научиться на уроке?
– К нам на урок пришли ваши друзья. Кто же это? Клик слайда (клоуны Тот и Тит)
– Сегодня они проверят, чему вы научились и приготовили для вас задания. Но прежде они хотят дать вам совет.
Клик по слайду (Мало уметь читать, надо уметь думать!)– хоровое чтение.
III Повторение.
(Учитель демонстрирует слайд 3 “Лента букв”, ученики повторяют изученные буквы, называют их особенности)
– Назовите буквы, с которыми дружит Тит. Почему он дружит с этими буквами?
– Назовите буквы с которыми дружит Тот. Почему он дружит с этими буквами?
– Как называются все эти буквы? Расскажем стихотворение про гласные буквы (ученик рассказывает стихотворение)
– Почему они не хотят шипеть и свистеть?
– У нас есть ещё буквы. Назовём верхний ряд в полный голос.
Назовём второй ряд в пол – голоса.
Строителева Н. П. 220 – 060 – 618
– Что можно сказать про эти буквы? Расскажем стихотворение про согласные буквы (ученик рассказывает стихотворение)
– Почему они не хотят петь?
IV. Работа по теме урока
4.1 “Буква потерялась”
(Учитель демонстрирует слайд 4 “Буква потерялась”, ученики вставляют попущенные буквы, определяют общее и дают характеристику найденной букве)
– Решили клоуны пошутить, взяли и спрятали из слов букву. Отгадаем, какую букву спрятали клоуны. (Дети называют слова, повторяем хором).
– Так какую же букву спрятали клоуны? (Ч)
– Что вы знаете про эту букву?
4.2 “Чистоговорка” (Совместно с учителем ученики произносят чистоговорку, отрабатывая изученный звук)
Ча-ча-ча – горит в комнате свеча
Чу-чу-чу – молоточком я стучу
Оч-оч-оч – наступила ночь.
(Произносим чистоговорку в разных вариантах: шёпотом, в пол – голоса, громко)
4.3 “Найди звук”
(Учитель даёт задание: на слух определить место звука в слове, называет слова, дети повторяют в пол – голоса, выкладывают на “рыбке” нахождение звука. Если звук в начале слова – фишка на голове, в середине – на туловище, в конце – на хвосте. Называют, в это время учитель открывает на 5 слайде проверку)
– Решили клоуны усложнить вам задание и проверить, как вы умеете слушать. Определите, где находится звук (Ч,)
– Проверяем.
Чайка, кочка, калач, часы, сверчок, плач, червяк, кричать, грач, молоко.
4.4 “Графический диктант”
(Учитель демонстрирует слайд 6, 7, ученики выполняют “Графический диктант”, записывают гласную букву, выполняется проверка в парах, затем на слайде)
– Открываем тетради, смотрим на рисунок, произносим слово, записываем гласные, проверяем.
– Слушаем слоги, записываем согласные, проверяем в парах.
1. (Учитель диктует слоги, учащиеся записывают согласные буквы. Учитель демонстрирует слайд 8, выполняется проверка)
Ча-ща-ша-ца
Цу-щу-чу-шу
V. Физкультминутка.
(Учитель демонстрирует слайд 9, один ученик произносит текст физкультминутки показывая движения, остальные ученики повторяют. (Звуковой файл – “Журчание ручейка в лесу”)
Мы туристы, мы в пути.
Веселей шагайте ноги,
Легче выдох. Глубже вдох.
Путь не близок, не далек.
Впереди течёт ручей:
Перепрыгнем поскорей!
VI. Закрепление
6.1. А теперь клоуны предлагают вам составить схемы слов. Посмотрите на рисунок, составим схему, проверяем. А теперь напечатайте это слово. Сколько букв? Сколько звуков? Делим на слоги, выделяем ударение, “опасные места”.
(Учитель демонстрирует слайды 10, 11, 12 учащиеся на партах выкладывают схемы слов, печатают слова, выполняется проверка в парах; затем проверка на слайде)
6.2 Работа по учебнику.
(Учитель проводит работу по учебнику на с. 125. Ученики читают слова, предложения по ролям, выделяют правило, выполняют практическую работу)
– Прочитаем первую строчку. Дополните своим примером. Какое правило записано? Прочитаем.
Вставьте пропущенные буквы в слова. Проверяем.
– А теперь прочитаем по ролям. Работаем в парах. Договоритесь, кто чьи слова будет читать. (Прочитать вслух).
– Найдите в предложениях “опасные места” и зажгите фонарики. Проверяем.
(Учитель демонстрирует слайд 13. выполняется проверка)
VII
. Рефлексия.(Демонстрируя слайд 14, учитель проводит рефлексию).
– Что на уроке особенно понравилось? Чему научились?
– Покажите, какое у вас настроение (выбрать из трёх рисунков: солнышко, солнышко и тучка, туча).
– Клоуны желают вам на прощание: Молодцы! Спасибо за урок! (хоровое чтение)
Литература:
- Бессчастная Е.И. Рекомендации к проведению фонетических и речевых зарядок на уроках чтения и письма в букварный период. // Начальная школа. 1994. №8 .
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение – Москва: Просвещение, 1991.
- Кубасова О. В. Азбука – Москва: Дрофа, 2004.
- Кубасова О. В. Рабочая тетрадь. Чтение 1 класс – Москва: Дрофа, 2004.