В современном обществе к общеобразовательной школе предъявляются новые требования, ориентирующие систему образования не только на качественное усвоение учащимся знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей.
В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает “разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности”.
Реализация этих задач требует нового подхода к обучению детей. Обучение должно быть направлено на формирование познавательных интересов учащихся. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.
Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Двойственная природа игры – учебная направленность и игровая форма – позволяет стимулировать овладение в непринуждённой форме конкретным учебным материалом.
Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличается от другой деятельности. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Действительно, использование в учебном процессе дидактических игр активизирует учащихся на протяжении всего урока, формирует их познавательные интересы и стремление к овладению знаниями, оказывает положительное воспитывающее действие. Дидактическая задача в игре скрыта от учащегося, а его внимание обращено на выполнение игровых действий. Задача обучения им не осознается. Все это делает игру особой формой обучения, благодаря которой дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Игра очень важна для развития познавательных способностей младших школьников, но не стоит забывать о том, какие интересы у младших школьников в настоящее время. В обществе протекает процесс информатизации, соответственно детей интересуют компьютеры. Результаты опроса и анкетирования учащихся начальной школы показывают, что на современном этапе развития общества дети предпочитают компьютерные развивающие игры. Значит, привлекать внимание детей к обучению следует через компьютерную реализацию дидактических игр.
Включение в урок дидактических игр и игровых моментов с использованием информационно-коммуникационных технологий способствует совершенствованию процесса обучения, позволяет разрядить эмоциональную напряженность и создать более благоприятный климат для усвоения материала. Большая часть знаний, умений и навыков, полученных на традиционных уроках, не используется учащимися во внеурочной деятельности, и их практическая ценность утрачивается, а прочность существенно снижается. Использование знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации, а желание играть – к мотивации их приобретения. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции, а компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе начальной школы отвечает функциональным особенностям и психофизическому развитию младших школьников, а организация обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий выигрывает по сравнению с традиционным обучением.
В младших классах много учебной деятельности, усвоение которой требует достаточно большого количества повторений. Одним из наиболее эффективных средств для развития познавательной активности младших школьников являются дидактические игры-тренажеры, которые позволяют сформировать умения и выработать навыки у учащегося в соответствии с гуманистическим подходом. Использование дидактических игр-тренажёров позволяет существенно интенсифицировать работу учащихся, увеличить количество повторений действий за счёт повышения мотивации. Благодаря компьютерному тренажеру ученик может в удобном ему режиме за более короткое время и меньшие затраты достичь цели обучения. При создании дидактических игр-тренажеров я руководствуюсь необходимостью повысить качество усвоения программного материала и стремлением сделать процесс обучения ярким и интересным, что, в свою очередь, способствует развитию учебной мотивации и познавательной активности младших школьников. Разработанные мной дидактические игры-тренажеры опираются на сказочный сюжет, что актуально и соответствует возрастным особенностям младших школьников, и просты в навигации, а потому могут быть использованы не только для организации фронтальной работы с классом, но и для индивидуальной тренировки учащихся. Используя эти игры, у детей не возникает стресса и страха. Даже слабоуспевающие ученики охотно работают с компьютером. Допустив ошибку, учащиеся имеют возможность вернуться к заданию и ответить правильно. При этом они надолго запомнят, какой из предложенных вариантов верный, а какой нет, и в следующий раз не совершат подобную ошибку. Учитель может включать в урок работу с тренажером на различных этапах: будь то актуализация знаний учащихся или закрепление и повторение изученного материала (устный счет, словарно-орфографическая работа и т.д.) Мной создана серия игр-тренажеров по следующим темам курса русского языка и математики:
1. Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением – тренажер “Смешарики. Безударные гласные” (Рисунок1);
2. Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова – тренажер “Парные согласные с героями “Простоквашино” (Рисунок2);
3. Части речи – тренажер “Вовка в стране Морфологии. Определи части речи” (Рисунок3);
4. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными – тренажер “Приключения Буратино. Знаешь ли ты словарные слова?” (Рисунок4);
5. Табличные случаи умножения – тренажер “Кто откроет сейф” (Рисунок5);
6. Табличные случаи умножения и деления – тренажер “Золушка. Учим таблицу умножения” (Рисунок6);
7. Табличные случаи умножения и деления, порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок, сравнение величин, решение текстовых задач – тренажер “Приключения заколдованного мальчика” (Рисунок7);
8. Табличные случаи сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток – тренажер “Красная Шапочка” (Рисунок8) и другие.
Рисунок1 Рисунок2
Рисунок3 Рисунок4
Рисунок5 Рисунок6
Рисунок7 Рисунок8
Благодаря играм-тренажерам удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Сначала их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у учащихся пробуждается интерес и к изучаемому предмету.
Предлагаю в качестве примера знакомство с двумя тренажерами: “Золушка. Учим таблицу умножения” и “Приключения Буратино. Знаешь ли ты словарные слова?”.
Дидактическая игра-тренажер
“Золушка. Учим таблицу умножения”
Устная работа на уроках математики в начальной школе имеет большое значение. Создание определенной системы повторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Дидактическая игра – тренажер “Золушка. Учим таблицу умножения” предназначен для закрепления знаний учащихся по теме “Табличные случаи умножения и деления”. Данный тренажер можно использовать как для фронтальной работы с классом на этапе устного счета, так и для индивидуальной тренировки ребенка с целью совершенствования знаний табличных случаев умножения и деления.
Содержание данного мультимедийного материала опирается на сказочный сюжет истории про Золушку.
Структура тренажера включает в себя пять глав:
– “Задание мачехи”;
– “Необычная гостья”;
– “Чудеса продолжаются”;
– “Дорога во дворец”;
– “Встреча с королем”.
Переход к следующей главе происходит после выполнения всех заданий предыдущей главы.
На каждом из перечисленных этапов задания для устного счета даются в игровой форме:
– Если правильно найдешь значения выражений, ты поможешь Золушке выполнить работу в саду (глава I);
– Выполни без ошибок задания Феи, и ты увидишь чудесные превращения (глава II);
– Золушка мечтает о красивом наряде, но без твоей помощи ей не обойтись. Реши примеры, и тогда Золушка сможет отправиться на бал (глава III);
– Помоги Золушке добраться до королевского дворца. Для этого найди значения выражений, передвигаясь по стрелочкам (глава IV);
– Сам король вышел навстречу Золушке. Ей нужно поскорее подняться по ступенькам, а тебе правильно найти результаты арифметических действий (глава V).
Детям предлагаются различные случаи табличного умножения и деления и 9 вариантов ответа на каждый случай. Необходимо выбрать один из предложенных вариантов и кликнуть по нему левой кнопкой мышки. В случае правильного ответа происходит переход на следующий слайд. Если же ребенок ошибся, он слышит соответствующий звуковой сигнал и имеет возможность исправить ошибку, ответив повторно. Звуковые файлы встроены в презентацию.
Организуя на этапе устного счета фронтальную работу с данным тренажером, учитель (по своему усмотрению и в зависимости от уровня подготовленности учащихся) может не использовать на одном уроке все слайды презентации, а разделить ее на части. Можно добавить в урок еще несколько заданий для устного счета, связав их с темой тренажера. Например:
- Придумала злая мачеха для Золушки такое испытание: нужно рассортировать всего за минуту полный мешок помидоров на спелые и зеленые. Как без труда выполнить это задание? (Опустить все помидоры в воду. Спелые плоды всплывут, а зеленые уйдут на дно.)
- Мачеха послала Золушку на рынок. Дала ей девять монет: из них 8 настоящих, а одна фальшивая – она легче, чем настоящая. Как найти ее Золушке за два взвешивания? (Разделим 9 монет на 3 равных кучки. Положим на чаши весов первую и вторую кучки; по результату этого взвешивания мы точно узнаем, в какой из кучек находится фальшивка (если весы покажут равенство, то она – в третьей кучке). Остается из трех монет определить более легкую: кладем на чаши весов по 1 монете – фальшивкой является более легкая; если же на весах равенство, то фальшивой является третья монета.)
- Мачеха и две ее дочки весят 140 кг. Мачеха весит на 10 кг больше старшей дочки, а вместе они весят на 80 кг больше младшей дочки. Кто сколько весит? (Мачеха весит 60 кг, старшая дочка – 50 кг, младшая – 30 кг)
Источник: http://scaramouch.ru/content/view/1689/43/
Источник: http://matem1-11.forum2x2.ru/forum-f6/tema-t62.htm
Источник: http://www.pedsovet.su/load/136-1-0-2041
Выполнив все задания, учащиеся попадают на слайд № 31 “Спасибо за помощь!”, в который встроен небольшой музыкальный фрагмент из мультфильма “Золушка”.
Дидактическая игра-тренажер
“Приключения Буратино. Знаешь ли ты словарные слова?”
Работа со словарными словами – одно из важных направлений в работе учителя начальных классов. Несмотря на то, что эта работа ведется на каждом уроке русского языка с применением различных приемов, методов и средств, учащиеся по-прежнему допускают ошибки в написании словарных слов. Поэтому каждый учитель ищет эффективные способы для решения данной проблемы.
По окончании изучения курса русского языка второго класса (Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.) дети должны знать правописание 50 словарных слов. Предлагаемый тренажер позволяет повторить написание 42 слов с непроверяемой безударной гласной из курса русского языка 1 и 2 класса, способствует пробуждению интереса учащихся к изучению русского языка средствами занимательности и наглядности. Опора на сказочный сюжет актуальна и соответствует возрастным особенностям младших школьников.
Учитель может использовать тренажер как для фронтальной работы с классом, так и для индивидуальной тренировки учащихся. Сделать это можно как в конце 2 класса на уроках итогового повторения, так и в 3 классе во время первых уроков актуализации пройденного во 2 классе материала. Кроме того, данный мультимедийный ресурс может быть использован и родителями, желающими повысить грамотность детей.
Тренажер “Приключения Буратино” состоит из 4 игр:
– Приключение 1 “Собери монетки”;
– Приключение 2 “В гостях у Мальвины”;
– Приключение 3 “В поисках ключика”;
– Приключение 4 “Волшебная дверца”.
Организуя фронтальную работу с данным тренажером, целесообразно не использовать на одном уроке все слайды презентации, а разделить ее на части: один урок – одна игра. В случае самостоятельной работы ребенка с тренажером, к каждой игре имеется инструкция. Чтобы ознакомиться с ее содержанием, достаточно нажать на кнопку с изображением золотого ключика около названия игры (слайд “Содержание”), в результате чего произойдет переход на слайд с текстом инструкции.
Чтобы начать игру, необходимо нажать на ее название (слайд “Содержание”).
Закончив одну игру, возвращаемся на слайд “Содержание” по стрелке и выбираем следующую. Звуки и музыка встроены в презентацию.
Инструкция 1
“Собери монетки”
В нижней части слайда 8 монеток, и столько же словарных слов будет предложено учащимся в этой игре. Чтобы монетка попала в мешочек Буратино, необходимо определить пропущенную в слове гласную букву и нажать соответствующую кнопку-монетку в верхней части слайда.
Если гласная выбрана правильно, дети слышат звуковой сигнал, и происходит переход на слайд “Отлично!” с изображением папы Карло. После возвращения на последний показанный слайд на месте пропуска появляется безударная гласная, и одна монетка перемещается в мешочек Буратино.
Если же ребенок ошибся, слышится смех Карабаса Барабаса, и происходит переход на слайд “Ошибка!” с его изображением.
Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся монетки. После этого необходимо по стрелке вернуться на слайд “Содержание”.
Инструкция 2
“В гостях у Мальвины”
Задание: определить, какое блюдце в верхней части слайда подходит к чашке, стоящей на столе.
Для этого необходимо определить безударную гласную, пропущенную в слове, и выбрать блюдце, на котором она написана. Если блюдце выбрано правильно, произойдет переход на слайд “Отлично!”, а по возвращении на предыдущий слайд на месте пропуска появится пропущенная буква, и чашка переместится на блюдце. Если же блюдце выбрано ошибочно, произойдет переход на слайд “Ошибка!”, и чашка останется на своем месте.
Детям предлагается 9 слов.
Инструкция 3
“В поисках ключика”
В этой игре учащиеся помогают Буратино получить золотой ключик у черепахи Тортилы. Для этого они должны определить пропущенную в слове безударную гласную и нажать соответствующую кнопку-кувшинку.
При выборе верного ответа происходит переход на слайд “Отлично!”. После возвращения на предшествующий слайд на месте пропуска появляется пропущенная буква, а Буратино оказывается на следующем листе кувшинки.
Если выбран неправильный вариант ответа, происходит переход на слайд “Ошибка!”.
Когда будет пройден весь путь, черепаха Тортила передаст ключик, который она держит, в руки Буратино. В результате игры учащиеся повторят написание 7 слов.
Инструкция 4
“Волшебная дверца”
На слайде 3 словарных слова с пропущенной безударной гласной, которым соответствуют 3 ключа, и замок, на котором написана буква.
Задача: подобрать ключ к замку.
Чтобы выполнить задание, дети должны проанализировать написание трех слов и определить, в каком из них пропущена безударная гласная, написанная на замке. Затем щелкнуть левой кнопкой мыши по выбранному ключу.
Если ключ выбран верно, произойдет переход на слайд “Отлично!”, и по возвращении на предыдущий слайд замок будет открыт, а в словах на месте пропусков появятся буквы. Если выбран ошибочный вариант ответа, произойдет переход на слайд “Ошибка!”, и замок останется закрытым.
Подобные дидактические игры-тренажеры в полной мере решают как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и являются основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.
Использованная литература
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
2. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.