Урок окружающего мира в 4-м классе "Леса России"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тип урока: формирование новых знаний, (широкое применение межпредметных связей: история + литература + биология + география + экология).

Форма урока: урок-беседа.

Оборудование:

Настенная карта природных зон России, аудиокассета "Звуки леса", фотографии животных разных лесных зон, медиапроектор, компьютер, экран, картины художников и т.п.

Цели и задачи:

Образовательные: рассмотреть типы лесов России их факторы размещение, факторы формирования, особенности растительного и животного мира; значение леса в жизни русского человека; рассмотреть лес с точки зрения литературы, живописи, экологии, биологии и др.

Развивающие: научить и развить умение систематизировать материал, анализировать карты и схемы, выделять главное обобщать и делать выводы; формировать интегральное видение явлений и процессов, происходящих вокруг; развивать познавательную активность.

Воспитательные: формировать чувство патриотизма и гордости за русского человека, уважение к Родине; экологическую культуру.

План презентации Приложение 1

Презентация

Ход урока

I. Организационный момент урока.

II. Актуализация опрных знаний

- По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем занятии? {Это была зона тундры.)

- Покажите на карте тундру и расскажите, что вы о ней узнали. Заслушивается ответ ученика и дополнения класса.

Конкурс рисунков: “Какой я представляю себе тундру” с кратким комментированием.

- О каких растениях и животных вы бы хотели рассказать одноклассникам?

Заслушивание сообщений, приготовленных дома.

Выполнение теста “Тундра” (слайд 2)

1. Зона тундры расположена ...

а) севернее арктических пустынь;
б) южнее арктических пустынь.

2. Тундра расположена ...

а) на равнинах;
б) на возвышенностях; в) в горах.

3. В тундре ...

а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;
б) длинная суровая зима и жаркое лето;
в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

4. Главное занятие коренного населения тундры

а) рыболовство;
б) оленеводство;
в) земледелие.

5. Растения тундры ...

а) высокие с мощными корнями и широкими листьями;
б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

6. К тундровым растениям относятся ..

а) верблюжья колючка, саксаул, кактус;
б) кедр, осина, пальма;
в) карликовая ива, мох-ягель, черника.

7. В тундре обитают ...

а)    тюлени, моржи, киты;
б)    песцы, волки, лемминги;
в)    верблюды, лошади, коровы.

8. Укажи верную цепь питания:

а) растения -> лемминги -> пол. совы;
б) комары -> пол. куропатки – песцы;
в) растения -> кречеты -” волки.

9. Тундровый заповедник расположен

а) на полуострове Ямал;
б) на полуострове Таймыр;
в) на Кольском полуострове.

Ответы к тесту: 1 б); 2 а); 3 в); 4 б); 5 б); 6 в); 7 б); 8 а); 9 б).

III. Введение в тему

Учитель: Этот урок мне хотелось бы начать со слов русского писателя Л. Леонова , который сказал:

"Давно пора бы воздать ему хвалу, какой заслуживает этот милый дед, старинный приятель нашего детства, насмерть стоящий воин и безотказный поставщик сырья, кормилец рек и хранитель урожаев".

Кто же этот милый дед и хранитель урожаев?

Конечно же лес. Давайте, ребята, сейчас попробуем войти в лес. Закройте глаза и представьте, что вы там (Звучит запись звуков леса на магнитофоне).

А теперь расскажите, в каком лесу вы были? (Ответы детей наверняка будут разные, кто-то увидел сосновый, кто-то березовый, а кто-то увидел лес после утреннего дождя, свежий и выспавшийся и т.д.).

Видите, какой он разный. Казалось бы, что особенного, лес окружает нас, мы привыкли к этому и не всегда осознаем, что русский лес – одна из животворных стихий нашей природы. Глухомань тайги и роскошь дубрав, белоствольные рощи и перевитые лианами дальневосточные дебри – все это лики одного явления, имя которому – лесная ландшафтная зона.

Сегодня на уроке мы напишем всего лишь одну из страниц большой книги о природе, которая будет называться "Леса России".

Мы посмотрим на лес не только с точки зрения географии, изучив факторы формирования, размещения, особенности растительного и животного мира разных его типов, но и с точки зрения литературы, истории, биологии, живописи, экологии. И попробуем понять, что же значит лес для русского человека.

Какое же значение имеет лес? (Дети отвечают, учитель уточняет и комментирует их ответы, при этом вывешиваются на доску краткие таблички с указанием значений:

  1. Кормилец человека и животных (Грибы, ягоды, орехи, съедобные побеги)
  2. Древесина
  3. Сами деревья – мощные фабрики биомассы. На каждом гектаре лесов ее сосредоточено более 250 тонн. Древесина для топлива, строек, поделок, сырье для промышленности – дубильное, лекарственное, красящее:

  4. Охотничьи угодья
  5. Лесная зона – крупнейшее в мире охотничье угодье. Белка и соболь, куница и горностай, бобр и выдра, тетерев, глухарь, рябчик – чего только не приносят охотники из русских лесов!

  6. Поставщик О2
  7. Оздоровитель и ресурс отдыха
  8. В лесу человек черпает силы, отдыхает от бешенного теперь ритма жизни, оздоравливается.

  9. Украшение ландшафта
  10. Лес – это просто красиво. Источник вдохновения
  11. Учитель обращает внимание на картины художников, говорит о писателях и поэтах, всегда воспевавших лес в своих произведениях (М.Пришвин, К.Паустовский :), о композиторах (М.Глинка, И.Глазунов., П.Чайковский :).

  12. Воспитатель

Так как он во многом сформировал черты характера и психологии русского человека.

Защитник

В лесу укрывались во время смуты, войн, а еще лес защитник полей и урожаев.

Лес – это огромная система, отдельные части которой очень тесно сплетены, взаимосвязаны. И нарушение этих взаимосвязей ведет к изменениям или гибели природного комплекса. Поэтому так страшны вырубки лесов, лесные пожары, уничтожающие тысячи гектаров леса. Ежегодно в нашей стране 600 тыс га леса вырубается и примерно столько же сгорает. Чтобы сохранить лес, что необходимо делать?

Ожидаемые ответы:

  • лесовосстановительные работы;
  • создание заповедников, заказников и других охраняемых территорий;
  • рациональное использование древесины.

У нас в стране создано множество охраняемых лесных территорий. В Томской области действует 16 заказников, решается вопрос о создании заповедника в Тегульдетском районе и национального парка в междуречье. Охраняются памятники природы (Кисловский бор, Большой муравейник.)

Физминутка.

Руки подняли и покачали
–  Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
– Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад

IV. Работа по теме

Первый раздел нашей страницы "Географический".

В самом начале нашего урока вы называли разный лес. Каждый из них выделить на карте невозможно. Поэтому их объединяют в типы. Посмотрите на карту природных зон России и назовите те леса, которые выделены. (Дети называют: тайга, смешанные и широколиственные леса, муссонные леса Дальнего Востока).

Россия занимает первое место в мире по площади лесов и, конечно, самая большая доля (80%), самая древняя и снежная ландшафтная зона России – приходится на тайгу. Её ширина в Европейской части достигает 800 километров, а в Западной и Восточной Сибири — 2150 километров. Таёжные зоны России стали формироваться ещё до наступления ледников.

"Сила и очарование тайги, – писал А.П. Чехов, – не в деревьях-гигантах и не в гробовой тишине, а в том, что одни только перелетные птицы знают, где она кончается:"

Климат тайги характеризуется сравнительно теплым и довольно влажным летом и прохладной, а местами холодной зимой. Температура воздуха летом нередко превышает +30 °С; зимой морозы достигают 30... 50°С. По мере продвижения с запада на восток климат тайги становится более континентальным. В Восточной Сибири наблюдается жаркое и сухое лето, суровая и малоснежная зима. В Якутии сохраняется довольно мощный слой вечной мерзлоты.

Раздел "Ботанический".

Когда мы произносим или слышим слово "лес", то сразу возникает перед глазами...? (деревья).

Тайгу образуют различные хвойные породы деревьев, что и объясняет разный внешний облик тайги. Часто встречаются темнохвойные елово-пихтовые леса, где к ним присоединяются кедровники. Кроны елей плотно сомкнуты, под ними селятся ковры изо мха, а другие растения в нижних ярусах плохо переносят постоянную тень и поэтому развиты слабо. Так же западносибирская тайга богата сосной, лиственницей, на местах пожарищ растут береза и осина.

Тайге свойственно отсутствие или слабое развитие подлеска (так как в лесу мало света), а также однообразие травяно-кустарникового яруса и мохового покрова (зелёные мхи). Виды кустарников (можжевельник, жимолость, смородина, ива и др.), кустарничков (черника, брусника и др.) и трав (кислица, грушанка) немногочисленны как в Евразии, так и в Северной Америке.

Давайте поиграем в аукцион. Каждый ряд по очереди называет деревья, пока не выйдет из игры. (Дети называют, выявляется рад – победитель).

Как правило называют деревья, которые широко распространены, учитель после этого рассказывает об отдельных породах, растущих на Дальнем Востоке (о пробковом дереве, о железной березе, о лианах, которые обвивают стволы елей, пихт и кедров, лимоннике и др.).

Приложение 2

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольхи (показ гербария, закрепление карточек на карте). Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму (демонстрация картины “Смешанный лес”).

Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающего семенами (показ рисунка). Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки (рисунок).

Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик (рисунок).

Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз (показ гербария, закрепление карточек на стенной карте). Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами (картина “Широколиственный лес”).

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди (показ желудей).

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – темные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком (показ плодов липы).

Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании “кособокие”, одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы (показ плодов вяза).

Клен бывает остролистный (с большими резными листьями), татарский (у него листья овальные с небольшими выступами) и американский (у него каждый лист состоит из трех-пяти отдельных листочков), а плоды у всех видов клена крылатые (показ плодов клена)

Лес является домом для животных, поэтому четвертый раздел страницы "Зоологический".

Я предлагаю вам назвать животных леса, так же по рядам (аукцион, выявление победителя).

А теперь скажите, все ли перечисленные животные обитают вместе? Среди названных есть те, которые обитают во всех типах лесов России, а есть те, которые характерны только для одного.

Животный мир тайги богаче и разнообразнее, чем животный мир тундры: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых Многочисленны и широко распространены: рысь, норка, росомаха, бурундук, куница, соболь, белка, летяга и др. Из копытных встречаются северный и благородный олени, лось, косуля; многочисленны грызуны: бурозубки, мыши. Из птиц обычны: глухарь, рябчик, кедровка, клесты и др.

В таёжном лесу по сравнению с лесотундрой благоприятнее условия для жизни животных. Здесь больше оседлых животных. Нигде в мире, кроме тайги, не водится столько пушных зверей.

Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка-летяга – родственница белки, но меньше ее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

Физминутка

Упражнения для снятия глазного напряжения.

Выполняют движения под музыку. Следят глазами за движениями фигур

V. Закрепление

Итак, мы рассмотрели с вами один из самых больших в нашей стране природных комплексов – лес.

Традиционные занятия населения — охота на пушного зверя, сбор лекарственного сырья, дикорастущих плодов, орехов, ягод и грибов, ловля рыбы, лесопромысловое хозяйство, (строительство домов), скотоводство.

После этого учащимся предлагается внести в таблицу по пять типичных представителей древесных пород тайги, смешанных и широколиственных лесов и лесов Дальнего Востока

О лесе можно говорить бесконечно, но мы ограничены рамками урока.. Чтобы сохранить лес, что необходимо делать?

Ожидаемые ответы: лесовосстановительные работы; создание заповедников, заказников и других охраняемых территорий, рациональное использование древесины.

У нас в стране создано множество охраняемых лесных территорий. В Томской области действует 16 заказников, решается вопрос о создании заповедника в Тегульдетском районе и национального парка в междуречье. Охраняются памятники природы (Кисловский бор, Большой муравейник.)

В тайге сосредоточены запасы промышленной древесины, открыты и разрабатываются крупные месторождения полезных ископаемых (уголь, нефть, газ и др.). также много ценной древесины

Объемы лесовосстановительных работ в результате экономического кризиса сократились.

Не решена проблема с рациональным использованием древесины. В России используется всего 50-70% биомассы деревьев. В Японии, например, 99% (хвоя, кора, ветки идут на производство кормов и удобрений).

VI. Домашнее задание

Дома: Предлагается написать небольшое сочинение-размышление на тему "Сохраним лес – сохраним жизнь на земле"

VII. Подведение итогов, выставление оценок за урок

Литература:

  1. Учебник 4 класс “Мир вокруг нас” М: Просвещение А.А. Плешаков.
  2. Методическая литература к уроку Окружающий мир 4 класс
  3. Растительный мир тайги http://www.3planet.ru/nature/biology/1660.htm
  4. Тайга. Географический словарь http://www.ecosystema.ru/07referats/slovgeo/828.htm
  5. Википедия. Тайга http://wapedia.mobi/ru/%D0%A2%D0%B0%D0%B9%D0%B3%D0%B0
  6. Леса России http://lesarossii.narod.ru/
  7. Леса России http://forest-russia.narod.ru/lesbog.htm
  8. Растения и животные леса http://www.4stupeni.ru/stady/konspekt_2_mir/6672-rasteniya-i-zhivotnye-lesa-oxrana-lesa.html